Суббота, Октябрь 20, 2018

  /  Погода в Абакане

Главная > Газета > Переломное прошлое и интересное будущее Хакасии

Переломное прошлое и интересное будущее Хакасии

Ситуация с региональной казной сложилась хуже, чем хотелось бы, но лучше, чем могла бы быть такой вывод можно сделать по результатам публичных слушаний по исполнению бюджета Хакасии в 2017 году. В будущем республике предстоит искать дополнительные источники доходов которых, по уверениям оптимистов, у региона не так уж мало.

Переломный год

– Прошедший, 2017-й, год был очень сложным, но при этом его можно назвать и переломным, – такую характеристику дала ситуации с региональным бюджетом министр финансов РХ Ирина ВОЙНОВА. Среди главный событий, по мнению министра – снижение суммы госдолга. Если сравнивать с объемом собственных доходов республики, то за год он уменьшился со 145% до 136%. Но куда важнее замещение львиной доли коммерческих кредитов бюджетными – это позволило сэкономить полтора миллиарда рублей только на обслуживании долга – речь, в первую очередь, идет о выплате процентов по займам. Исполнение этих обязательств значительно тормозило развитие республики, у которой и без того не было свободных средств.

Что же касается главного финансового документа республики, то ситуация принципиально мало меняется.

– Процесс формирования бюджета проходил в сложных условиях. Мы стремимся максимально использовать имеющиеся ресурсы, – заявляла в 2015 году в ходе доклада о бюджете на 2016 год тогда еще первый заместитель министра финансов Хакасии Ирина Войнова. Тогда республике приходилось немногим легче. Взять, к примеру, такой показатель, как реальные денежные доходы населения, которые в 2015 году упали на 5,2%. Кроме того, в 2016 году Хакасия могла рассчитывать лишь на 82,9% доходов от объема предыдущего года. А в 2017-м прирост собственных доходов составил 14,7%. То есть, заметно выше инфляционного показателя. А это – важный момент уже потому, что именно рост собственных доходов является одним из условий увеличения сроков погашения бюджетных кредитов – до 12 лет вместо семи, установленных в настоящий момент. Но как там будет с рассрочкой платежей, мы узнаем в будущем. Сейчас же важен тот факт, что республика уже не находится в долговой яме – вопреки прогнозам пессимистов.

В аналитических документах указывается и то, что сокращаются темпы прироста задолженности по кредитам. Так, если сравнивать 2016 и 2017 годы, то в последнем случае увеличение составило только 7,6% против 37%. Но не стоит забывать о конкретных цифрах: в денежном выражении 7,6% это примерно 1,7 миллиарда рублей. Понятно, что долги – через пять или через 12 лет – возвращать все равно придется. И выход один.

– Главная задача на ближайшие годы – наращивание собственной доходной базы, – отметила министр финансов.

Социальные просадки

Что касается собственных средств, то в прошлом году отмечен рост поступлений по налогу на прибыль организаций. В лидерах традиционные локомотивы регионального бюджета: добывающие предприятия, энергетики и металлурги. А вот снизились поступления от торговой деятельности, строительства, ремонта автотранспорта и т. д. Ситуация неоднозначная: с одной стороны, тот факт, что увеличивается поступление от ведущих бюджетных доноров – угольщиков и энергетиков, безусловно, хорош для казны. Хотя бы потому, что отчисления значительны – суммарно налог на прибыль в 2017 году оказался на 1,3 миллиарда рублей больше, чем в 2016 году.

С другой стороны, падение замечено пусть и не в ведущих с финансовой точки зрения, но от этого не менее важных отраслях. Торговля и строительство – это, можно сказать, индикатор уровня благосостояния населения. А кроме того, в этих сферах занято немало жителей региона. Если доходы растут и зарплата выплачивается вовремя – люди совершают больше покупок и отрасль благополучно развивается. Как следствие, растут и налоговые отчисления. То же самое со строительством: при хорошем уровне благосостояния увеличивается доля желающих улучшить свои жилищные условия и растет число занятых в строительстве. Что тоже не может не сказаться на благосостоянии населения. Между тем, по данным Контрольно-счетной палаты РХ на 2017 год, в Хакасии имелось 64 незавершенных стройки. Причем несколько объектов простаивают с 2010–2012 годов. Так, например, из-за нехватки финансирования пришлось отложить реконструкцию здания республиканского драматического театра и строительство национального архива. Причина банальна – нехватка средств. Недофинансированием объясняется и возросшая кредиторская задолженность Хакасии – по состоянию на начало 2018 года она составила 4,4 миллиарда рублей. Тем не менее, свои деньги жители получают. НДФЛ в минувшем году вырос на 103,5% по сравнению с 2016 годом – благодаря увеличению фондов заработной платы.

Но, несмотря на оптимистичные заявления, анализ республиканского бюджета 2017 года показывает ряд серьезных недоработок. В том числе – в социальной сфере, хотя именно социальная направленность традиционна для региональной казны. Иными словами, большую часть расходов бюджета Хакасии составляет заработная плата вкупе с проектами, направленными на поддержку населения. Если с задолженностью по заработной плате, по словам докладчиков, удалось разобраться, то в других сферах налицо нехватка средств. Например, подпрограмма «Совершенствование системы лекарственного обеспечения» в плане финансирования выполнена на 74,6%. По мнению правительства республики, результат достигнут. Однако участники публичных слушаний отметили, что кредиторская задолженность по лекарственному обеспечению составляет порядка 212,7 миллиона рублей. А программа «Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов жизнеобеспечения в сейсмических районах РХ» вообще исполнена только на 56,1%. При этом, по мнению исполнителей, ожидаемый результат опять-таки достигнут. Теоретически такое возможно – например, работы обошлись дешевле, чем предполагалось, а от каких-то мероприятий пришлось отказаться за ненадобностью. А вот вопрос с лекарственным обеспечением остается открытым.

Где взять деньги?

Это главный вопрос, которым из года в год задаются участники общественных слушаний.

– Резервы существуют, и резервы бешеные! – уверял в недавнем прошлом своих коллег заместитель председателя Верховного Совета Сергей КОМАРОВ. Точка зрения депутата за прошедшее время не изменилась.

По словам Сергея Комарова, для повышения благосостояния Хакасии требуется вдумчиво подойти к вопросу налогообложения бизнеса: малому и среднему предоставить льготы, с крупным можно обойтись построже. В первом случае речь идет о снижение налога на имущество организаций. Но при этом с другой стороны предполагается принципиально изменить подход к налогообложению.

А есть новость довольно интересная: в середине мая Госдумой РФ в первом чтении одобрен законопроект, согласно которому Хакасия исключается из списка регионов со льготными условиями инвестирования. Суть действующих нормативов в следующем: крупный бизнес, вкладывающий средства в развитие своего производства на территории Хакасии, автоматически получал налоговые послабления. По инициативе депутатов Верховного Совета решено было скорректировать федеральное законодательство, лишив бизнесменов этого «пряника». Решение, на первый взгляд, скоропалительное – и без того желающие вложить средства в развитие Хакасии в очереди не стоят и локтями не толкаются. Но смысл, по словам Сергея Комарова, не в том, чтобы лишить бизнес налоговых льгот, а в том, чтобы эти бонусы не начислялись автоматически, без ведома региональных властей.

Еще один путь увеличения региональной казны – взимание платы за негативное воздействие на окружающую среду. Сейчас этот момент, судя по словам Сергея Комарова, реализуется формально. Ужесточение контроля за выбросами должно не только улучшить экологию региона, но и пополнить бюджет. Причем проект этот был предложен еще в 2015 году. Однако серьезных изменений до настоящего времени не наблюдается. Поэтому представители Верховного Совета по итогам слушаний предложили правительству Хакасии не только выявить те предприятия, которые недоплачивают в казну, но и внедрить передвижные пункты контроля загрязнений. Особенно внимательно депутаты предлагают присмотреться к угольным предприятиям, действующим на территории Хакасии. Принцип прост: если работы ведутся на территории региона, то и республика, и муниципалитет должны в полной мере получать причитающуюся плату. К сожалению, подобные проекты – дело не быстрое, поэтому эффект от нововведения, скорее всего, станет заметен лишь через несколько лет.

Андрей ВИКТОРОВ


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Защита от спама *