Понедельник, Июль 23, 2018

  /  Погода в Абакане

Главная > Газета > Ключевая роль игры, или «Сам себе режиссер»

Ключевая роль игры, или «Сам себе режиссер»

«Мама, давай играть!» – Злата тянет меня за руку, мы идем к шкафу с игрушками. А там и куклы, и всевозможные зверята, и матрешки! Интересно, что дочка задумала на этот раз? Играем в зоопарк? Главный питомец – наш котенок? Ну, не знаю… Однако игра удалась. Котенок спал, свернувшись клубочком, куклы, которым Злата увлеченно рассказывала о новом звере в зоопарке, ему не помешали. Зато сама рассказчица получила массу удовольствия! А уж как понравилась игра мне…

Главное в таких играх – слушать ребенка, «подчиняться». Чадо становится своеобразным «режиссером», смело регулирует ваше поведение, попутно «говоря» и за кукол. Но если для взрослого игра с ребенком – радость и ничего более, то для дошкольника игра – его главная деятельность. Это развитие важнейших сторон психики, становление личности. Познание окружающего мира. Социализация.

Туки-туки за себя…

Владимир Иванович Даль определял игру как «забаву, установленную по правилам». Роль игры в жизни ребенка фундаментальна. Играя, он учится взаимодействовать и со взрослыми, и со сверстниками. Учится мыслить. И, что очень важно, активирует свое воображение. Думаю, вы не раз слышали «охи и вздохи» мам о том, что играть сам ребенок не хочет, хоть игрушек в доме – тьма.

Сегодня свободного времени у нас, взрослых, минимум, поэтому если бы сын или дочь играли со своими игрушками, не привлекая ни маму, ни папу, было бы замечательно. Ан нет! По наблюдениям психологов, часто нынешние дети играть самостоятельно, легко придумывать неспособны.

Знаю родителей, отдающих своего ребенка во власть телевизора и даже компьютера. Многие вообще считают, что современные дети не должны играть так, как играли они сами. Вздохнув, понимаю, что в век компьютерных технологий моя любимая игра – лапта – это уже нафталин. А жаль! Поколению 80-х годов повезло, считаю. У нас не было компьютера, у телевизора мы особо не сидели. В то время не было канала «Карусель», где мультфильмы и детские передачи идут нон-стоп. Хотя передачи… В пору нашего детства они были интересными, познавательными, добрыми. Сегодня же другие приоритеты. Ярче, громче…

Детьми мы играли с большим интересом не только в прятки, но и в «казаки–разбойники», «рыбак и рыбки». Ты должен был быстро бегать, проявлять смекалку, даже изобретательность! Знаете игру ««да» и «нет» не говорить, черный с белым не носить»? Ты должен был следить за каждым своим ответом, но, как ни старался, на каком-то вопросе тебя обязательно «ловили». Зато эта игра так настраивала мыслительный процесс! Мы создавали «свой мир», который бесценен. Детям XXI века в этом смысле напрягаться не надо.

Шаг за шагом…

Играть ребенок начинает очень рано – фактически с первых дней своей жизни! Конечно, игры крохи очень просты. Он не может еще самостоятельно передвигаться, получает самые первые впечатления о предметах своего окружения. Малыш играет, двигая ручками и ножками, рассматривая родные лица. Подрастая, он смотрит на погремушки в руках родителей. А затем ребенок сам начинает держать и перемещать игрушки, повторяя за нами. Он повторяет движения, жесты, мимику. Чем не игра?

А вот дети постарше любят уже толкать, кидать, хватать. С одного года, когда ребенок учится ходить, ему интересно бегать, догонять. Двухлетний ребенок с интересом манипулирует предметами: собирает и разбирает пирамидку, складывает мячики в корзину. В это время происходит развитие познавательных процессов: внимания, памяти, мышления. Формирующиеся еще в раннем возрасте навыки концентрировать внимание, анализировать, запоминать информацию очень пригодятся ребенку для обучения в школе.

В три года маленький мальчик уже может играть с машинками, девочка – с куклами. Да, ребенок еще маленький, но он уже может наблюдать, повторять. Детская фантазия безгранична, поэтому каждый новый предмет – это новая игра, представляете!

Если совсем маленькие дети играют без цели, просто повинуясь своей природе, то на четвертом году жизни они могут выбирать и тему игры, и достигать определенной цели. Основой игры становится воспроизведение отношений между взрослыми людьми, особенности их общения. Подчеркну, что без участия взрослого развивающее воздействие игры на ребенка невозможно.

Причем, чем младше ребенок, тем большее включение в процесс игры требуется от родителей. Они могут предлагать малышу игру или поддерживать инициативу ребенка, помогать ему осуществить замысел. То есть, руководить игрой косвенно. В пять лет ребенок уже личность, уже, как я заметила выше, «командует парадом». И здесь родители могут или просто наблюдать, или быть уже партнерами в игре. Здесь уже наступает время для самых замечательных – сюжетно-ролевых игр.

В этих играх дошкольники воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Эти творческие игры не только наиболее полно формируют личность ребенка, но и развивают фантазию. Надо ли говорить, что они являются важнейшим средством воспитания растущего человека?!

– Классическая сюжетно-ролевая игра представляет собой симбиоз и концентрацию разных аспектов, – говорит кандидат психологических наук Людмила Олеговна АНДРОПОВА. – В сюжетно-ролевой игре идет эмоциональное развитие и развитие интеллекта, ведь, играя, ребенок использует предметы-заместители, что формирует наглядно-образное мышление. Конечно, также развивается воображение, способность реализовывать игровой замысел и решить одну и туже игровую задачу разными способами. Это характерно для дивергентного мышления. В игре развивается речь.

Развиваем фантазию

Очень важно показать маленькому ребенку, как нужно играть, играть вместе с ним. Разговоры о том, что в четыре года он способен занять себя сам, может играть один, меня удивляют. Даже если одарить ребенка игрушками, без «проводника-взрослого» эти игрушки – просто неживые предметы. Лишь совместная игра помогает развитию образного мышления и воображения ребенка. А это важнейший аспект влияния игры.

И пара слов про игрушки, которых сейчас – изобилие. Главная задача любой игрушки – помочь развитию ребенка. А самый большой вред современных игрушек в том, что они очень информативны, поэтому не стимулируют детскую фантазию. Нынешние производители, по словам специалистов, «истребляют» важнейшее свойство игры – развивать фантазию.

Максимально реалистичные детские кухни, наборы для игры в магазин лишают детскую игру возможности вообразить, придумать. К слову. Подарили нам недавно популярный конструктор Lego. Собрали мы пару раз и благополучно забыли. Он развивает мелкую моторику, в чем еще польза это конструктора – не знаю. Если придумать историю, разыграть сюжет – так лучше взять игрушки нормального размера.

По словам психологов, чем проще – тем больше пользы. Да, именно так! Ведь простая игрушка – это поле для фантазии. В мое советское детство не было игрушек «навороченных», мы играли просто – в «дочки-матери», в «больничку». А летом в деревне делали себе «домики», создавали там уют. Смотря на взрослых, учились «хлопотать по хозяйству», заботиться о своих «дочках»-куклах. И, знаете, эти дни детства были очень счастливыми!

P. S. Миг детства, всего шесть лет, является сензитивным периодом для формирования личности, развития индивидуальности. В этом возрасте именно игра – ваша главная помощница. Играя, ребенок изменяет и одновременно усваивает жизненные впечатления. Так развиваются его творческие способности. А творчество – процесс сложный и вдохновенный. Но это уже другая история…

Лика КРАСКО, детский психолог


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Защита от спама *