Четверг, Июнь 21, 2018

  /  Погода в Абакане

Главная > Газета > Посеешь поступок…

Посеешь поступок…

Писатели и поэты, ученые, которые опережают свое время и умирают не понятыми никем. Террористы, предатели, преступники. Что может объединять таких «страшно непохожих» людей?! Тип поведения. У первых он направлен в позитивную, созидательную сторону. У вторых – в разрушительную. Но поведение у всех перечисленных выше одно – девиантное.

Страшная привычка

В переводе с латинского «девиация» означает отклонение, то есть дeвиaнтным считается поведение, отклоняющееся от общепринятых норм. Норма – это стандарт или предел дозволенности в поступке и действии. Поступки людей с дeвиaнтным поведением противоречат нормам морали, этики и общепринятым законам. Человек наносит ущерб себе, окружающим, общественному благополучию. У него нарушено усвоение социальных норм и нравственных ценностей.

Несоблюдение правил ведет к провалу в становлении личности и социализации в целом. Список отклонений огромен: алкоголизм, наркомания, проституция, раннее начало половой жизни, курение и так далее. Замечу, что гомосексуализм в нашей стране также является формой девиантного поведения, хотя за рубежом и однополые браки, и изменение пола легализовали, разрешили таким семьям усыновлять и воспитывать детей.

Носителями этих отклонений от норм могут быть как представители молодежи, находящиеся на различных стадиях незавершенной социализации, так и бродяги, бомжи. Девиантное поведение является угрозой для физического и социального выживания человека в обществе. Его можно охарактеризовать как стойко повторяющееся, многократное или длительное. Это уже привычка, образ жизни.

– Общий механизм формирования форм девиантного поведения выражен в известной русской пословице: «Посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу», – говорит доктор психологических наук, профессор Светлана ПАЗУХИНА.

Но нельзя забывать о том, что девиантность – характеристика относительная и определяется в соответствии со стандартами, которые сами по себе являются неопределенными. Да и понятие «норма» можно назвать относительным, ведь нормы меняются в зависимости от исторического периода. То, что было принято несколько столетий назад, сейчас будет считаться девиантным. И наоборот.

Роль семьи огромна

Девиантное поведение имеет ярко выраженное возрастно-половое своеобразие. Этот термин применяется к детям не младше пяти лет: дошкольникам, младшим школьникам и подросткам. Проблема отклоняющегося поведения, как правило, обостряется в кризисные периоды состояния общества.

В такой ситуации самыми социально неустойчивыми, нравственно неподготовленными и незащищенными оказываются несовершеннолетние. Не имея достаточного жизненного опыта, моральных убеждений, дети закрепляют в своем сознании и поведении негативные тенденции общественного развития.

Девиантное поведение детей имеет свою специфическую природу. Среди причин, обуславливающих различные отклонения, выделяют психологический, биологический и социальный факторы. Основная проблема девиации заключается в том, что ребенку сложно контролировать себя и правильно общаться со взрослыми и сверстниками. Безусловно, самую большую роль в развитии любой формы поведения ребенка играет семья. Те близкие люди, которые окружают ребенка.

На возникновение отклонений в поведении влияет все что угодно: упреки, наказания по пустякам, ссоры и ругань в семье. К развитию дезадаптации может приводить и отрицательное отношение к учебе. А социально-экономическая нестабильность общества лишь усиливает недостатки семейного воспитания.

По каким же признакам можно выявить начало формирования девиантного поведения у ребенка? Прежде всего, сюда относится аффективный, то есть эмоционально неуравновешенный тип поведения, когда ребенок эмоционально неадекватно реагирует на разные ситуации.

Быть как все

От 7 до 17 лет ребенок проходит несколько стадий возрастного развития, на каждой из которых происходят значительные изменения физического и психологического состояний. Самым сложным, безусловно, является подростковый возраст – 13–17 лет. Период подросткового кризиса наиболее сенситивен для возникновения различного рода девиаций.

– Проблема предупреждения отклоняющегося поведения, как правило, обостряется в кризисные периоды состояния общества, – замечает Светлана Пазухина. – В такой ситуации несовершеннолетние оказываются самыми социально неустойчивыми, нравственно неподготовленными и незащищенными.

Поэтому причинами отклонений в поведении подростков являются реалии настоящего периода в жизни общества. Подростки остро переживают социальное расслоение, невозможность для многих получить желаемое образование, жить в достатке, в последние годы у несовершеннолетних изменяются ценностные ориентации.

На формирующуюся личность может отрицательно влиять семья, то социальное окружение, в котором живет и развивается ребенок. Подросток зависим от требований, норм и ценностей «своей» группы. Так, среди причин, побудивших ребенка попробовать наркотики, чаще всего называется желание не отстать от компании, быть «как все».

Развиваясь в асоциальной, неблагополучной среде, подросток усваивает ее нормы и ценности. Для растущего человека они правильные, поскольку он не имеет опыта жизни в иной социальной среде. Причиной может быть и социально, и материально благополучная среда. При отклонениях в развитии, конфликтах со взрослыми подросток, воспитывающийся в благополучной атмосфере, может пуститься на «поиски приключений», найти поддержку в неблагополучной среде и начать следовать ее законам и нормам.

Кроме того, отклоняющееся от нормы поведение у подростков зачастую является средством самоутверждения, протестом против действительности или требований взрослых. Одной же из основных причин психологического характера многие исследователи называют низкую самооценку, а ведь именно самооценка является важным регулятором поведения. От «представления о себе» зависят взаимоотношения человека с окружающими его людьми, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам.

Подросткам с девиантным поведением присущи определенные психические состояния, качества личности. Прежде всего, импульсивность и высокая аффективная заряженность поведенческих реакций. Девиантная подростковая среда создает свою субкультуру, со своими обычаями, нормами, речевой культурой и ценностями. Это воплощается в одежде, манерах поведения, жаргоне.

Гении и злодеи

Воспитание девиантного ребенка возможно только на основе активности самого ребенка во взаимодействии его с окружающей социальной средой. Фактически цель воспитания будет состоять в формировании «состояния самоперевоспитания». Родителям следует проявлять терпение и понимание. Не менее важным является и социальное самоопределение ребенка, которое зависит от реализации двух важнейших условий.

Первое – это обеспечение включенности в реальные отношения с окружающими, возникновение у ребенка личностного отношения к деятельности. Второе – самореализация в процессе социального взаимодействия. Ребенку необходимо четко осознавать свое «Я», видеть перспективы деятельности, в которую он включается.

Необходимо создать условия для переоценки ребенком своего поведения. При этом он, чаще всего, воспринимает свое поведение как нормальное. Оно соответствует нравственным позициям самого ребенка, негативная же оценка поступков воспринимается как несправедливое отношение лично к себе.

– Сейчас отношение к девиантному поведению двоякое, – говорит Светлана Пазухина. – С одной стороны, отклонение от норм рассматривается как негативное явление – человек отличается от всех, у него есть привычки, которые не принимаются обществом. Та же сверхмотивация, то есть запредельная «заряженность» на результат.

С другой стороны, к девиантному поведению относятся и такие ярко выраженные индивидуальные особенности, как одаренность и некоторые другие характеристики, которые свойственны людям творческим. И это – максимально одобряемые формы отклонений, непохожести на других.

P. S. Если приучать детей к добру, к выполнению социально значимой деятельности, то у них будут развиваться положительные привычки. Будет формироваться стремление к социально значимым, приемлемым способам выражения своей личности.

Лика КРАСКО,

детский психолог


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Защита от спама *