Четверг, Декабрь 13, 2018

  /  Погода в Абакане

Главная > Газета > «Белые всадники» Георгия Сагалакова

«Белые всадники» Георгия Сагалакова

Богата дарованиями земля хакасская. Скольких выдающихся ученых, поэтов, писателей, художников она родила, заронив в каждого божественное зерно таланта… И все вокруг, будто поняв важное предназначение каждого, объединило свои усилия во взращивании и пестовании великих сынов и дочерей Хакасии.

Да и как можно остаться бесталанным, когда даже в самом далеком аале люди и природа вдохновляют на созидание. Главное – вовремя разглядеть это зерно и бережно взрастить его, а бьющую через край энергию таланта поддержать и направить в нужное русло.

О том, что Хакасия богата уникальными людьми, умеющими передать красоту своей родины с помощью холста и красок, знают многие, а вот о самих художниках нам, согласитесь, мало что известно.

Сегодня речь пойдет о мастере, чьи работы прославляют Хакасию далеко за ее пределами. Каждый интересующийся искусством абаканец может познакомиться с ним лично на выставках в Абаканской картинной галерее им. Ф.Е. Пронских, ведь это большая удача – жить в одно время с выдающимися талантами Хакасии.

«Я рос под звуки чатхана…»

Так говорит сам о себе Георгий Николаевич Сагалаков. Он родился в далеком от Абакана Таштыпском районе, в селе Хорой. С детства его жизнь была наполнена творчеством. А как иначе, когда твой дядя, Трофим Сагатаев — известный музыкант, без которого не обходится ни один праздник, постоянно участвующий в разных конкурсах, совершенствующий свое мастерство.

Георгий вырос в многодетной семье, хотя это сегодня для нас десять детей — из разряда фантастики, а тогда для хакасских семей подобное было доброй традицией. Его отец Николай Федорович работал столяром, но каждое свое изделие создавал с изюминкой, чем и славился на всю округу.

– Я с детства помогал отцу, делал ли тот дуги, телеги, сани, я всегда был рядом, – вспоминает Георгий Николаевич. – И всегда рисовал.

Конечно, ни о каких холстах, красках, мольбертах в далекой хакасской деревушке речи не велось. Химический карандаш, которым отец размечал детали, да обычная бумага – этого хватало четырехлетнему мальчику, чтобы рисовать буквально все, что только успевал увидеть зоркий мальчишечий глаз. Многие обращали внимание на талант маленького Георгия. А в пятом классе он сам определился с делом всей своей жизни.

Окончив хоройскую школу, Георгий отправился в Абакан, ведь в столице была возможность подготовиться к поступлению в художественное училище имени Сурикова в Красноярске.

– Со мной много занимался педагог детской художественной школы Виктор Сергеевич Остриков, – рассказывает Георгий Николаевич. – Знаете, я до сих пор свои поступки сверяю с его мнением! Когда в чем-то сомневаюсь, думаю: а как бы он поступил? Он всегда был для меня примером.

В 1981 году, с перерывом на армейскую службу, Георгий Сагалаков окончил театрально-художественное отделение суриковского училища и начал работу в хакасском книжном издательстве «Айра». За годы работы им было проиллюстрировано более 20 книг, среди них – «Красная книга Республики Хакасия», «Книга Памяти», «Животный мир Хакасии», «Азбука», художник также принимал участие в оформлении «Букваря» на хакасском языке. Но, как любой творческий, ищущий человек, он начал пробовать себя и в других направлениях.

О линогравюре, терпении и учениках

– У меня много живописных работ, но все знают о моей любви к графике, – улыбается Георгий Николаевич.

Линогравюра — это то, о чем художник готов говорить бесконечно. В этом направлении у Георгия Сагалакова не много учеников – работа очень кропотливая и тонкая.

– Сперва создается рисунок на бумаге, – рассказывает историю создания линогравюры художник. – Потом его нужно аккуратно и тщательно перенести на кусок линолеума. Сегодня можно купить специальный материал именно для линогравюр, а в прежние годы резали на обычном.

У мастера в небольшом ящичке хранится с десяток разных затейливых резцов — для создания штрихов и пятен, из которых потом складывается картина. Он с гордостью демонстрирует гравюру, над которой работает сейчас – сюжет из бытовой жизни хакасов. Когда гравюра готова, на нее нужно нанести краску и сделать оттиск на специальном станке. И вот тогда работу можно оформлять в раму. Иногда на создание одной линогравюры уходят месяцы.

– Мои ученики неохотно овладевают этим мастерством, – сетует Георгий Николаевич. – Но те, кто решает им заняться, получают истинное удовольствие от выполненной работы…

Сегодня Георгий Сагалаков преподает в детской художественной школе имени Каратанова.

– Мне нравится преподавать, передавать свои знания детям, – рассказывает художник. – К каждому ученику я стараюсь найти свой подход, с кем-то шучу, а с кем-то разговариваю на интересные ему темы. Я стараюсь развивать в детях усидчивость и терпение, умение видеть детали и схватывать главное.

Космические страсти

Подготавливая юных художников к конкурсам разного уровня, Георгий Николаевич и сам старается не отставать. Незадолго до нашего с ним разговора он получил приглашение на Международную триеналле современной графики в Новосибирске, в которой участвуют работы художников из Финляндии, Бельгии, Канады, США, Южной Кореи, Японии. Проводится выставка раз в три года, является правопреемником Международной биеннале современной графики, проводившейся в Новосибирском государственном художественном музее с 1999 по 2009 годы. Стать ее участником — значит еще раз получить признание на международном уровне.

У Георгия Николаевича немало заслуженных наград республиканского, российского, международного уровня, но останавливаться на достигнутом желания нет. Все свое время художник посвящает работе с учениками, пишет картины сам. А в свободные минуты играет на профессиональном уровне в шашки (о чем свидетельствует множество грамот, медалей, кубков).

– А еще моя страсть — огород, – признается художник. – Я люблю покопаться в земле, стараюсь подходить к работе творчески. Для меня лучший отдых — смена деятельности, и работу резцом или кисточкой я меняю на лопату. Особое удовольствие мне доставляют овощи и фрукты, выращенные моими руками, их вкус не сравнится ни с чем. И дело даже не в отсутствии химикатов и пользе, а в осознании того, что ты создал это сам!

Пока ни один из детей и внуков не пошел по стопам своего заслуженного отца и деда.

– Моя жена смеется: хватит в семье и одного бездельника, – улыбается Георгий Николаевич. – Шутит, конечно, – я не помню, когда в отпуске был. Постоянно занят работой.

Преподавание, работа над заказами, собственные картины, подготовка к выставкам и конкурсам, не только своим — Георгий Николаевич с гордостью показывает солидную пачку грамот учеников. Жить работой, дышать творчеством, вдохновляться Хакасией и Абаканом — вот смысл его существования.

Сегодня Георгий Николаевич — заслуженный работник культуры Республики Хакасия, член союза художников России. Его произведения хранятся в Хакасском национальном краеведческом музее, Минусинском краеведческом музее, в частных собраниях России, Германии, Финляндии. Каждый день он приходит в свою мастерскую на шестом этаже абаканской многоэтажки (пожалуй, единственная привилегия, которая осталась от когда-то престижного членства в Союзе художников) и начинает творить. Именно в такие часы рождаются космические сюжеты.

«Белые всадники» – название выставки работ художника, проходившей в Абакане весной и приуроченной к его юбилею. Но о возрасте Георгий Николаевич предпочитает не говорить — он уверен, что художник молод душой и мыслями.

– В моих работах много космоса, это связано с древней религией хакасов — тенгрианством, – рассказывает Георгий Николаевич. – И свои энергию и вдохновение я черпаю из бесконечных космических далей. Это можно увидеть почти на всех моих картинах. Это часть нашей традиционной культуры, которую я обязан сохранить.

Анна СПАССКАЯ


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Защита от спама *