Вторник, Декабрь 11, 2018

  /  Погода в Абакане

Главная > Газета > Кибербезопасность детей – забота общая

Кибербезопасность детей – забота общая

Кибербезопасность термин, появившийся в отечественной педагогической практике относительно недавно. И, как любое нововведение, еще требует доработки, чтобы выполнять свою главную миссию спасать детей от одной из серьезных опасностей XXI века. А вот что именно угрожает нашим детям и как родители и педагоги могут им помочь, мы постараемся разобраться.

Ищем там, где светло…

Разговоры о том, что детей следует ограждать от опасностей киберпространства, ведутся уже не один год. Ряд поправок в отечественные законы так или иначе способствует борьбе с опасным контентом. Взять, к примеру, поправки в Уголовный Кодекс РФ, внесенные в 2014 году – согласно им предусмотрено наказание за экстремистскую деятельность в Интернете. Относительно недавно в практику внедрено и блокирование интернет-страниц по требованию Роскомнадзора. Поводом для блокировки может быть любая содержащаяся на сайте информация, которую эксперты сочтут вредной для детей. Однако у всего перечисленного есть один недостаток: все это предполагает реагирование по факту – после того, как нарушение совершено и вред нанесен. Тем не менее, любой сотрудник правоохранительных органов знает: предупредить преступление куда полезнее, чем наказывать преступника. Когда же речь идет о детях, вопрос профилактики становится тем более актуальным. И здесь мы вступаем на скользкую почву противоречий.

В прошлом году общественность всколыхнули сведения о работе в социальных сетях так называемых «групп самоубийц», в которые вовлекались подростки. Достоянием гласности стала идеология их создателей, один из активистов понес наказание… А в российских школах стали спешно проводить уроки безопасности для детей и родителей. К сожалению, как это часто бывает с авральными методами, типовой «урок» получился недоработанным как с психолого-педагогической, так и с технической точки зрения. Чего стоит, к примеру, список опасных групп, который предлагался родителям, чтобы отслеживать, что читает ребенок… Любому, кто знаком с принципами работы в Интернете, очевидно, что перечень этот устарел еще до того, как его составили. Ведь нет ничего проще, чем изменить скомпрометированное название! А значит, любой перечень практически бесполезен.

Мы вынуждены констатировать, что рассуждения о влиянии Интернета часто носят форму экстатичного камлания, а не качественной профессиональной рефлексии по поводу нового агента социализации. Яркий пример тому – попытка найти первопричину трагедии, произошедшей 19 января 2018 года в одной из школ Улан-Удэ, именно в тлетворном влиянии Интернета. Даже информация о том, что подросток в течение года, предшествующего трагическому событию, своим единственным аккаунтом в Сети не пользовался, не помешала чиновникам (в том числе детскому омбудсмену), представителям полиции и психологам заклеймить все тот же Интернет, который тиражирует агрессивные модели поведения. Словом, различные структуры и ответственные лица получили своеобразный «карт-бланш» на объяснение подростковых суицидов влиянием «групп смерти», что позволило снизить социальную и личную ответственность за аутоагрессивные проявления подростков, – отмечает старший преподаватель кафедры психологии МПСИ Хакасского госуниверситета, сертифицированный Роскомнадзором эксперт Анна МАНТИКОВА.

Так что получается – работа в сфере кибербезопасности порой ведется по принципу «ищем не там, где положили, а там, где светло».

Реальная опасность

Такова человеческая природа – нам проще найти конкретного и понятного врага, чтобы с ним бороться. Но этот метод плохо работает в киберпространстве. В первую очередь потому, что информация сама по себе нейтральна. Опасной для человека она становится только в том случае, если сам читатель или зритель подвержен чужому влиянию.

Интернет является одним из наиболее мощных средств манипуляции общественным сознанием, в том числе за счет мгновенного тиражирования навязчивой идеи или поведенческой модели, вольной интерпретации события или фейковой новости, обставленной «убедительным антуражем», не позволяющим усомниться в ее достоверности, – считает Анна Мантикова.

То есть многократное повторение любой, даже самой бредовой информации, заставляет пользователей задуматься о том, что, может быть, в ней содержится доля правды. В данном случае работает понятный принцип «большинство не ошибается». Такое отношение сформировалось у человечества давно и помогает каждому из нас жить в обществе. Но в виртуальном пространстве простые и понятные рефлексы могут сработать и против нас. Особенно уязвимы в этом плане дети и подростки.

Родители и воспитатели порой не берут в расчет возрастные особенности детей, воспринимая их как «маленьких взрослых». А следовательно — как самостоятельных, психически устойчивых и так далее. Между тем имеет место феномен «буквальности восприятия» детей, который может сохраняться и у подростков. Это значит, что они воспринимают поток информации из Интернета, социальных сетей и других СМИ не как дополненную реальность. Иными словами безусловно верят написанному и сказанному. При этом не делается поправок на субъективность автора сообщения, а то и не допускается мысли о том, что информация может быть недостоверной, – отмечает моя собеседница.

Некоторое время назад мне довелось быть свидетелем беседы детей, обсуждавших изготовление гомункула с помощью капли крови и куриного яйца. В качестве руководства они использовали ролики, имеющиеся в Интернете. При этом никаких сомнений в возможности стать доктором Фаустом у юных естествоиспытателей не было, вопрос стоял лишь в необходимости подобного эксперимента. Пример более чем показательный. И демонстрирующий необходимость кибербезопасности. Но как она должна быть организована?

Начинать надо с семьи. Я бы сравнила кибербезопасность с гигиеной: нам не придет в голову садиться ужинать, не помыв руки, так как это не просто ритуал, он связан с нашей безопасностью непосредственно, ведь можно получить расстройство желудка, отправляя в рот пищу, прошедшую через грязные руки. Однако многие не боятся заразиться, в прямом и переносном смысле, выходя в Интернет с не защищенных антивирусными программами гаджетов или посещая сомнительные сайты. Если нет этой культуры – уроки кибербезопасности в школе будут восприниматься ребенком как очередная нудная «обязаловка», – считает эксперт.

Чем помочь ребенку

Взрослые люди, к сожалению, тоже порой ведут себя по-детски, требуя некую «волшебную таблетку», которая поможет решить проблему. Однако когда речь заходит о кибербезопасности, стоит вспомнить о таких ставших привычными опасностях, как детская наркомания или алкоголизм. В этих случаях всем разумным людям давно понятно, что кавалерийский наскок не помогает. Требуется планомерная работа на всех уровнях — от усиления эффективности работы правоохранительных органов и организации детского досуга на уровне городов-сел до «воспитания» родителей, которые забывают о своем чаде. Опасности интернет-пространства идут под руку с компьютерной зависимостью. Значит, их можно ставить в один ряд с осложнениями от приема алкоголя или наркотиков. И, соответственно, исправлять первопричину.

Готовых рецептов для родителей два: репресии и предложение в качестве альтернативы привлекательной и психологически безопасной активности. В первом случае все просто: вместо смартфона ребенку вручается «детский телефон», по которому можно только говорить, работать разрешается лишь на компьютере, отключенном от Интернета, а поиск информации осуществляется взрослыми… словом, здесь используются все разумные ограничения. Но этого явно недостаточно. Подростки социально активны. Необходимо просто направлять их активность в нужное русло. Это значит, что в школе стоит привлекать их в ряды детских движений, а дома — вовлекать в семейные дела, взаимодействие с родственниками. Помните, что очень важно находиться в контакте с ребенком, проявляя искренний интерес к его повседневным заботам и событиям. Разговаривайте с ним ежедневно, – поясняет моя собеседница.

Беседы, в которых взрослые не просто принимают отчет, а учат ребенка думать и анализировать — уникальное средство от любого негативного влияния. Ведь именно критическое мышление позволяет фильтровать информацию, проводя четкую грань между реальностью и вымыслом. Если же взрослые или подростки сталкиваются с проблемой, с которой не могут справиться, всегда можно обратиться за помощью. В Абакане действует Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи по адресу: ул. Маршала Жукова, д. 10. Кроме того, бесплатная психологическая диагностика текущего состояния несовершеннолетнего проводится в детском Центре здоровья (Абакан, ул. Чертыгашева, 120). За бесплатной психологической реабилитацией можно обратиться в Антикризисный центр (ул. Ленина, 36). Кроме того, существуют республиканские круглосуточные телефоны психологической помощи для детей, подростков и взрослых: 8-800-250-44-25, 8-800-2000122. Клинические и социальные психологи горячей линии работают с любой заявленной проблемой.

Андрей КЕДРИН


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Защита от спама *