Четверг, Май 24, 2018

  /  Погода в Абакане

Главная > Газета > Абаканская гимназия открывает двери

Абаканская гимназия открывает двери

И вновь семинар. Сегодня гимназия распахнула двери для учителей начальных классов города Абакана. Тема семинара «Формирование познавательного интереса как фактор успешности младшего школьника». Педагогам было предложено посетить уроки в четвертых классах и внеурочные занятия в третьих классах. Заключительным этапом данного мероприятия стал рефлексивный диалог, где каждый учитель начальной школы гимназии поделился своим опытом, высказал свои сомнения и убеждения по формированию познавательного интереса у своих воспитанников.

Познавательный интерес. Существуют разные определения этого понятия. Эпиграфом нашего диалога стали слова И.Ф. Харламова: «Познавательный интерес – это эмоционально окрашенная потребность, прошедшая стадию мотивации и придающая деятельности человека увлекательный характер».

Кабинет заполняется учителями. Ведущие приветствуют гостей, еще раз подчеркивая важность этой далеко не новой темы. Отмечают, что она побуждает еще раз акцентировать некоторые моменты и обозначить для себя ориентиры деятельности по формированию познавательного интереса.

Каждый присутствующий понимает, что все увиденные сегодня на уроках и занятиях приемы, методы, подходы направлены на достижение одной цели: ученик должен быть успешным.

И первой берет слово самый молодой педагог – Виталина Удалова, которая говорит о том, что без занимательного материала у нее не обходится ни один урок: на уроках обучения грамоте и математики они с ребятами разгадывают ребусы, на уроках окружающего мира при закреплении изученного материала решают кроссворды. Это помогает ей создать в классе благоприятный фон и увлечь самых шаловливых первоклассников. Свои интересные приемы предлагает Ирина Анатольевна Бороздина. Она утверждает, что ее детям очень нравятся такие занимательные игры, как «Лабиринт» и «Лото». Подробнее останавливается на «Лото»: «Детям предлагается игровое поле и набор разрезных карточек, на которых написаны слова. Надо слово соотнести с его морфологическими признаками (на поле). Карточка кладется на игровое поле обратной стороной. В процессе игры, если все соотнесено верно, на поле появляется слово или пословица, то есть то, что вы зашифруете». Учитель подчеркивает, что эта игра универсальна. Ее можно использовать в любом классе, на любом уроке.

В диалог включается Наталья Михайлова. Она отмечает, что правильно применяемая наглядность в начальной школе необходима. Но особый интерес у современных детей, по ее мнению, вызывают видеосюжеты, поэтому она старается их использовать на различных уроках. Так, на уроке знакомства с произведением Юрия Нагибина «Зимний дуб» видеосюжет был использован дважды. В начале урока ребята увидели видеофильм «Зимняя сказка», где сменялись картины зимнего леса.

– Где мы с вами оказались? – спрашивала учитель.

– О чем пойдет речь на уроке?

– Как будет связано произведение с зимним пейзажем?

Во второй раз, на этапе работы с текстом, дети посмотрели фрагмент одноименного фильма. Ученики были удивлены тем, как совпадает образ главных героев, представленных в воображении и на экране. Вот и учительница Анна Васильевна такая же любопытная, азартная, увлекающаяся. А Коля Савушкин, ее ученик? И его дети представляли таким же. Простой паренек, искренний, внимательный, любящий природу. Предметом разговора становится новый критерий – анализ жизненных ситуаций. Именно этот способ присутствующие смогли увидеть на уроке литературного чтения у Алены Барженаковой. В своем выступлении она рассказала, что на уроке литературного чтения они работали над рассказом К.Г. Паустовского «Заячьи лапы». Герои рассказа – простые добрые люди, которые участвуют в спасении зайца. Больной заяц в центре событий. А вот как отнесся к зайцу каждый из персонажей рассказа? Для анализа этой жизненной ситуации учитель использовала прием «Моделирование». При помощи моделирования ребята оценивали отношение каждого персонажа к зайцу. Ведь каждый персонаж в этом произведении проходит проверку на доброту, человечность и сопереживание именно через отношение к главному объекту повествования – зайцу. Суметь увидеть новое, неожиданное, важное в привычном и обыденном. Об этом говорит Виктория Добрынина. Она уверена: настоящей кладовой нового, интересного, необычного является курс внеурочной деятельности «Музей в твоем классе». Так, рассматривая картину Бориса Кустодиева «Осень (Над городом)», мы увидели парк, беседку, молодого человека. Казалось бы, ничего нового и необычного! Но, проведя исследование в группах, дети обратили внимание на то, что беседка построена таким образом, что сидящий в ней человек обязательно оказывается спиной к городу! Возникает вопрос: зачем? Для чего? Пришли к выводу: чтобы отдохнуть от городской суеты, отвлечься от житейских проблем, насладиться красотой осенней природы! А ребята другой группы, рассматривая с помощью лупы молодого человека, увидели шляпу-котелок, белую рубашку, белый нагрудный носовой платок, сюртук… И открыли для себя новое – перед ними джентльмен! Еще больше их удивил тот факт, что трость изначально считалась неотъемлемой деталью прогулочного костюма джентльмена, символом солидности, успешности, и только потом трость стала использоваться как ортопедическое средство (для помощи при ходьбе).

Интересно! Необычно! Ново! Любая картина таит в себе какую-то загадку, надо только ее найти и преподнести детям так, чтобы они с огромным желанием и азартом искали отгадку.

К диалогу подключается Елена Кудашкина. Она задает присутствующим неожиданный вопрос: «Вы любите конфеты?». И, получив утвердительный ответ, объясняет, какое отношение имеют сладости к процессу обучения. Демонстрируя разные конфеты, Елена Анатольевна обращает внимание аудитории на обычные конфетные фантики, сообщая при этом, какую важную информацию они несут – на них правильно написаны слова с орфограммами. Например, «Весна» – безударная гласная в корне «е», «Ласточка» – «чк» пиши без мягкого знака. Учитель уверена, что наши любимые лакомства – конфеты и шоколад – могут оказать помощь в изучении русского языка. Поглощая сладости, мы видим образы слов на фантиках, и эти образы навсегда остаются в нашей памяти. Елена Анатольевна сообщила, что это открытие вызвало в ее детях познавательный интерес, который дал старт долгосрочному проекту «Грамотные сладости», цель которого – изучение слов на обертках конфет и шоколада с целью выявления и систематизации в них орфограмм русского языка.

И в диалог вступает Светлана Ревтова, которая смоделировала такую ситуацию на своем занятии внеурочного курса «Хочу быть здоровым» по теме «Домашняя аптечка». Учитель рассказала, что детям был продемонстрирован отрывок из мультфильма про Аркадия Паровозова «Почему нельзя есть лекарства без спроса», который помог ребятам определить проблему занятия. Сестренка хотела вылечить своего братика и дала выпить ему горсть таблеток, но ему стало не лучше, а хуже. Почему? У ребят возникла необходимость приобретения новых знаний. Они получили ответы на свои вопросы в ходе беседы с приглашенным на занятие врачом. В практической части занятия дети определяли срок годности лекарств и рассортировывали их по группам. Учились оказывать первую помощь при небольших травмах. Этот практикум помог детям овладеть умениями, которые обязательно пригодятся им в жизни.

Тем временем ведущие предлагают соприкоснуться с научными поисками, ощутить и испытать их радости вместе с учеником 2-го класса Макаром Румянцевым. Он работает над проектом «Ожившая карта Бородино», который посвятил двухсотпятилетию со дня Бородинского сражения. Мальчик рассказал, что своим проектом он хочет привлечь внимание сверстников к событиям, которые произошли 26 августа 1812 года в селе Бородино под Москвой. Для этого Макар, используя современные компьютерные технологии, создает карту, где будут указаны 29 населенных пунктов с названием Бородино. Участников семинара заинтересовало, будет ли на этой карте село Бородино из Хакасии? Макар ответил утвердительно и, более того, добавил, что собирается доказать связь между Бородино под Москвой и Бородино в Хакасии. Ведущие акцентируют внимание коллег на том факте, что именно правильный отбор, изложение и представление учебного материала позволяет нам превратить ребенка в постоянного почемучку, в постоянного исследователя. Заканчивая диалог по первому источнику, ведущие вновь обращаются к словам Асмолова: «Начальная школа – это школа проектирования универсальных действий. Принцип «научить учиться» становится главным».

Вниманию присутствующих вновь предлагается тезис Александра Асмолова: «Начальная школа – это школа совместных действий ребенка, взрослых и продвинутых сверстников. А учитель начальной школы становится режиссером этих совместных действий». Ведущие говорят, что этот источник реализуется учителями гимназии в атмосфере доверия и радости познания через современные образовательные технологии. И добавляют, что мотив к познанию и творчеству начинается не с ученика, а с учителя. Педагогический коллектив гимназии убежден, что только такая режиссура образовательной деятельности станет ключом к запуску единого механизма в формировании познавательного интереса младших школьников.

Надежда ШИРОГЛАЗОВА,

учитель начальных классов МБОУ «Гимназия»


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Защита от спама *