Пятница, Ноябрь 16, 2018

  /  Погода в Абакане

Главная > Газета > Ирина Сизикова: «Работа доктора – моя судьба»

Ирина Сизикова: «Работа доктора – моя судьба»

Ежегодно в третье воскресенье июня в России отмечают праздник люди, чью профессию можно назвать самой нужной и востребованной. Люди, к которым каждый из нас хотя бы раз в жизни обращался за помощью, – медики. В канун Дня медицинского работника мы встретились с заместителем главного врача по лечебной работе Республиканской клинической больницы им. Г.Я. Ремишевской, доцентом кафедры внутренних болезней медико-психолого-социального института ХГУ, заслуженным врачом Хакасии, кандидатом медицинских наук Ириной СИЗИКОВОЙ.

Она – потомственный медик, доктор в третьем поколении – трудится в медицине более 30 лет, 14 из которых преподает в Хакасском госуниверситете.

Ирина Львовна, вы работаете врачом уже 31 год. А с чего все началось? Почему выбрали эту профессию?

Работа доктора – моя судьба. У нас «врачебная» семья: бабушки, дедушки, папа, мама, муж, свекровь… Я могу перечислять еще долго. Поэтому вопрос выбора профессии передо мной не стоял. То, что я поступлю в медицинский институт и стану врачом, было известно, наверное, с моего рождения. Так и случилось.

В 1987 году я окончила Киргизскую государственную медицинскую академию. В то время была так называемая система обучения кадров для национальной республики. Поступило нас десять человек, все окончили и вернулись в родной регион.-

 – А что дальше? Сразу же начали работать?

Тогда врачи обучались шесть лет, выпускной курс предполагал субординатуру по направлению (в моем случае терапевтическому). Затем, уже в Хакасии, я проходила интернатуру на базе Республиканской больницы. В это время как раз был необходим специалист, который займется подростковой службой, подготовкой юношей к армии. Так, я, будучи еще интерном, стала главным внештатным специалистом Минздрава Хакасии.

Кроме того я работала в первом терапевтическом отделении ресбольницы, получила специализацию по ревматологии. До 1994 года была ревматологом, а потом меня перевели в заместители главного врача по клинико-экспертной работе, даже помню точную дату – 9 марта. Работала в этой должности долго, 23 года. А в прошлом году в связи со сменой руководства стала заместителем по лечебной работе. При этом до сих пор сохраняю за собой должность председателя врачебной комиссии.

Какие самые главные обязанности сейчас закреплены за вами?

Я отвечаю за всю работу стационара. Пациенты, реанимация, санитарно-эпидемиологическое состояние, обеспечение медикаментами, лечебная работа… Очень большой объем.

Как вы стали преподавателем?

Моя коллега Елена Владимировна Захарова (тоже заместитель главного врача и преподаватель ХГУ) поступила в аспирантуру в Новокузнецкий государственный институт усовершенствования врачей (НГИУВ). В 2004 году, уже завершая обучение, она предложила мне поехать вместе с ней. Там я познакомилась со своим будущим научным руководителем Геннадием Ионовичем Чечениным, а потом поступила в аспирантуру. Параллельно начала преподавать: сначала в медицинском колледже, а с 2009 года – и в системе высшего образования. Кроме медико-психолого-социального института ХГУ, я еще являюсь старшим преподавателем кафедры медицинской кибернетики и информатики НГИУВ, участвую в обучении врачей. Это выездные циклы лекций, с которыми мы уже побывали в Сочи, в Ростове-на-Дону, в Кузбассе. Проводили их и у нас в Хакасии.

Какие дисциплины вы преподаете в ХГУ?

На четвертом курсе – общественное здоровье и здравоохранение (включая экспертные вопросы), а у шестикурсников – поликлиническую терапию. Это дисциплина достаточно объемная, включает вопросы, по которым студенты проходят аккредитацию. Они касаются профессиональной деятельности, то есть работы участкового врача. Например, как принять пациента, правильно поставить диагноз, направить на обследование, выписать рецепт, провести диспансеризацию, диагностические вопросы. Так как второе образование у меня юридическое, обсуждаем мы и правовые аспекты: права и различные виды ответственности пациентов, медицинских работников.

Вас можно назвать «играющим тренером». Вы не только преподаватель, но и работодатель. Многие ваши студенты приходят трудиться в Республиканскую больницу. Как вы работаете с выпускниками?

Действительно, многие. На сегодняшний день у нас работает 23 выпускника ХГУ. Есть также ребята, которые планируют поступать в ординатуру. С ними мы заключаем целевые договора, то есть за свой счет учим студентов по тем специальностям, которые нам необходимы. По контракту второй год ординатуры в ХГУ сейчас заканчивают порядка 20 человек. Среди них терапевты, хирурги, реаниматологи. Это только те, кто проходит ординатуру на нашей базе.

То, что я – «играющий тренер», является большим плюсом. Я всегда студентам говорю: «За вами начинают наблюдать с первого курса, а не за пять минут до того, как заключить целевой договор». Преподаватели нашей клинической базы, да и других, смотрят на ребят в динамике. И, соответственно, профориентируют. Простой пример: несколько лет назад одной из выпускниц нашего института мы посоветовали стать профпатологом. Работа такого врача очень специфична. Это специалист, который занимается выявлением причин профессиональных заболеваний. Сейчас она – замечательный доктор. А поняли мы, что она справится с этим делом, как раз наблюдая за ней в процессе учебы.

А бывает так, что профессиональный взгляд подводит?

Бывает, но, к счастью, редко ошибаемся. В последнее время, наоборот, происходят ситуации, когда мы радуемся, что не угадали. Был один студент, который никак себя не проявлял на протяжении всего периода обучения. Наблюдали. Но, когда он поступил в ординатуру, что-то сместилось в нужном направлении: или он попал в реальную жизнь, или почувствовал меру ответственности. Сейчас он очень хорошо учится, прогрессирует в профессиональном плане. Мы уже решили, что оставим его работать в нашей больнице.

Как все же помочь человеку в выборе специализации?

В медицине есть разные специальности. Некоторые требуют молниеносной реакции, например, реаниматолог-анестезиолог, оперирующий хирург. Не всем это дано, кто-то больше склонен к раздумьям, поиску диагноза. К тому же для определенных специальностей нужен особый талант. Например, для хирурга важно умение владеть руками. Где-то еще существуют ограничения по здоровью. Поэтому направление деятельности складывается из многих факторов. Но сложно везде, в каждой из медицинских специальностей.

В медицине, как правило, много династий. Наверное, ребятам, идущим по стопам родителей, легче?

Да, династий много, и среди моих студентов есть дети докторов. Но им, наоборот, сложнее. Это двойная ответственность, потому что начинают сравнивать с родителями, наблюдать. Знаю, каково это, по себе. У меня мама очень много лет проработала врачом, руководила Боградской ЦРБ, поэтому и за мной тоже наблюдали. Вообще я ребятам всегда говорю: «Врачебная репутация, складывающаяся уже со студенческих лет, очень важна. Хакасия – маленький регион, на вас смотрят преподаватели, сокурсники, одногруппники, будущие коллеги. Они знают, кто и что из себя представляет».

На что вы во время наблюдений за студентами как за будущими врачами обращаете внимание? Какие качества подмечаете?

У студентов, на мой взгляд, должно быть несколько качеств, которые их характеризуют с хорошей стороны. Во-первых, это ответственность в подготовке к занятиям. Я сама была студенткой, жила в общежитии в другом городе, поэтому мне знакома вся веселая студенческая жизнь. Но, если ты сегодня пропускаешь, завтра не готов, к концу семестра нагнать очень сложно. В медицине нет гениев, все дается большим ежедневным многолетним трудом. Нигде нельзя учиться плохо, а в медицине – особенно. Здесь мера ответственности очень высока: за диагноз, за те действия, которые ты предпринимаешь, потому что за этим стоит человеческая жизнь.

Наверное, работа врача требует постоянного самосовершенствования?

Безусловно. Чтобы быть хорошим специалистом, нужно все время совершенствовать себя, свои знания. Даже я, имея многолетний стаж, тщательно готовлюсь к занятиям. Доказано, что каждые 15 лет практически 90 процентов информации обновляется, поэтому приходится все время учиться. Это требует усидчивости и напряжения. Еще врачу необходимо быть психологически устойчивым. Работа доктора – круглосуточная. К тому же в больницу приходят пациенты с разными характерами, разным настроем, но все они ищут помощи. Доктор должен уметь тактично общаться, отвечать на вопросы (которых, как правило, очень много). Пациенту важно довериться врачу, а он, в свою очередь, должен это доверие оправдать. Ведь самое главное качество, которое характеризует врача – желание помочь людям.

Не менее важно уметь свои знания применять. Закрепляется ли за ребятами наставник, когда они приходят на практику?

Практика – один из главных элементов учебного процесса. Ни одна из теорий ее не заменит. В нашей больнице практику проходит много студентов, в каждом отделении по 7–8 человек. Это как ребята из медколледжа (младший персонал), так и студенты института. Недавно пришли четверокурсники. Они уже учатся общаться с пациентами, проводить обходы.

Конечно, за ними закрепляются наставники. И я считаю, что это правильно, потому что только более опытные врачи могут подсказать молодым, в каком направлении двигаться. К большому сожалению, в медицине нет целого поколения – докторов среднего возраста. Причина этому – дефицит врачей, который и послужил стимулом проделать большую работу – открыть в 2002 году институт. Это позволило планировать подготовку кадров.

Какие врачи сегодня самые востребованные?

Анестезиологи-реаниматологи, неврологи, врачи ультразвуковой диагностики. А также кардиологи, потому что планируется расширение отделения кардиологии, где будет оказываться экстренная сосудистая помощь. Это касается нашей больницы.

А если говорить о республике, то в первую очередь нужны участковые врачи – люди, оказывающие первичную медико-санитарную помощь. Укомплектованность районов Хакасии такими специалистами еще очень низка. Поэтому в медицине проблем с трудоустройством нет, выпускникам всегда рады, а хорошим выпускникам – вдвойне.

Признайтесь: за что вы любите свою работу?

Я не представляю себя вне этой профессии. Проработав столько лет в одном лечебном учреждении, я очень горжусь этим. Мне нравится, когда что-то хорошо получается, удается вовремя поставить диагноз, быстро помочь. Конечно, не исключены и тяжелые ситуации, но когда выходит все правильно, что бывает в большинстве случаев, когда пациенты уходят здоровыми, это доставляет непередаваемую радость.

А чем вас увлекает преподавание?

Мне нравится общаться с молодыми ребятами. С ними интересно, они не дадут стать консервативным. На лекциях нужно быть все время наготове, студенты всегда задают вопросы, бывает, и каверзные.

Работа врача – круглосуточная, но свободное время, наверное, остается, хоть и не так много. Есть ли у вас хобби?

Да, я очень люблю путешествовать. Всегда тщательно планируем с мужем отпуск. Еще люблю инструментальную музыку, джаз, в свое время сама играла в ансамбле, поэтому не пропускаю ни один хороший концерт.

Ирина Львовна, спасибо за интересную беседу. Желаю вам успехов в работе и достойных учеников!

Валерия ВЕРЕЩАГИНА


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Защита от спама *