Среда, Сентябрь 26, 2018

  /  Погода в Абакане

Главная > Газета > Скоро в школу: готовимся общаться

Скоро в школу: готовимся общаться

В Абакане еще в январе стартовала запись детей в школу. С момента, когда ответственный родитель заполнил все необходимые документы, и он, и его чадо начинают осознавать, что на самом деле теперь все серьезно.

И если ранец, форму и тетрадки можно успеть тщательно выбрать в близлежащем абаканском магазине, то мысль о том, будет ли ладить малыш с учителем и одноклассниками, приносит если не панику, то уж волнение по нарастающей точно. И сразу не скажешь, кто больше волнуется — мама или будущий первоклассник.

Из разговоров с родителями нынешних дошколят становится понятно, что не все дети одинаковы, не все стремятся в эту самую школу, и не все настроены на достижение успехов в учебе.

Конечно, часть ответственности за не самые оптимистичные мысли лежит на самих детях, но все-таки не нужно забывать и о том, что дети — это наше отражение, и они транслируют в этот мир все, о чем мы думаем и на что способны.

Очень часто, вдохновленные ярким праздником, первого сентября наши малыши покидают стены школы окрыленными и счастливыми, а вот потом, когда начинается учебная рутина, мы сталкиваемся с проблемами вселенского масштаба: падает успеваемость, настроение, и в школу приходится увозить чуть ли не силой.

В чем ошибка абаканских родителей? В воспитании? Может, мы слишком балуем, и дети не понимают, что вот, еще 31 августа они были свободны от всех режимов и порядков, а 1 сентября уже нужно жить в согласии со строгим расписанием. Да, конечно, разбаловали, во всем потакали: хочешь – играй, хочешь — гуляй, а в итоге ничего путного из этого не вышло.

А может, мы, наоборот, слишком строго подошли к процессу подготовки: часто первоклассник уже умеет читать, писать, считать, а может, и азы таблицы умножения уже постиг, ведь хочется дать старт лучше, чем у других.

А что потом? А потом такой «ученый» ребенок становится изгоем, начинает нервничать, перестает спокойно спать, играть и как следствие — хорошо учиться. Вот тебе на! Все старания сводятся на нет. Столько денег потрачено на репетиторов, столько сил на подготовку! А результатов — ноль.

Выходит к доске — молчит. Открываешь дневник — заданий нет, а потом валятся «двойки» за не выученные уроки. Где мы проглядели? Что упустили?

– Вся подготовка в принципе не должна начинаться резко и хаотично, готовить ребенка к школе необходимо, не только обучая чтению, письму и счету, а вернее не столько, – соглашается со мной психолог, специалист по дошкольно-школьному развитию и социальной адаптации детей Лилия Замотаева. – Самое важное, пожалуй, это то, что ребенок к школе должен быть психологически готов, а это вопрос, требующий постоянного и последовательного действия родителей в первую очередь. Во-первых, надо оценить на текущий момент уровень общения и взаимодействия с детьми и с воспитателем (если ребенок посещает детский сад). Если в этой сфере нет особенных затруднений – это здорово, но детки все разные, кто-то общительный и активный, кто-то застенчивый и скромный. Нужно понимать, что подход к каждому нужен разный. Что же касается застенчивых ребятишек, то тут важен чуткий и внимательный подход к такому ребенку в первую очередь со стороны опять-таки родителей. Основные моменты, на которые необходимо обратить внимание родителям, это развитие у детей позитивного самовосприятия, формирование уверенности в себе и адекватной самооценки, воспитание у ребенка чувства собственного достоинства.

Сформировать позитивное мировосприятие — задача не из легких. Вспомните, сколько раз вы упоминали в присутствии своего ребенка сына маминой подруги? Да-да, того самого, который и на скрипке играет, и боксом занимается, и в ансамбле поет в перерывах между занятиями в театральном кружке по дороге из бассейна. Но не нужно забывать, что для кого-то и ваш ребенок — то самый сын подруги. Поэтому все относительно, не нужно об этом забывать!

– Не допускайте, чтобы ребенок говорил о себе плохо. А это значит, в первую очередь сами не говорите о ребенке плохо, – настаивает Лилия Замотаева. – Ребенок не должен быть таким, как все, он должен быть самим собой. Это касается и родителей, которые, сами того порой не замечая, говорят о себе плохо, ребенок может перенять такую модель поведения. Не сравнивайте себя с другими, перестаньте себя оценивать, начните принимать себя как данность. Родители могут помочь ребенку, проявив понимание и сопереживание, создать атмосферу доверия в своем доме, ведь любое развитие начинается с точки покоя. Хвалите своего застенчивого ребенка, если он хоть чуть-чуть проявляет активность. Если он ходит в детский сад, пусть у него будет возможность рассказать стихотворение на утреннике, и не важно, как он это сделает — главное, его похвалить и отметить его старание. Это уникальный и нужный опыт для умения отвечать при всех.

Получается, что гораздо важнее — уделять большее внимание не умению читать и писать, а навыкам общения, умению поднимать самооценку и взаимодействию со сверстниками. Выходит, социальная адаптация гораздо важнее, чем таблица умножения.

– У застенчивых детей самооценка низкая. Повышение самооценки начинается с похвалы, – уверяет Лилия Замотаева. – Умейте похвалить ребенка, но только не просто так, хвалить нужно искренне. Уверенность в себе вырабатывается за счет успеха. Ставьте перед ребенком задачи, с которым он может справиться. Обучайте ребенка навыкам общения.

Конечно, все начинается с самого раннего детства, когда ребенок начинает познавать мир и пытаться взаимодействовать с предметами и с другими людьми. Если ваш ребенок застенчив и не спешит общаться с другими детьми, самое главное и важное – не заострять на этом внимание. Очень важно показать ребенку, что с ним все в порядке. Но это не в коем случае не означает, что надо ограничить и совсем исключить встречи с детьми.

В данном случае школа – это очень важный и новый этап как для родителей, так и для детей.
– Ребенок может много знать, прилежно учиться читать и считать, но испытывать напряжение и трудности, когда его спрашивает учитель, – поясняет Лилия Замотаева. – Это дополнительный стресс, а как я уже говорила ранее, все развитие начинается с точки покоя, и оттого успеваемость может ухудшаться, а если это повторяется систематически, то ребенок перестает верить в себя и в то, что он может хорошо учиться и что у него есть знания. Основы общения ребенка, конечно, закладываются в семье: с родителями, с братьями и сестрами, бабушками, дедушками. Очень важно поощрять инициативу ребенка в общении, не одергивать на глазах у его сверстников, учить ребенка определять эмоции других людей по их мимике, часто общаться. Основным способом обучения ребенка чему-либо являются игры.

Теория, безусловно, хороша, но как применить ее к жизни? Устраивать вечера общения? Но тогда получится, что малыш будет продолжать «вариться» в той же самой среде и ничего революционного не произойдет.

– В этом случае можно и нужно приглашать в гости ребятишек и самим ходить в гости, – выручает советом Лилия Замотаева. – Это благоприятная среда для отработки навыков общения в игровой и безопасной среде.

Очень хорошая игра – это игра в школу, когда собираются ребятишки и кто-то выбирается учителем, а кто-то учеником, хорошо, когда ребятишки разного возраста, есть, например, те, кто уже ходит в школу – обмен опытом будет более разносторонним. Для полноценного развития ребенку также необходимо уметь общаться и со взрослыми. Очень важно говорить с ребенком, вести с ним беседы и, конечно же, понаблюдать за собой, как сам родитель общается с людьми, какие приемы применяет, как умеет выйти из сложных ситуаций.

А еще очень важный момент – психологическая подготовка родителей. Потому что как настроен родитель, так настроен и ребенок. Важно отделять свои страхи и тревоги, связанные с воспоминаниями о своем опыте пребывания в школе. Всегда позитивно и положительно отзываться о школе, гулять в школьном дворе, рассказывая о своем опыте и воспоминаниях о школе, только нужно выбирать положительные и позитивные моменты. Конечно, не нужно идеализировать школу и обманывать ребенка, говоря, что там легко и весело, ведь мы прекрасно знаем, что в школе может быть по разному.

Вот такую сложную науку нам предстоит освоить за оставшиеся до первого сентября месяцы. Социальная адаптация вашего ребенка не менее важна, чем навык сходу назвать весь ряд чисел по-английски или вперед всех прочитать отрывок из Пушкина наизусть. Не спорю, это тоже важно и нужно, но навряд ли пригодится, если ваш малыш на уроках будет мечтать о том, чтобы поскорее вернуться домой и закрыться в своей комнате.

Не игнорируйте предложение психолога поработать именно над застенчивостью ребенка и нежеланием общаться не только со взрослыми, но и со сверстниками – в этом умении заключается львиная доля успешной школьной жизни вашего такого уже взрослого малыша.

Анна СПАССКАЯ


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Защита от спама *