Пятница, Ноябрь 16, 2018

  /  Погода в Абакане

Главная > Газета > Связующее звено

Связующее звено

Понятие «тьютор» появилось в лексиконе российской педагогики недавно. В переводе с английского это слово означает «защитник, опекун». В Хакасии существует единственное учебное заведение, где система тьюторского сопровождения работает уже с 2012 года. Это школа-интернат для детей с нарушением слуха. Говоря языком официальным, тьютор – многофункциональный проводник в социум. А «по жизни» для ребенка с ОВЗ это – самый добрый, самый близкий, самый понимающий, самый умный человек. Он всегда рядом, он умеет наладить контакт с учителями, с родителями, со сверстниками. Одним словом, психологическая нянька.

Подобное сопровождение показывает абсолютно новый педагогический подход, когда ребенок может обратиться к своему наставнику как к товарищу. Задать любой вопрос и не бояться, что от него отмахнутся, проигнорируют или – хуже того – посмеются над ним. Обычному учителю может элементарно не хватать времени, чтобы обращать особое внимание на одного отдельно взятого ребенка. Родители, замотанные делами, тоже не всегда склонны разбираться в причинах того или иного детского поступка. Особенно если ребенок имеет проблемы со здоровьем, в том числе и с психикой. А такое невнимание может иметь самые негативные последствия для адаптации и социализации больного ребенка.

Именно в таких ситуациях тьютор выступает как связующее звено между ребенком и взрослым человеком. И случается, что именно он открывает в своем подопечном такие способности, таланты и умение развивать собственные возможности, о которых не подозревали ни учителя, ни родители. А еще очень важно, что он выстраивает взаимодействие и отношения не только по схеме «ребенок – взрослый», но и «ребенок – сверстники». По такой системе и работают тьюторы в вышеупомянутой школе для слабослышащих детей. Сегодня мы расскажем о двух таких профессионалах: Жанне Беловой и Надежде Васильевне Василенко.

Читатель может поинтересоваться: почему не названо отчество одного из тьюторов? Потому, что Жанна Белова – молодой специалист, работает в школе четыре года, а педагогический стаж Надежды Василенко около 30 лет. Но это, пожалуй, единственное, в чем они различаются. Объединяет и роднит их удивительный талант, доброта и искреннее желание помочь каждому из своих воспитанников. Но, как известно, в некоторых случаях одного желания мало. Нужно призвание, что у этих специалистов также имеется в наличии. С раннего утра и до позднего вечера они рядом с детьми. У Жанны – дошколята и первоклассники, у Надежды Васильевны – дети постарше. В ее «копилке» – годы работы, педагогические знания и большой жизненный опыт. А в запасе у Жанны бьющая через край молодость, искренняя любовь к своим «цыплятам», стремление научить их радоваться каждому дню, каждой новой победе.

Надо отдать должное этим людям. Тьюторство – нелегкий труд, который дается не каждому. Это большая, каждодневная работа, и чтобы найти индивидуальный подход к ребенку, нужно обладать серьезными педагогическими навыками и определенными человеческими качествами, такими как терпение, сочувствие, открытость, дружелюбие и бесконечная доброта. Они должны тонко понимать своего подопечного, уметь общаться с его родителями, при этом учитывать особенности состояния здоровья. С легкой руки директора в этой школе в общении с учащимися (а среди них есть и аутисты) действует девиз, которому когда-то положила начало детская передача из ГДР: «Делай с нами, делай, как мы, делай лучше нас!». И тьюторы не только помогают детям овладевать знаниями в рамках школьной программы, преодолевать психологические барьеры, но и приучают их с малых лет к обычным каждодневным делам: пришить пуговицу, почистить ботинки и т. д. Кроме того, не у всех воспитанников этой школы идеальные семьи и доверительные отношения с родителями. Так что тьюторы в какой-то мере заменяют им маму и папу.

К сожалению, на сегодняшний день в России не имеется специальных учебных заведений (как, например, в Англии), в которых учат такой профессии. Однако многие педагогические вузы уже пытаются создавать группы с уклоном к тьюторскому сопровождению. В Хакасии этот вопрос решается путем налаживания профессиональных контактов со студентами ХГУ и педколледжа, которые проходят в школе педагогическую практику. И каждый год среди выпускников находятся те, кто приходит в школу, выбрав эту необычную и непростую профессию по желанию и по призванию.

Маргарита ЛОГИНОВА


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Защита от спама *