Вторник, Сентябрь 25, 2018

  /  Погода в Абакане

Главная > Газета > О ЕГЭ по истории, патриотическом воспитании и профессии учителя сегодня

О ЕГЭ по истории, патриотическом воспитании и профессии учителя сегодня

Позади очередной учебный год и выпускные экзамены в школах. Довольно много выпускников в этом году сдавали ЕГЭ по истории. Насколько успешно справились с ним выпускники Хакасии? Какова роль этого школьного предмета в патриотическом воспитании молодежи? Об этом и многом другом – в беседе с учителем истории и обществознания школы № 25 города Абакана Шалико БЕРУАШВИЛИ.

Шалико Ивериевич, как учитель истории и обществознания вы являетесь и экспертом ЕГЭ, членом предметной комиссии по истории, то есть принимали участие в проверке работ школьников. Насколько успешно справились выпускники Хакасии с ЕГЭ по истории?

– С каждым годом контрольно-измерительные материалы ЕГЭ по истории и обществознанию становятся все сложнее, в первую очередь это можно сказать о второй, «развернутой» части заданий. От школьника требуется умение проанализировать исторический источник, в письменной форме грамотно изложить свои мысли при анализе какой-либо исторической проблемы, ситуации, показать причинно-следственные связи тех или иных процессов, продемонстрировать знание различных точек зрения на данную проблему и т. д. В общем, экзамен весьма сложен, однако наши ребята – молодцы, с заданиями справились хорошо, двоек по Хакасии немного.

Вы – классный руководитель класса социально-правового профиля, то есть ЕГЭ по истории ваши ученики также сдавали. Каковы результаты?

– Результаты учащиеся продемонстрировали разные: от чуть более 40 баллов до 78–80 баллов. Те ребята, кому экзамен по истории необходим при поступлении в вуз на выбранную специальность, продемонстрировали более высокие результаты. Есть в классе и те, кто за время обучения на данном профиле несколько пересмотрел свои планы на будущее, и ЕГЭ по истории им не понадобится при поступлении в вуз – у них более скромные результаты.

Как учитель истории как вы относитесь к тому, что не в такой уж далекой перспективе (к 2020 году) ЕГЭ по истории планируют включить в число обязательных экзаменов?

– В настоящее время каких-либо официальных документов о введении обязательного единого госэкзамена по истории России пока нет. В целом к данной инициативе я отношусь положительно, но при условии, что экзамен, как сегодня ЕГЭ по математике, будет разделен на базовую и профильные части. Каждый гражданин должен знать историю своей малой родины и страны в целом, знать основные вехи развития своего государства. Более сложную профильную часть экзамена, наверное, справедливо было бы ввести для ребят, которым экзамен по истории необходим для поступления на выбранную специальность. Требовать же от, условно говоря, физиков и математиков сдачи сложного экзамена с анализом исторических источников, знанием историографии проблемы и различных концепций, полагаю, излишне.

ЕГЭ школьники сдают уже много лет, экзамен вроде бы стал для всех привычной формой. Однако в марте этого года депутаты Госдумы вновь заговорили о необходимости отмены ЕГЭ: мол, экзамен не оправдал себя и превратился в «дрессировку» школьников. Как вы относитесь к подобной форме итоговой аттестации школьников?

– Споры вокруг ЕГЭ не утихают с самого момента его введения. У существующей сегодня формы итоговой аттестации школьников есть как минусы, так и плюсы. Среди главных, на мой взгляд, минусов – это то, что у ребят фактически нет права на ошибку. При устной сдаче экзамена в традиционной форме «вопрос-ответ» ребенок мог в ходе беседы пояснить свою позицию, исправить какую-то мелкую техническую ошибку. А при письменном экзамене, к примеру, даже если, называя имя правителя, поставит школьник случайно лишнюю палочку – все, задание засчитывается как неправильно выполненное. При устной сдаче экзамена уровень знаний школьника и его умение анализировать исторические события очевидны, при проверке письменной работы такого сказать нельзя. Еще один из минусов ЕГЭ – сильная стрессовая ситуация для школьника.

Плюсы же единого госэкзамена очевидны, и в данном случае инициаторы внедрения данной формы итоговой аттестации оказались правы: школьник переживает стрессовую ситуацию один раз, нет необходимости сдавать экзамен сначала в школе, а потом в вузе. Второй момент – ученики отдаленных регионов получили больше шансов поступить в ведущие вузы страны, набрав высокие баллы по ЕГЭ. Поэтому пусть уж лучше остается экзамен в форме ЕГЭ, чем снова переживать всем нам период перемен. Учащиеся нашей школы традиционно демонстрируют хорошие результаты ЕГЭ по выбранным предметам, география поступления наших выпускников – ведущие сибирские вузы, другие регионы нашей страны, Москва, Санкт-Петербург, ряд учеников выбрали обучение и вовсе за границей.

О высоких баллах на ЕГЭ. Не секрет, что многие учащиеся 10–11 классов занимаются с репетиторами, и часто это не педагоги родной для них школы, а преподаватели вузов. Не будет ли правильнее, честнее в таком случае говорить о том, что высокие баллы ЕГЭ – заслуга не школы, а родителей, ведь занятия с репетитором сегодня довольно затратны для семейного бюджета?

– Хорошие результаты на экзамене – это в первую очередь заслуга самого ученика, результат его трудолюбия, стараний, можно сказать, даже характера. За тот период времени, что ученики сдают ЕГЭ, я сталкивался с такими ситуациями, когда и педагог школы усиленно готовил детей к экзамену, и учащийся год или два занимался с репетитором – преподавателем вуза, а на выходе – весьма скромный результат: баллы, приравненные к «тройке». Если ученик мотивирован на поступление в вуз, прилагает максимум усилий к подготовке, то в принципе он сможет сдать экзамен с хорошим результатом и без репетитора. Тем более, что в каждой школе сегодня обязательно педагоги-предметники проводят консультации, где разбирают с ребятами наиболее сложные задания ЕГЭ. В то же время нельзя не признать, что чем больше у ребенка источников получения информации, тем больше шансов более успешно подготовиться к экзамену – но опять-таки если сам ребенок мотивирован учиться, выполняет задания репетитора, читает рекомендованную дополнительную литературу, а не просто «посещает» занятия по требованию родителей.

Как отмечают эксперты в области образования, школьные курсы истории и обществознания формируют ценностную систему подростка, готовят его ко взрослой жизни. Как должны преподаваться эти предметы,  каким должен быть современный учитель истории и обществознания, чтобы школьнику было интересно на уроке? Ведь сегодня любую информацию можно найти в сети Интернет – тем более что много различных онлайн-курсов, интересных лекций…. Вообще какова сегодня, в век свободной информации, роль учителя?

– Несмотря на все технические достижения, школа и учитель по прежнему играют очень большую роль в формировании личности ученика. Живое общение «педагог – ученик» не заменят никакие онлайн-системы обучения, поэтому личность учителя остается очень важной в деле получения ребенком образования. Учитель истории и обществознания, как и любых других предметов, должен прежде всего сам обладать обширными познаниями в своей сфере, быть настоящим экспертом. Кроме того, нужно суметь заинтересовать ученика, научить его искать информацию, понимать ее. Как и все остальные педагоги, мы должны быть в определенной мере и психологами, ведь нам приходится иметь дело с формирующимися личностями.

Абаканская школа № 25 – самая большая в городе, коллектив педагогов у вас около ста человек. Много ли среди них мужчин? Можно ли говорить о том, что мужчине проще работать в школе – с дисциплиной, наверное, проблем меньше, вы пользуетесь большим авторитетом среди подростков?

– Мужчин в нашем большом дружном педагогическом коллективе человек 8–9, и тот факт, что нас меньше, конечно, играет определенную роль. Однако авторитет, доверие школьников это не гарантирует автоматически – все это нужно еще заслужить.

Вообще за последние, наверное, лет семь-восемь в нашем обществе меняется отношение к школе, профессии учителя – причем изменения эти в лучшую сторону. Я работаю в школе с 1998 года, это был еще, можно сказать, период определенных изменений в обществе, поэтому говорить о профессии педагога как престижной, пользующейся уважением у школьников и их родителей, довольно сложно. Меняются и сами школьники, современные дети более мотивированы, нацелены на обучение – где-то со второго полугодия восьмого класса школьники начинают более серьезно относиться к учебе. Бывают, конечно, и конфликтные ситуации, когда приходится приглашать в школу родителей учеников. Как правило, в большинстве случаев родители встают на сторону педагога.

Сегодня много говорится о так называемом «клиповом мышлении» молодежи. Нередко от педагогов можно услышать, что «раньше школьники были умнее», больше читали книг, а сегодня большинство учащихся не мыслят себя без телефонов, планшетов и т. д.

– Современная молодежь действительно сложнее усваивает, запоминает какие-то фундаментальные знания, однако следует признать, что они более оперативно могут найти необходимую им здесь и сейчас информацию. Поиск информации также может быть полезным. Конечно, простое скачивание готовых рефератов из сети Интернет на уроке не пройдет, однако поиск и работу с литературой по изучаемой нами теме вполне допускаю.

Шалико Ивериевич, в школе вы работаете двадцатый год, о том, как изменились ученики, рассказали. А сами вы за это время как изменились? Стали менее строгим по отношению к ученикам?

– Точнее будет сказать, более реалистичным: знаю, в каких ситуациях нужно быть с детьми построже, проявить твердость, а где можно и помягче, спросить не так строго.

Профессиональных достижений за годы работы в школе немало: это и победы учеников в городских, республиканских олимпиадах, конкурсах, призовые места на всероссийских конференциях. Однако помимо собственно уроков истории, обществознания и права вы, как педагог социально-правового профиля, отвечаете и за работу по патриотическому воспитанию. Патриотическое воспитание, если говорить очень кратко, – что это?

– Если говорить кратко, патриотизм – это любовь к своей родине. И мы этому должны научить наших школьников: на уроках истории, на внеклассных мероприятиях. Ученики социально-правового профиля – постоянные участники городской акции «Вахта памяти», «Свеча памяти», «Бессмертный полк». Доброй традицией стали встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, тружениками тыла, участниками локальных войн, в школе создан и активно работает музей «Станицы прошлого и настоящего»…

Патриотическое воспитание предполагает изучение прошлого своей родины только в позитивном русле? За 20 лет, что вы работаете в школе, оценки некоторых исторических событий менялись. Как об этом рассказывать школьникам? Или по примеру ряда других стран нам нужно изучать в школе лишь позитивную историю?

– Любить нужно родину, неважно, какое в настоящее время правительство у власти – это главное в патриотическом воспитании. Исторические события, я считаю, нужно всегда изучать на уроках как можно ближе к реальности. Да, был у нас в истории такой период, как репрессии, и школьники должны об этом знать. Однако только одним фактом репрессий нельзя ведь перечеркивать все достижения советского периода нашей истории – метаться из крайности в крайность не нужно. И потом, что плохого в позитивной истории? Во многих современных государствах, таких как США, Франция, Великобритания, я уже не говорю о Китае, позитивная история имеет место быть. Наша задача – привить детям, подросткам любовь к своей Родине, а без знания ее истории это сделать просто невозможно.

Ольга КАРАЧАКОВА


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Защита от спама *