Вторник, Октябрь 16, 2018

  /  Погода в Абакане

Главная > Газета > Абаканские дизайнеры в Италии: о модных тенденциях и новых инженерных программах

Абаканские дизайнеры в Италии: о модных тенденциях и новых инженерных программах

 

Преподаватели Хакасского госуниверситета прошли обучение в одном из старейших вузов Италии – университете города Павия. Это уже их четвертая поездка в рамках международного проекта европейского союза Erasmus+ «Совершенствование инженерных образовательных программ на основе дуального обучения» (TEEDE) .

Напомним, что всего в проекте задействованы четыре вуза из России, по два из Китая, Индии, Камбоджи и 4 университета из Италии, Германии, Испании и Финляндии. Он направлен на улучшение университетских инженерных образовательных программ, разработку, внедрение и взаимное признание методологии управления образовательным процессом в вузах, использующих дуальное обучение, а также укрепление и развитие форм сотрудничества университетов и предприятий, содействующих трудоустройству выпускников. Срок его реализации – 3 года. Общий бюджет – более 950 000 евро.

О том, как прошла стажировка, и о модных тенденциях на ближайшие несколько лет нам рассказала заведующий кафедрой производственных технологий и техносферной безопасности ХГУ Ирина КАРЦЕВА.

– Ирина Владимировна, как прошла поездка: ваши впечатления?

– Побывать в Италии, наверное, мечтает каждый. В нее просто невозможно не влюбиться с первого взгляда. Там замечательный климат. Это теплая, солнечная страна, с великолепными старинными городами, древней культурой и высоким искусством. Итальянцы – очень эмоциональные, приветливые и дружелюбные люди. Мы приехали туда в самый разгар весны. Повсюду расцвели магнолии – невероятная красота!

– Что вам понравилось в университете?

– Павия – небольшой городок с 80 тысячами населения. В университете, в котором нам удалось побывать, обучается около двадцати пяти тысяч студентов. Иначе говоря, треть всего населения – учащиеся данного вуза.

Он очень разнопрофильный и регулярно входит в двадцатку лучших университетов Европы. Также славится вуз и своими выпускниками – это Камилло Гольджи (ученый, врач, лауреат Нобелевской премии), Джероламо Кардано (математик, философ, ученый), среди преподавателей можно назвать известного физика Алессандро Вольта, биолога Ладзаро Спалланцани, драматурга Карло Мария Маджи и других. Именно поэтому итальянцы начали знакомство с истории его развития.

Также мы побывали в музеях истории университета, современного инженерного дела, заглянули и в старинный зал диссертационных заседаний. Ежедневно посещали различные лекции, тренинги, лабораторные занятия. И заметили, что, хотя подходы к обучению у каждого лектора свои, направлены они, прежде всего, на раскрытие способностей студента. Так называемый «студентоцентрированный» подход в действии, где он – полноценный партнер профессора, активный и целеустремленный, а «не ведомая безликая сущность».

Кроме того, нам удалось познакомиться со службами, занимающимися организацией баз практик студентов. Следует отметить, что обучение у бакалавров здесь длится три года, магистратура – два, а производственная практика всего одна и рассчитана на целый семестр. У молодежи есть выбор: с одной стороны, можно заняться глобальными исследованиями в составе уже сложившегося творческого научного коллектива вуза, а с другой – решить реальную техническую проблему на предприятии. Причем тезисы (выпускная квалификационная работа) пишутся в привязке к пройденной практике. Приветствуется и мобильность студентов, то есть возможность пройти часть обучения в другом вузе (стране).

Такой укороченный цикл бакалавриата связан с тем, что обучающиеся в Италии проводят в стенах школ на один год больше, чем в России, и все общеобразовательные предметы заканчивают изучать именно там. То есть, в университете они проходят только те дисциплины, которые непосредственно связаны с их будущей профессиональной деятельностью. При таком подходе ни одного учебного часа не проходит зря.

Особое внимание уделяется развитию науки. Бюджет университета неразрывно связан с этой сферой. Они разрабатывают различные проекты и получают на их реализацию серьезную финансовую поддержку от государства или важнейших экономических партнеров – работодателей.

Помимо институтов и кафедр, занимающихся исследовательской деятельностью по преподаваемому профилю, в университете созданы ряд межотраслевых научных центров, проводящих исследования на стыке наук. Это лаборатория преподавания археологии Департамента древностей Павии, где разрабатываются археологические маршруты для школьников; водный исследовательский центр, занимающийся совершенствованием и мониторингом систем очистки воды; центр технологий здравоохранения, работающий в области регенеративной медицины, клеточной терапии, диагностики, хирургии, протезирования, и другие.

Также впечатлило и современное состояние инженерной науки. Они выделяют множество ресурсов, направленных на практическую работу студентов. К примеру, кафедра строительства и инженерной экологии готовит целые ангары для проведения таких занятий. Там молодые люди возводят модели зданий, создают искусственные землетрясения, оценивают их последствия, пересчитывают потери и сооружают новые конструкции. И это не случайно, ведь, как известно, одной из глобальных проблем этой страны являются землетрясения. Они даже создали уникальную мобильную лабораторию с целью их предотвращения.

Радует и то, что практически любой их специалист может говорить совершенно на любую тему. Мы заслушали очень хорошие доклады, посвященные системе образования.

Но, помимо перечисленных плюсов, из всех стран Евросоюза – Италия, пожалуй, самая проблемная. С индексом жизни у них, как выяснилось, не все в порядке, а также отмечается высокий уровень безработицы, особенно среди молодежи. После окончания университета специалистам негде работать, и большая их часть остается на содержании у родителей.

– Как они пытаются решить данную проблему?

– Они переосмысливают свое образование и пытаются сократить специальности, не востребованные в будущем. Например, несмотря на то, что сфера культуры и искусства – можно сказать, бренд страны, в этом году здесь резко сократился набор на данные направления подготовки. А там, где это было возможно, их перепрофилировали в инженерные или ввели двойные профили. Цель – защитить молодого специалиста на современном рынке труда.

Также в университете Павия одним из востребованных направлений является интернациональный менеджмент или управление международными проектами. Речь идет о том, что итальянцы стараются готовить специалистов не для их страны, а для мира в целом и тем самым защитить молодежь. Про их мнению, пусть они лучше уезжают в другую страну, пока здесь длится кризис.

А на уровне магистратуры в Италии стараются разработать уникальные программы и выпускать «штучных» молодых специалистов с уникальным багажом знаний. К примеру, направление строительства они разделили еще на несколько поднаправлений: первое связано с гидрологическими сооружениями и узкопрофильным фронтом работ, а второе – с сейсмоактивностью и защищенностью зданий от землетрясений.

– Где вам еще удалось побывать?

– Представители Министерства образования организовали для нас экскурсию в Ломбардию, столицей которой является мировой центр моды и шопинга – Милан. Жаль, конечно, что всего лишь на один день.

Как известно, в Ломбардии проживает одна шестая часть населения Италии. Она считается одним из самых богатых регионов Европы. Ее ВВП составляет 21% от валового внутреннего продукта страны, где сосредоточены электротехнические предприятия, хлопчатобумажные и обувные фабрики, а также множество интересных достопримечательностей, возраст которых составляет несколько тысячелетий.

Сюда ежегодно съезжаются на шопинг модники и модницы со всего мира. Идешь по их чистым миланским улицам и просто без остановки фотографируешь все вокруг, удивляясь красоте и изяществу оформления магазинов, витрин, зданий. Сейчас там можно увидеть то, что будет модно во всем мире только через пару лет. Его жители обладают особой культурой и ориентируются именно на итальянское производство: натуральные ткани, аксессуары, сумки, обувь – все высочайшего качества, просто как из сказки!

Также нам удалось посетить Миланский кафедральный собор, расположенный в историческом центре города. Он был построен в стиле пламенеющей готики из белого мрамора и посвящен Рождеству Пресвятой Девы Марии. Его возведение началось еще в 1386 году, а завершилось лишь в начале XIX века. Кроме того, отдельные элементы доделывались вплоть до 1965 года.

А в середине недели мы смогли съездить в мужской монастырь Чертоза ди Павия – храм с 600-летней историей, который очень долго строили. В нем смешались сразу несколько стилей: так, вначале преобладала готика, а затем к ней добавились и элементы стилей эпохи Возрождения. Вместе с нами там присутствовали и студенты: художники делали зарисовки, а юные строители создавали учебные чертежи (проекты).

– Какая из поездок, на ваш взгляд, самая запоминающаяся?

– Однозначно ответить трудно. Здесь проявляется двойственность. Все зависит от цели поездки. В нашем проекте цель визитов в Европу была, прежде всего, академической. И если говорить об этом, то, конечно, самая продвинутая в образовательном плане – это Финляндия. У студентов в глазах огонь, они уверены в завтрашнем дне и с оптимизмом смотрят в будущее. А Италия, наверное, самая продвинутая в культурном плане, где удивляет буквально все – изумительная архитектура, превосходная кухня, гостеприимство, уникальные природные богатства и колорит местных жителей.

И, как писал еще Николай Гоголь о любимой им стране, в которой он прожил не один год: «Кто был в Италии, скажет «прощай» другим землям. Кто был на небе, не захочет на землю».

Инга ТАЛАХАДЗЕ


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Защита от спама *