Понедельник, Ноябрь 19, 2018

  /  Погода в Абакане

Главная > Газета > Из истории праздника Чыл Пазы

Из истории праздника Чыл Пазы

Хакасский Новый год – важная дата в календарных праздниках хакасского народа. В современной Республике Хакасия Чыл Пазы отмечается с 1994 года в дни весеннего равноденствия, однако история праздника гораздо глубже.

Природно-климатические условия Хакасии ещё в глубокой древности обусловили формирование особого хозяйственно-культурного типа – кочевого и полукочевого скотоводства и связанных с ним специфического уклада жизни и культурно-бытовых традиций. В этих условиях сложился особый цикл хозяйствования, ход которого определялся по лунному календарю. Начало этого цикла связано с наступлением весны, что и стало отмечаться как праздник Нового года. Название праздника Чыл Пазы буквально означает «начало года».
Хакасы пользовались системой измерения времени и пространства, созданной ещё далекими предками тюрко-монгольских народов Южной Сибири. Во времена Кыргызского государства, как сообщали китайские летописи, население «с помощью двенадцати животных считает годы». Год начинался с периода весеннего равноденствия. Весенний Новый год, знаменующий начало новой, обновленной жизни, отмечали многие народы Востока.
Жители одного аала всегда встречали Чыл Пазы вместе. Каждая семья, даже самая бедная, по мере своих возможностей усердно готовилась к встрече праздника. Необходимо было справить и надеть новую одежду. До начала Чыл Пазы на всей территории аала – в скотных дворах, кошарах, у коновязей, вокруг каждой юрты – весь сор, все нечистое тщательно убиралось и выметалось. Юрту внутри и снаружи очищали от снега, грязи и пыли; снимали войлочное покрывало дымохода и проветривали до тех пор, пока не исчезал запах дыма. Выносили из юрты и перетряхивали постель, одежду, обувь и т. д. При этом соблюдалась одна обязательная формальность – полагалось оставить возле дверей дома, в углу кошары небольшую соринку, чтобы не вымести свою удачу (улус).
Празднование Чыл Пазы начинали с прилета первых птиц, первого кукования кукушки и растягивали до первых раскатов грома. В день весеннего равноденствия, рано утром, жители аала выходили на ближайшую возвышенность и встречали восход солнца. Нужно было совершить моление на играющее в утреннем мареве солнце. Молитву произносил почтенный старец. Затем возвращались домой. В каждой юрте находились фетиши – изображения почитаемых духов-предков, называемые «тёси». Во время праздника Чыл Пазы необходимо было совершить ритуальное кормление семейно-родовых тёсей. Вероятно, в этом обряде отразилось поклонение воскресающим силам природы.
Затем начинался общий, аальный праздничный пир «той». Начинались взаимные визиты и угощения. В каждую юрту, богатую или бедную, надо было зайти, хотя бы ненадолго. Хозяин, зачерпнув араки небольшой деревянной или фарфоровой чашкой и попросив благополучия для скота, брызгал вино вверх и по сторонам юрты, отливал немного в огонь и выпивал, стряхнув остатки из чашки в огонь. Возлияние огню делалось, впрочем, во всех случаях, при приготовлении любого кушанья: кусочек мяса, жира, масла сбрасывался в огонь. Следующая чашка араки подавалась по очереди каждому из гостей хозяином на мужской половине, хозяйкой – на женской. Одновременно на столиках появлялось приготовленное заблаговременно угощение, состоящее из пызлаха, сметаны и чая с печеньем.
Во время первого кукования кукушки – звукового сигнала начала весны – нельзя выходить утром на улицу натощак. Если услышишь впервые кукушкин голос натощак, то весь год будешь голодным. Поэтому надо обязательно промолвить: «Мин тохпын» («Я сыт»), – и кукушка будет обманута.
В мае звучали первые раскаты грома, служившие завершающим вестником наступившего Нового года. При первом громе надо было, обежав три раза по солнцу вокруг юрты, окропить небо и землю айраном и произнести: «Элем-Салам!» («Пусть выйдет Старый год, пусть зайдет Новый год!») Первый весенний гром очищал окружающий мир от нечисти старого года.

Страницы истории листала Ольга КАРАЧАКОВА

Источник: Бутанаев В. Я., Верник А. А., Ултургашев А. А. Народные праздники Хакасии. – Абакан: Изд-во ХГУ им. Н.Ф. Катанова, 1999. – 76с.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Защита от спама *