Среда, Октябрь 17, 2018

  /  Погода в Абакане

Главная > Газета > Система великих возможностей

Система великих возможностей

Информатика – один из предметов современной школьной программы, о важности которого спорить не приходится. В дни, когда компьютер стоит в каждом доме, умение обращаться с ним является, безусловно, необходимым.

Ты ведь можешь?

Мы знакомы почти десять лет. Взаимная симпатия возникла сразу, а для общения это – главное. Мне всегда приятны люди гуманные и понимающие. Мне всегда интересны люди, любящие и тонко воспринимающие искусство. Человек, ставший мне другом – именно такой. Мой собеседник, Сергей БУЛКАКОВ, учитель информатики в школе № 30, замечает, что никогда «фанатом информатики» не был.

– По образованию я – учитель математики и информатики. Случайно, закончив четыре курса АГПИ, в начале сентября зашел поздравить своих педагогов в первую школу, и Анна Арсентьевна Коробейникова, тогдашний директор, говорит мне: «Слушай, ты ведь уже можешь преподавать?» По сути, у меня было неоконченное высшее, в институте не возражали. Весь пятый курс я работал в школе. Так я в школе и остался, – смеется Сергей.

Сегодня стаж педагогической работы Сергея Валерьевича – 18 лет.

Мир давно завоеван

Термин Informatik ввел немецкий специалист Карл Штейнбух в 1957 году. Термин происходит от двух слов – «информация» и «автоматизация» – и дословно означал «информационная автоматизация». Как отдельная наука информатика признана с 1970-х годов прошлого века. Современная информатика – это наука, главной целью которой являются операции со средствами, связанными с накоплением и хранением информации, ее переработкой, оценкой, исследованием, а также обеспечением возможности ее применять. Это очень крутая наука, согласитесь! Умение работать с информацией – поистине ценное умение!

– Информатика – это компьютер, мощный инструмент, который может использоваться в очень многих сферах жизни, – говорит учитель. – Моя задача – показать его возможности. Не только детям, но, порой, и взрослым.

В 1996 году Россия стала инициатором изучения информатики как фундаментальной науки. С каждым годом мир все больше модернизируется, и информатика помогает разобраться со всеми многочисленными девайсами.

– Думаю, что информатика сейчас – самый глобальный предмет… – замечаю я.

– Глобальный, конечно, в плане завоеванного мира, но бывало и так, что мы целый урок читали стихи, – улыбается Сергей Валерьевич. – Это, на мой взгляд, иногда бывает даже важнее. Потому что научиться можно порой и посмотрев-почитав, а вот общение… В большинстве семей диалога между родителями и детьми почти нет. Занятость родителей, сложившиеся отношения…

Учиться вместе

А ведь информатика – очень интересная дисциплина! Сложная? Не без этого! Учитель рассказывает мне о языках программирования, список которых сейчас широк и многообразен. А работа с таблицами, решение задач и прочее…

– Самое сложное в информатике – это, да, ее глобальность. Начиная от языков программирования – их под сотню. Ее обширность. Математика тоже обширная наука, но новшества туда приходят редко. Древние как открыли что-то, ты изучил и можешь ответить на любой вопрос. Кроме нерешенных теорем.

Как замечает Сергей, информатика – в большей степени инструмент, там постоянно появляются новшества.

– Совсем недавно я изучал новый язык, который может появиться на экзамене. Питон. Интересный язык, своеобразный. Многие школьники увлекаются, решают задачи и на олимпиадах, и на экзаменах. А в школах он как таковой не изучается.

Языки сочиняют сами программисты, чаще всего язык строится под какую-нибудь задачу, рассказывает преподаватель. И это самое сложное.

– Ты ведь не можешь всего знать. Поэтому я не стесняюсь сказать детям: «Нет, не знаю». «Если действительно хочешь узнать, изучим вместе» – это следующий шаг. Вместе получается найти ответ на вопрос.

Слушая Сергея, я соглашаюсь с ним всецело. Не сделать ЗА ребенка, а помочь ему самому догадаться, найти ответ – это педагогично в высшей степени.

– Многие информатики жалуются, что их часто просят помочь. А ты, когда помогаешь человеку, объясняй, как ты это делаешь. Он в следующий раз к тебе не придет. Научится, в крайнем случае, возникнут маленькие вопросы. Это – основной подход – показать возможности компьютера, а они великие. Увлечь надо, – подчеркивает мой собеседник.

О самом интересном в информатике учитель говорит:

– Даже, может быть, это не наука, а сами дети. Я всегда стараюсь не навязывать: «Ты ОБЯЗАТЕЛЬНО ДОЛЖЕН…» Стараюсь развить интерес ученика и поддержать его. Иногда желание узнать и понять выливается во что-то серьезное. Вот это, наверное, самое интересное.

Две ошибки

– Что больше всего привлекает учеников, которые изучают информатику? – интересуюсь я.

– Сложно сказать. Меня порой привлекает сама личность преподавателя. Если я его уважаю и он мое уважение никак не поколебал, то я и предмет, пусть даже сложный, буду знать. Допустим, моя любимая геометрия, может быть, из-за того любима, что моим любимым педагогом был Валерий Александрович Иванцов.

Во-первых, он очень любит свой предмет, а во-вторых, он человек слова. Понимающий! Когда я был студентом, моей самой большой боязнью было потерять его уважение, – говорит Сергей Валерьевич.

И делится своим секретом настоящего учителя:

– Нужно выдержать, как я говорю, театральную паузу. Многие же ученики часто кричат: «Помогите, помогите!» Я обычно: «Сейчас подойду». Проходит минута-другая и слышу: «Не надо, я справился!» А это же самое важное – не я помогал, а ты справился сам.

– Мой дедушка, он тоже был учителем, никогда не указывал, где я ошибся, – рассказывает Сергей. – Говорил, взглянув в тетрадь: «Две ошибки». Все. Это заставляло вникнуть в решение. Очень хороший прием, на мой взгляд.

Если говорить о возрасте начала работы с компьютером, тут индивидуально, почти как чтение, уверен мой собеседник

– Здесь уже зависит, наверное, от интересов. У моих сыновей не было особого интереса, и я сильно их не заставлял. Младший сын, Егор, с удовольствием бегает во дворе с мячом, катается на велосипеде. Старший, Андрей, уже профессионально работает с компьютером. Работает в конструкторском бюро, они программируют мобильные приложения.

По словам преподавателя, отношение к компьютеру меняется. Сейчас гораздо большее внимание детей занимает не компьютер, а гаджет в руке, но если по плану целый урок практический, то, конечно, гаджеты только мешают. Хотя некоторых учеников и это порой не останавливает.

– Я понимаю. Подростковый возраст, общение очень важно. А сейчас дети общаются в социальных сетях, в Инстаграме. Если мы в свое время писали друг другу на уроке записочки, то они занимаются этим же самым уже без бумаги. А так, в принципе, ничего не меняется. Важно не забывать это.

Натюрморт в тишине

Мой собеседник – не только информатик, но и творец, художник! Когда Сережа учился во втором классе, дедушка, видя тягу внука к срисовыванию, показал мальчику так называемый «метод квадрата» для переноса копии рисунка, для масштабирования.

– Начинал я с графики, рисовал карандашом, – рассказывает Сергей. – Много разных портретов. У меня, помню, был замечательный альбом графики одного художника. Нарисовано было очень хорошо! И я начал срисовывать. Некрасова, почти всех наших классиков. Дальше была гуашь.

Однажды художник-самоучка познакомился с учительницей литературы, которая по образованию еще и искусствовед. Она делала проект со школьниками – о художниках Хакасии.

– Мы разговорились, и она мне: «Но ты же понимаешь. Почему сам-то не рисуешь?» – вспоминает Сергей. – И первое, что мне попалось – пастель. Потом начал рисовать акварелью. Но акварель – такая штука…

– Это да. Нужен опыт, опыт…

– Попытки не оставляю, но результатов – таких, как с пастелью, – достичь непросто.

Свои замечательные рисунки Сергей Валерьевич не раз дарил. Сейчас у него хранится больше полусотни работ, а сколь их подарено!

– Когда рисуешь кому-то, сначала ты настраиваешься на его волну, потом ищешь образ… – говорит он. – Лучше всего получаются у меня, думаю, натюрморты. Бывает, если нет урока, сажусь и рисую именно натюрморт.

Лика КРАСКО

Фото автора


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Защита от спама *