Понедельник, Октябрь 15, 2018

  /  Погода в Абакане

Главная > Газета > Надежный зонтик над «детьми дождя»

Надежный зонтик над «детьми дождя»

В последние дни марта в школе-интернате для детей с нарушениями слуха прошел семинар-практикум «Опыт организации обучения детей с расстройствами аутического спектра», на который съехались более 50 педагогов из городов и районов Хакасии. Тема мероприятия и время его провождения не случайны: 2 апреля цивилизованное общество отмечало Всемирный день аутизма. А в этой школе уже много лет работает звукоречевой Центр помощи неговорящим детям, куда приводят ребятишек, начиная с трехлетнего возраста. В том числе и тех, кому поставлен диагноз «аутизм».

Открывая семинар, директор школы-интерната Лариса Васильевна Тыльченко обозначила три основных этапа – три главных условия, которые необходимы для успешной работы с детьми-аутистами: создание благоприятной психологической обстановки, профессиональный кадровый потенциал и наличие необходимого оборудования, обеспечивающего наглядность. Чтобы во время занятий ребенок научился общаться и смог приобрести определенные навыки.

Что касается оборудования, этой школе есть что продемонстрировать и есть чем гордиться, а участникам семинара было чему поучиться. Тем более, что в большинстве учреждений о подобных условиях можно только мечтать. Например, в Черногорской школе-интернате впервые столкнулись с таким диагнозом, и значит, для ее представителя подобные семинары крайне необходимы.

Почему аутистов еще называют «детьми дождя»? Потому что они внешне как бы отрешены, закрыты, будто постоянно хотят спрятаться под воображаемым зонтиком, отгородиться от внешнего мира. Но это не болезнь в прямом смысле этого слова, а нарушение развития. И при постоянном внимании и профессиональной работе специалистов такой ребенок может стать коммуникабельным, «включить» свое воображение и научиться жить в социуме. Ведь внешне аутисты совсем не отличаются от других детей, очень хорошо развиты физически, и мозг их имеет абсолютно нормальное строение. Может, поэтому в отношении них порой употребляется термин «индиго». То есть, дети, имеющие большой творческий потенциал в сочетании с высоким уровнем интеллекта.

Бывает, что природа, в чем-то обделив такого малыша, щедро награждает его другими качествами. Как рассказывают сотрудники вышеназванной школы-интерната, через некоторое время эти маленькие замкнутые «молчальники» поражают педагогов феноменальной памятью, отличным музыкальным слухом. (Кстати, в этом убеждают классические примеры: творчество глухого композитора Людвига ван Бетховена и судьба героя повести В.Г. Короленко «Слепой музыкант»). Просто надо понимать, что дети с аутизмом – такие же дети, но с особенностями. Как, например, мальчик с веснушками. А вот при незнании рождаются самые разные мифы и предположения. Например, долгое время существовала теория о том, что аутизм у ребенка вызывается враждебной окружающей обстановкой, отсутствием материнской любви. Это так называемый миф о холодной матери, который давно уже развенчан.

Участники семинара лично убедились в том, что в этой школе-интернате созданы самые благоприятные условия для воспитания и обучения детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья). Но самое распрекрасное оборудование и самые новейшие технологии не принесут зримой пользы, если рядом с детьми не окажутся неравнодушные люди, чья цель – помочь ребенку преодолеть свои недуги, стать полноправным членом общества. Именно для этого там работает слаженная команда настоящих профи. И рядом с опытными дефектологами, психологами, логопедами, сурдопедагогами трудятся молодые специалисты – те, кому еще не исполнилось 30 лет и кто пришел в школу сразу по окончании вуза.

Когда директор Л.В. Тыльченко начинает рассказывать о своих молодых коллегах, сразу вспоминается пословица о том, как ворониха говорит вороненку: «Мой беленький», а ежиха ежонку «Мой гладенький». Она называет имена и о каждом умудряется сказать что-то лестное. Анастасия Грибас – участник конкурса «Учитель года». Ольга Майорова, несмотря на свою молодость, уже несколько лет возглавляет работу летнего пришкольного лагеря «Багульник» и базирующегося в помещении этой школы республиканского лагеря юных избирателей «Право выбора». Анастасия Куриганова с удовольствием обучает детей искусству танца. Любовь Сереброва – тьютор, работающая в тесном контакте с учителями-предметниками и детьми- аутистами. Лидия Левинская, несмотря на небольшой опыт, – одна из лучших классных руководителей. Галина Чертыкова – тонкий психолог, умеющий быстро наладить контакт и с детьми, и с их родителями. Кобзина Татьяна – человек удивительного спокойствия и тактичности. Лариса Матвеева, воспитатель Евгений Чертыков – все они, по мнению директора, заслуживают добрых, поощрительных слов. За время работы в школе молодые педагоги получили вторые дипломы: психологов, дефектологов, логопедов. И постоянно работают в контакте со старшими коллегами.

Вот такой симбиоз (с одной стороны – молодость, смелость, талант, а с другой – жизненный и педагогический опыт, мудрость, чувство такта) и дает прекрасный результат. Значит, зонтик, который раскрыла эта школа над «детьми дождя», находится в надежных руках.

Маргарита ЛОГИНОВА


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Защита от спама *