Вторник, Август 21, 2018

  /  Погода в Абакане

Главная > Спецпроекты > Закон и право > Тема кредитов в вопросах и ответах

Тема кредитов в вопросах и ответах

«Кредитная» тема, поднятая в предыдущем выпуске нашего «потребительского ликбеза», всколыхнула абаканцев-заемщиков. В нашу редакцию продолжают поступать их вопросы. На самые распространенные из них отвечает эксперт нашей рубрики — начальник отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по РХ Вера УРМАЦКИХ. Описанные проблемы не дают покоя многим жителям. Лучше учиться на чужих ошибках и искать правильные выходы из сложных ситуаций заранее, до возникновения проблем в собственной жизни. Согласны?

Можно ли отказаться от кредита перед его получением?

– Планировали брать ипотечный кредит в одном банке. Уже собрали и сдали необходимые документы, получили одобрение и должны были получать деньги. Но узнали, что в другом банке условия более выгодные (мы поторопились и не обошли все банки). Можно ли до получения кредитных денег на руки передумать и отказаться от займа без штрафных санкций банка? Договор и другие документы мы еще не подписывали, но они уже готовы.

Дмитрий Алексеевич С.

– До получения кредита от него можно отказаться без санкций со стороны банка. Но на будущее советую сначала сравнить предложения разных банков и только потом принимать решение, у какого из них занимать деньги.

Если заложенная квартира должника – его единственное жилье…

– Не так давно взял ипотеку, но за последний год обстоятельства изменились (потерял работу и т. д.). В залоге по ипотеке – мое единственное жилье. Понимаю, что скоро платить по кредиту будет нечем. Могу ли я в этом случае лишиться крыши над головой, если мне больше негде жить? Или на единственное жилье должника взыскание банка не распространяется?

Александр Николаевич В.

– Законодательство позволяет банку наложить взыскание на заложенную квартиру должника, даже если это – его единственное жилье. В случае проблем с оплатой советую ПИСЬМЕННО предупредить об этом банк и поставить его в известность о ваших финансовых проблемах. Затем вместе с представителями банка вы обсудите возможные варианты выхода из ситуации и примете решение.

Чтобы минимизировать риск возникновения подобных ситуаций, трезво оценивайте свои силы до того, как возьмете ипотечный кредит. Считается оптимальным вариантом, если ежемесячные выплаты по кредиту не превышают 30% ежемесячного дохода.

Решив взять кредит, вы имеете полное право потребовать у банка для изучения все документы по сделке до их подписания. Самое пристальное внимание в них нужно обратить на правила использования заложенной квартиры и наложения на нее взыскания.

Страхование поможет избежать некоторых проблем. В частности, согласно Федеральному закону от 16 июля 1998 года № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)», заемщик обязан страховать в пользу банка только предмет залога (на сумму не меньше суммы ипотечного кредита). Страховать ли дополнительные риски – заемщик решает сам.

Советую изучить и упомянутый закон с актуальными поправками. Найти его можно в открытом доступе в Интернете, а также в правовых системах и обычных библиотеках. С 24 июня этого года должен вступить в силу Федеральный закон «О внесении изменений в статью 9.1 Федерального закона «Об ипотеке (залоге недвижимости)». В частности, банки будут обязаны включать в договоры с заемщиками предупреждения о рисках, если валюта займа и дохода заемщика не совпадают.

Разные нарушения коллекторов – жалобы в различные ведомства

– Вы недавно писали о том, как должникам правильно вести себя с коллекторами, чтобы те не нарушали права заемщиков. Прочла с интересом, так как на мне висит просроченный банковский долг. Полезные знания, спасибо! В банках об этом точно не рассказывают!

Но вы уделили мало внимания вопросам: а что делать, если коллекторы все равно нарушают права и законы? И куда именно обращаться в случае различных нарушений? Понятно, что при угрозах и вымогательстве надо сразу идти в полицию. Но ведь может нарушаться не только уголовный кодекс, но и другие законы. Например, закон, защищающий права заемщиков при возврате просроченной задолженности. Он ограничивает время и частоту применений действий к должникам, однако часто нарушается. Но от назойливости и надоедливости без угроз полицейские вряд ли будут спасать. А кто этим занимается – непонятно. Или что делать, если вы не брали кредит или вернули его, но ваши данные ошибочно попали к коллекторам, и те настойчиво требуют возврата долга, которого у вас нет?

Подскажите: в какие ведомства обращаться при разных нарушениях коллекторами прав заемщиков-должников?

Наталья Сергеевна Т.

– Начну с того, что неправомерные действия коллекторов не освобождают заемщика от обязанности вернуть долг (как ошибочно полагают некоторые должники). В случае нарушения коллекторами прав заемщиков действительно помогут в разных ведомствах. Но, прежде чем писать жалобы, озаботьтесь сбором прилагаемых к ним подтверждений игнорирования законов при взыскании долгов. Это, к примеру, могут быть свидетельские показания, аудио- и видеозаписи на телефон фактов неправомерного поведения, распечатка звонков на ваш телефон от сотового оператора (с ее помощью вы, например, сможете доказать, что с телефона коллектора вам звонили ночью или пытались воздействовать гораздо чаще, чем определено законодательством).

* Если вы столкнулись с угрозами коллекторов или те причинили вред вашему (или ваших родственников) имуществу или здоровью – обращайтесь в полицию. Помните, что коллектор – это не представитель органов власти, и что бы он ни говорил (кстати, вводить заемщиков в заблуждение ему запрещает законодательство), он не имеет права начать уголовное преследование должников или описать/изъять их имущество.

* Если коллекторы начали беспокоить вас по ошибке (такое, увы, тоже случается), направьте письменное заявление об отсутствии задолженности в названные ими кредитную организацию и коллекторское агентство. Если ваши обращения останутся без ответа и коллекторы продолжат «взыскивать» с вас несуществующий долг, то следующий шаг – письменные обращения в прокуратуру, Федеральную службу судебных приставов (ФССП) и Банк России.

* Если к вам пришел нелегально работающий коллектор (или представитель незарегистрированной либо не имеющей отношения к взысканию долга официальным путем организации) – обращайтесь в полицию и прокуратуру.

Напомню, что вы имеете право попросить человека, представившегося коллектором, не только назвать свои имя-фамилию-отчество, но и предъявить вам удостоверение коллектора и оригинал доверенности от коллекторского агентства. Кроме этого по вашему требованию он должен сообщить сведения об организации, которую представляет (в том числе контактные данные, полное наименование и государственный регистрационный номер), и предоставить документы, на основании которых вы должны вернуть долг (кредитный договор между вами и банком, договор между банком и коллекторским агентством и др.). После получения всей этой информации обязательно проверьте на сайте Федеральной службы судебных приставов, зарегистрировано ли названное коллекторское агентство. И уточните, работает ли в нем назвавшийся его сотрудником человек.

* Если коллекторами (или новым кредитором) нарушаются требования закона № 230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности», то жалобы на подобные действия принимают в Банке России и ФССП. Ознакомиться с упомянутым законом можно любым удобным способом.

* Если речь идет о передаче ваших персональных данных третьим лицам (без вашего на то согласия) – жалуйтесь в Роскомнадзор.

* Помимо обращений в компетентные органы/организации вы имеете право обратиться в суд и потребовать возмещения морального ущерба, нанесенного неправомерными действиями коллекторов.

Потребители-заемщики могут безвозмездно проконсультироваться в Управлении Роспотребнадзора по РХ. Также для них работает бесплатная федеральная горячая линия Роспотребнадзора: по телефону 8-800-100-29-26. Кроме этого, подробные разъяснения специалистов по непонятным населению и проблемным моментам кредитования и взыскания кредитных долгов вы можете найти на портале, созданном в рамках федерального проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» Минфина России и Всемирного банка.

Удачи в отстаивании прав!

Подготовила Татьяна ЗЫКОВА


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Защита от спама *