Пятница, Ноябрь 16, 2018

  /  Погода в Абакане

Главная > Газета > О раскладке товара, проблемах ЖКХ и навязанных услугах

О раскладке товара, проблемах ЖКХ и навязанных услугах

Распространенные конфликтные ситуации, в которые попадают абаканцы, легли в основу очередного выпуска «потребительского ликбеза». Выходы из типичных проблем читателей «Абакана» искала начальник отдела по защите прав потребителей Управления Роспотребнадзора по РХ Вера УРМАЦКИХ.

Хитрости раскладки товара законом не регламентируются

Подскажите: регулирует ли как-то закон хитрости раскладки товаров в супермаркетах? Такое ощущение, что с их помощью покупателям пытаются «впарить» не только ненужные им товары, но и залежалые. Заметила, что самые дешевые товары ставят на самых неудобных для покупателя полках (нижних или верхних). Еще заметила, что колбасные изделия и «молочку» с почти истекшим сроком годности размещают в холодильниках в первых рядах, поближе к покупателям. А свежую «прячут» за ней, чтобы старую поскорее раскупили.

Кроме этого, не раз натыкалась в супермаркетах на «скоропорт» на видных местах с «затертыми» сроками годности. Предполагаю, что их могли сделать нечитаемыми специально, чтобы распродать продукты не первой свежести. Возможно, даже просроченные.

Можно ли наказать за эти хитрости?

Марина ЗАЙЦЕВА

– Хитрости раскладки товара в супермаркетах, помогающие получить больше прибыли, были переняты из практики западных стран, где они были опробованы давно. Их использование российское законодательство никак не регламентирует. Соответственно, наказать за их применение (по сути, за размещение товаров на тех или иных полках, в том или ином порядке) не позволяет.

Одна из распространенных хитростей раскладки товаров в супермаркетах направлена на то, чтобы стимулировать покупателей делать незапланированные покупки. Это, например, достигается раскладкой рядом с нужным вам товаром «сопутствующих», которые вы не собирались покупать. Например, печенья и сахара недалеко от чая. Или идеально подходящих по цвету к нужному вам шарфу сумочки и обуви рядом с ним. Акции «два по цене одного» тоже стимулируют вас приобретать больше, чем нужно. Что можно посоветовать? Простой и эффективный способ не делать незапланированных приобретений: ходить за покупками в супер- и гипермаркеты со списками того, что нужно купить, и не отступать от них.

Что касается продажи товаров с нечитаемыми или истекшими сроками годности, то это недопустимо. Советую внимательнее относиться к выбору продуктов: обязательно смотреть сроки годности, сравнивать их у стоящих на полке один за другим товаров, цены у похожих товаров на разных полках. Ни в коем случае не покупайте товары, сроки годности на которых не читаются. Также вы имеете право попросить у администратора сопроводительные документы на товар, на упаковке которого указана нечитаемая информация. Из них вы узнаете интересующие подробности. Если вам отказываются показать бумаги – это веский повод отказаться от сомнительной покупки.

Навязывать платные услуги абонентам незаконно

Столкнулся с тем, что со счета сотового телефона стали списываться деньги непонятно за что. Пошел разбираться в офис сотового оператора. Оказалось, что у меня каким-то образом оказались подключенными платные услуги. Попросил отключить их и впредь ничего не подключать. Но не знаю, насколько это сработает. А если не поймешь сразу, что у тебя за что-то непрошеное утекают деньги, то за неделю или месяц сумма «набегает» очень ощутимая.

Как обезопасить себя от таких ситуаций? Можно ли вернуть деньги, снятые оператором за платные услуги, которые я не заказывал? И вообще: насколько законно навязывание платных услуг?

Александр КАЛИНИН

Нарекания многих абонентов сотовой связи связаны с подключением непрошеных платных услуг. Запомните, что ни оператор связи, ни любой другой исполнитель не вправе навязывать вам платные услуги или обусловливать оказание одних услуг (в данном случае – подвижной связи) обязательным оказанием других услуг. Отстаивая свои права, можно сослаться на п. 2 ст. 16 Закона РФ «О защите прав потребителей». Кстати, она предусматривает и полное возмещение убытков, причиненных потребителю «вследствие нарушения его права на свободный выбор товаров (работ, услуг)».

Кроме этого, при отстаивании прав поможет Постановление Правительства РФ от 25 мая 2005 г. № 328 (которым утверждены «Правила оказания услуг подвижной связи»). Из них вы можете узнать о правах абонентов, которые помогут вам в проблемных ситуациях. Например:

— получать необходимую и достоверную информацию об операторе связи, режиме его работы, оказываемых услугах подвижной связи;

— отказаться от оплаты услуг подвижной связи, предоставленных ему без согласования и не предусмотренных договором.

В качестве примера навязанных услуг мобильной связи можно привести распространенную несколько лет назад замену обычных гудков на музыку: без просьбы абонента и получения его согласия. Сначала такая услуга какое-то время может оказываться безвозмездно, а спустя некоторое время становится платной. О чем абонента также не уведомляют лично: он не получает сообщений, ничего не подписывает. «Прозрение» обычно наступает, когда со счета мобильного начинают списываться ощутимые суммы за непрошеную услугу. А отказаться от нее (как потом выясняется) можно, только дозвонившись в справочную службу оператора, либо набрав определенную комбинацию цифр, либо написав заявление. То есть, испытав определенные неудобства.

Поэтому, если вы заметили, что с вашего «телефонного» счета начали списываться деньги «непонятно за что», срочно обратитесь к своему оператору связи и узнайте, не подключены ли вы к какой-то дополнительной услуге. Сначала устно: придя в офис или по номеру «горячей» линии своего оператора. Если не поможет – в форме письменной претензии, сославшись на упомянутые выше законы.

Помимо требования немедленно перестать предоставлять навязанную платную услугу вы можете потребовать полностью возместить ваши на нее расходы. В случае, если предоставление непрошеной услуги доставило вам проблемы и страдания, можете попробовать возместить причиненный моральный ущерб в суде.

В какие сроки коммунальщики должны отвечать на «послания» жильцов?

Что делать, если управляющая компания под разными предлогами затягивает ответы на письменные обращения, в которых жильцы требуют раскрыть интересующую информацию о работе коммунальщиков или в виде претензии высказывают возмущение и выдвигают свои требования по исправлению ситуаций. Чаще всего игнорируются сроки для ответов на запросы и претензии под предлогом, что обращения жильцов – это всего лишь частные письма, на которые можно отвечать целый месяц.

Как заставить коммунальщиков выполнять закон и отвечать на обращения в установленные сроки? И на какие законы при этом можно ссылаться?

Сергей БЕЛЯЕВ

К сожалению, представители коммунальных (и других) организаций не всегда осведомлены о существовании разных сроков для ответов на разные виды обращений. Или лукавят, “считая” ту же претензию “обычным письмом”, на которое можно отвечать дольше. Что можно сделать в этом случае, чтобы они не приняли ваше обращение за какое-нибудь частное послание?

Вам будет легче доказать, что вы обращались именно с претензией или запросом и срок ответа на них был нарушен, если вы подпишете свое обращение. Сразу под данными, от кого и кому оно адресовано, сделайте заголовок “Претензия” или “Запрос о раскрытии информации”. В конце документа, после изложения проблемы, напомните об установленных сроках для ответа на ваше послание, сославшись на соответствующие законы (в зависимости от вида обращения).

Важно понимать, что отличия видов обращений — не только в названиях. Разница и в их содержании. К примеру, типичные послания коммунальщикам – претензия и запрос о раскрытии информации – это не одно и то же. В претензии вы заявляете о нарушении ваших прав (например, плохо оказанной коммунальной услугой) и выставляете оказавшей ее организации свое требование по устранению проблемы. А делая запрос, вы просите предоставить интересующую информацию, которую не нашли в открытом доступе (например, в отчетах коммунальщиков, размещенных в Интернете). Уже имея нужные вам данные на руках, вы потом будете решать: устраивает вас положение дел или нет? И нарушает ли оно ваши права?

Для ответа на разные обращения закон предусматривает различные сроки. Например, вашу ПРЕТЕНЗИЮ обязаны рассмотреть в течение 10 дней. Напоминая об этом в ее тексте “забывчивым” адресатам, вы можете сослаться на ст. 22 Закона РФ “О защите прав потребителей”. Есть еще и специальные сроки для рассмотрения претензий (например, по некоторым видам коммунальных проблем). Уточнить их можно в Постановлении Правительства РФ № 354 “О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов” (его можно найти в библиотеках и в Интернете). Напомню, что если претензия передается не лично, а заказным письмом с уведомлением о вручении, то отсчет ведется с даты получения письма.

Что касается запросов о раскрытии информации, то сроки ответов на них зависят от того, каким образом вы передаете их управляющим компаниям. В Постановлении Правительства РФ от 23.09.2010 N 731 “Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами” находим: “…информация на основании запроса, поступившего в электронном виде, предоставляется на адрес электронной почты потребителя в течение 2 рабочих дней со дня поступления запроса управляющей организацией и в течение 5 рабочих дней – товариществом и кооперативом”. Предоставление информации по письменному запросу осуществляется управляющей организацией в 20-дневный срок со дня его поступления посредством направления (в письменной форме) в адрес потребителя почтового отправления либо выдачи запрашиваемой информации лично потребителю по месту нахождения управляющей организации. Предоставление информации по письменному запросу осуществляется товариществом и кооперативом лично потребителю по адресу фактического местонахождения органов управления товарищества или кооператива в течение 20 дней со дня поступления письменного запроса”.

Удачи в отстаивании прав!

Подготовила Карина АЛФЕЕВА


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Защита от спама *