Понедельник, Август 20, 2018

  /  Погода в Абакане

Главная > Газета > Восхождение на вернисаж

Восхождение на вернисаж

Яркой юбилейной датой ознаменован нынешний 2018 год, в апреле Абаканской картинной галерее им. Ф.Е. Пронских исполнилось 20 лет! Сегодня это учреждение культуры можно по праву считать центром выставочной, просветительской работы в области развития изобразительного искусства Республики Хакасия. Свыше 2500 единиц произведений искусства хранится в его фондах. Если бы они все были представлены на одном большом вернисаже, то не хватило бы и 100 помещений, площадь которых сопоставима с нынешними размерами выставочных залов картинной галереи. Каждая юбилейная дата – лишь временная отметка на пути, границы которого вымеряет Вечность. Для того, чтобы успешно продолжать движение, нужно помнить об истоках, о событиях прошлого и людях, благодаря которым любая юбилейная дата вообще имеет место в настоящем времени.

Соль земли

В современном русском языке выражение «соль земли» означает «самое лучшее, самое ценное, самое важное». Обычно так говорят о людях. К примеру, Н.Г. Чернышевский в своем романе «Что делать?», написал: «На земле нашей велика масса честных и добрых людей, а таких мало; они – теин в чаю, букет в благородном вине; от них ее сила; это цвет лучших людей… это соль земли». Именно таким человеком, без преувеличения, можно считать Федора Ефимовича Пронских. Одиннадцать лет минуло с тех пор, как перестало биться его неутомимое сердце. Талантливый художник-живописец, педагог-подвижник, член Союза художников России, заслуженный работник культуры Республики Хакасии, почетный гражданин города Абакана, основатель сразу двух «жемчужин» хакасской столицы – Детской художественной школы им. Д.И. Каратанова и Абаканской картинной галереи – Федор Ефимович обладал сильным характером: если брался за дело, в итоге всегда получал поразительные результаты. Верность принципам, огромная работоспособность, человеческая порядочность – все эти качества помогли ему прожить красивую и достойную жизнь, оставить после себя светлую память.

Начало пути. Художник-живописец

В Абакан Пронских прибыл в далеком 1962 году, учительствовал в средней школе № 1. Одновременно оттачивал свое мастерство как художник-живописец. Его первая картина с изображением природных красот Хакасии под поэтическим названием «Вечер в детстве», была закончена годом позже – в 1963 году. С той поры и до сегодняшних дней наш герой остается верным избранному жанру в творчестве – хакасскому пейзажу. Известно, что к концу жизни в его арсенале насчитывалось около трех тысяч полотен! Каждое живописное творение мастера – своеобразное признание в любви к природе, размышление о жизни и ее ценностях. Точную характеристику творчества Ф.Е. Пронских дает известный искусствовед, кандидат исторических наук И.К. Кидиекова: «Художник показывает пейзажи Хакасии в многообразии их форм и состояний. Его стремление – постичь красоту родной земли и найти в ней состояния, близкие переживаниям и раздумьям человека… Пейзажную живопись Федора Ефимовича Пронских отличает пластическая цельность образов, где с особенной страстью выявлены человеческие первоосновы бытия…»

Наставник, учитель, руководитель-хозяйственник

Уникальность личности нашего героя заключается в том, что наряду с природным талантом художника она содержала в себе еще и благородный талант педагога-новатора, и – казалось бы, несовместимое – «крепкую руку» руководителя-хозяйственника. В этой связи, достойна внимания газетная статья, опубликованная на страницах газеты «Хакасия» № 85 от 11 мая 2007 года, спустя 40 дней после смерти Федора Ефимовича. В основу публикации «Я хочу, чтобы вы были ранними птичками» легла курсовая работа студентки ХГУ Лидии Харченко, в редакцию газеты материал принесла научный руководитель студентки Жанна Ошкай. Молодой исследователь в свое время близко общалась с Пронских и написала свою работу на основе личных воспоминаний самого художника и его учеников. Коснемся лишь отдельных, любопытных фактов, приведенных в статье, наиболее ярко характеризующих нашего героя, уже как наставника и руководителя.

«…В 1962 году, работая учителем черчения и рисования в средней школе № 1, Федор Ефимович взял большую нагрузку: пять дней в неделю – по одиннадцать уроков, лишь в субботу – десять. Работал и в вечерней школе. Кроме того, вел секцию преподавателей школ Хакасии. Его открытые уроки пользовались большой популярностью среди коллег. В 1965 году Пронских предлагают стать организатором и директором первой в Хакасии детской художественной школы. Она открылась на базе средней общеобразовательной школы № 1. Несмотря на скромность площади (был выделен один класс), Пронских со всей тщательностью готовил оборудование: мольберты, планшеты, табуреты. Настаивал на том, чтобы изготовители трижды переделывали мольберты, пока они не стали соответствовать заданным чертежам. Учащиеся были обеспечены всем необходимым: бумагой, кистями, красками и карандашами. Неутомимому руководителю удается создать богатый натюрмортный фонд. Одних драпировок было 575 цветов». Чуть позже юные художники перебрались в только что отстроенную двадцатую школу, где для занятий уже было предоставлено три класса. В 1978 году в их распоряжении был целый этаж бывшей школы № 11. Требовательный к себе директор был требовательным и к коллегам, умел повести за собой. Но и опереться в работе было на кого: рядом с Федором Ефимовичем трудились прекрасные люди – сподвижники. Это и выдающийся хакасский художник Михаил Бурнаков, и художник-график Анатолий Туманов, который в свое время был учеником знаменитого Кибрика, и доцент Абаканского государственного педагогического института, читавшая детям историю искусств, учитель рисунка, живописи и композиции Светлана Колюжная, и многие другие, не менее достойные и талантливые педагоги и художники. В 1990–1991 годах школу переводят в Дом культуры. В 1996 году она наконец обретает собственное здание. Но об этом чуть позже, путь становления школы был сложен и тернист. А пока вернемся во временной период восьмидесятых годов. Директор школы хорошо понимает все тонкости и особенности организаторского труда, рассуждет следующим образом: «…Сначала нужен фундамент. А у нас как? Все еще работает старый принцип – начинают строить на голом месте…» Действительно, самое важное в исходе любого начинания – крепкий фундамент, который и является надежной основой для будущего. Федор Ефимович это чувствовал интуитивно, умел заразить своим энтузиазмом и личным примером коллег и оказался на верном пути. В этом заключался его успех как руководителя. О педагогическом таланте нашего героя красноречиво свидетельствуют воспоминания его ученицы, ныне успешного художника, преподавателя ХГУ Татьяны Коваль: «…Мы, его ученики, делали огромное количество набросков разными материалами, в различных техниках: тушью, карандашом, пером… Количественный подход к работе перерастал в качественный: если из десятка работ особо получалась одна – это уже удача. Нам, своим ученикам, он любил говорить: «Ранняя птичка клювик протирает, а поздняя – глазки. Вот и я хочу, чтобы вы были ранними птичками…» Как словом, так и делом. В летних лагерях «Баланкуль» и «Зеленый шум» на практике мы вставали с восходом солнца, чтобы насладиться просыпающейся природой и понаблюдать за изменением цвета и тона окружающего мира в лучах восходящего светила, а затем все эти впечатления и переживания переносили на холст… Это было волшебно! Такое отношение педагога зажигало наши сердца желанием творить…» Больше половины выпускников школы впоследствии становятся профессиональными художниками.

К 1988 году состояние здоровья Федора Ефимовича уже не позволяет в полной мере отдавать себя деятельности руководителя, он уходит с поста директора на должность преподавателя (1988–92 гг. школой руководит С. Качин). В 1992 году Пронских выступает перед руководством администрации города Абакана с инициативой пригласить на должность директора школы мало кому известного, но невероятно талантливого художника-живописца, имеющего в арсенале дипломы об окончании факультета художественной графики Благовещенского педагогического училища, факультета живописи Дальневосточного института искусств и небольшую педагогическую практику – Александра Кобыльцова. Как признается сам Александр Григорьевич, он в то время был далек даже от мысли связать свою трудовую деятельность со школой в городе Абакане, а уж тем более ее возглавить в должности директора. Однако все сложилось, как сложилось. Федор Ефимович вовремя сумел разглядеть в молодом человеке редкий художественный и педагогический талант, помноженный на силу и харизматичность личности. Вот уже 26 лет Александр Кобыльцов возглавляет Абаканскую детскую художественную школу им. Д.И. Каратанова. За это время школа стала в престижный ряд лучших учреждений дополнительного образования России. Школа работает по уникальной программе обучения Московского академического художественного лицея, целью которой является не только обучение фундаментальным основам по передаче формы, пространства и среды, но и формирование у учащихся художественного мышления через изучение изобразительного искусства мировых цивилизаций. И неудивительно, что на сегодняшний день уже не сотни, а тысячи выпускников Детской художественной школы им. Д.И. Каратанова состоялись профессионально в художественном искусстве. Сегодня А.Г. Кобыльцов – настоящий подвижник сохранения художественного наследия в нашем городе и открыватель новых, молодых, уникальных талантов. Эту важную миссию он несет не только как директор художественной школы, но и как председатель Союза художников Хакасии.

Елена БЕДНЮК


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Защита от спама *