Среда, Декабрь 12, 2018

  /  Погода в Абакане

Главная > Газета > «Полония» – традиции Польши в Абакане

«Полония» – традиции Польши в Абакане

В новом году еженедельник «Абакан» продолжает знакомить своих читателей с национально-культурными организациями различных народов, проживающих в Хакасии. Об истории появления в Хакасии и национальных традициях части диаспор мы уже успели рассказать, однако, как известно, в республике проживают представители более ста народов, так что впереди у нас еще много интересных встреч. Мой собеседник сегодня – руководитель культурно-национальной общественной организации «Полония» Елена ВЛАДИМИРОВА.

Из истории общества

Общественная организация поляков была создана в Хакасии одной из первых – еще осенью 1993 года. Тогда на собрании «Ассоциации жертв политических репрессий» с инициативой создания своей национально-культурной организации выступили известные в городе Абакане активисты – врач Клара Романовна Кызласова (ее дедушка Витольд Гурницкий был поляком), а также историк – Алексей Николаевич Гладышевский. В числе активных создателей польского объединения были Людмила Брониславовна Кочетова, Генрика Вацловна Прошичева, Людмила Анатольевна Полежаева. Руководителем «Полонии» был избран Сергей Леончик, впоследствии он возглавлял общество много лет, да и сегодня, по словам Елены Владимировой, проживая в Польше, «Сергей не забывает о нас, постоянно привозит методическую литературу, сообщает все важные для жизни организации новости».

Первоначально основным направлением работы общественной организации стало изучение польского языка, популяризация польской культуры. Таким образом, польский язык в современной Хакасии преподается уже более двадцати лет, а первым преподавателем родного языка для поляков республики стал Сергей Леончик. Сергей Владимирович – кандидат исторических наук, и, как пишет исследователь, до октябрьской революции 1917 года во многих сибирских городах существовали воскресные польские школы. Они организовывались в основном при римско-католических приходах. Светские школы открывались в период Первой мировой войны, когда в Сибири появилось более полумиллиона польских беженцев, а затем и пленных австрийской и немецкой армий, среди которых было немало поляков. После установления советской власти в сибирских городах и даже селах стали создаваться польские национальные школы или классы с изучением польского языка как родного. С началом Второй мировой войны поляков массово депортировали с их восточных воеводств в Сибирь и Казахстан. По разным данным, от 750 тысяч до 1,5 млн поляков находились за Уралом в 1940–1946 годы. После окончания войны практически все депортированные поляки вернулись на родину, в Польшу. Осталась лишь так называемся старая диаспора – поляки, попавшие в Сибирь до начала Второй мировой войны. Из числа таких – когда-то добровольно переселившихся в Россию – поляков были и предки моей собеседницы, Елены Владимировой, в девичестве Островской.

– К сожалению, всех данных о прадедушке моей семье сохранить не удалось, мы знаем лишь, что он был знатного происхождения, в Россию переехал по доброй воле, когда-то у него была и собственная фабрика. Потом его репрессировали, знаю лишь, что моего деда усыновил казачий атаман и дал ему фамилию Соколов. Он проживал в селе Каратуз. Сама я со своей семьей проживала недалеко от города Шарыпово. И вот уже в начале 1990-х годов мне позвонил Сергей Леончик: так мол и так, мы в Абакане создаем польское общество, приезжайте. Так мы и переехали в Абакан, а так как по профессии я музыкант, то стала заниматься в «Полонии» восстановлением наших музыкальных традиций. С тех пор себя без нашей общественной организации и ансамбля «Сибирский краковяк» просто не мыслю, – рассказывает Елена Николаевна.

Первоначально и занятия по изучению польского языка, и ансамбль «Сибирский краковяк» базировались в Центре детского творчества Абакана. Классы по изучению языка просто не вмещали всех желающих. Сегодня такого ажиотажа уже нет, хотя желающих приобщиться к польской культуре много, в том числе и среди тех, у кого нет польских корней. По словам Елены Владимировой, многие из числа активистов в 1990-е годы переехали на историческую родину, переезжали в Польшу и в 2000-е годы. Немало этому поспособствовал закон о Карте поляка. Первоначально основным требованием для получения Карты поляка было не столько наличие польских корней, сколько знание базового уровня польского языка. Этот закон вызвал всплеск интереса к изучению польского языка во многих странах. Также выпускники польских школ из других стран имеют право на бесплатное обучение в вузах Польши. Молодые люди из Хакасии активно этой возможностью пользовались. Однако в настоящее время, по словам моей собеседницы, правила несколько ужесточились: теперь для получения Карты поляка необходимо доказать и наличие польских корней.

В Хакасии польский язык сегодня изучать могут все желающие (вне зависимости, есть ли у вас польские корни) совершенно бесплатно в центре Польской книги при Национальной библиотеке им. Н.Г. Доможакова. Дети до 10 лет занимаются в «Славянском городке» у Елены Владимировой – ребятишки изучают польский язык, песни, народные традиции и, конечно же, занимаются в ансамбле «Сибирский краковяк». Правда, по финансовой причине, бесплатно занятия проводить возможности нет, так как необходимо арендовать помещение. Правда, как отмечает Елена Николаевна, им помогают и местные предприниматели, имеющие польские корни. Так что плата за занятия невысока, а приходить могут все желающие ребятишки.

Об ансамбле «Сибирский краковяк»

Не будет преувеличением сказать, что визитной карточкой общественной организации «Полония» является хореографический ансамбль «Сибирский краковяк». В декабре 2017 года большим праздничным концертом он отметил свой 20-летний юбилей. Это сегодня ансамбль известен не только в Хакасии, но и во многих других российских регионах, в самой Польше. А начиналось все довольно скромно.

– В центре детского творчества в Абакане нам в первое время выделили ставки преподавателей. Занятия вела Юлия Олеговна Скидан, позже стала заниматься я. Мы много выступали в Хакасии, нашим зрителям из числа самых разных национальностей было интересно познакомиться с польской культурой, посмотреть на наши яркие национальные костюмы. Однако, когда мы в первый раз приехали на фестиваль в Польшу в самостоятельно сшитых костюмах, польская сторона стала нам активно помогать – и финансами, и методическими материалами. Сегодня у нас есть много сценических костюмов, причем разных – традиционных для разных районов Польши. Мы каждый год выезжаем с выступлениями по городам России, бываем в Польше – польская сторона берет на себя все расходы по нашему проживанию, польский зритель очень тепло встречает выступления ансамбля из Сибири. В репертуаре нашего ансамбля имеются песни и танцы различных регионов Польши, – рассказывает историю родного ансамбля Елена Владимирова.

Стоит отметить, что в 2007 году ансамбль «Сибирский краковяк» получил звание народного хореографического коллектива Республики Хакасия.

По словам моей собеседницы, на протяжении всех 20 лет деятельности ансамбля «Сибирский краковяк» его главной целью является приобщение молодежи к польской народной художественной культуре.

– В свое время мы изучили практически все польские народные праздники, так как именно традиционные народные праздники являются акцентом народного мировоззрения, верований. Главными являются Сочельник, Рождество, Пасха, период Масленичных гуляний. Поляки и за пределами своей исторической Родины бережно хранят традиции празднования народных праздников, прививают уважение и любовь к ним младшему поколению, – отмечает руководитель «Полонии».

Сегодня ансамбль бережно хранит национальные польские традиции, регулярно пополняет свой репертуар за счет обучения хореографов на методических курсах в Польше, участия в региональных семинарах для хореографов. Жители Хакасии также имеют возможность познакомиться с польскими народными танцами: ансамбль «Сибирский краковяк» всегда принимает участие в таких массовых праздниках, как «Тун Пайрам», «Чыл Пазы», День народного единства, других мероприятиях, где представляет польские народные танцы и песни, проводит презентации национальных блюд и костюмов.

В 2018 году польская общественная организации «Полония» отметит 25-летие своей деятельности. За эти годы, рассказывает Елена Николаевна, было сделано немало для сохранения польского языка и культуры в Хакасии. Однако сегодня число активистов общественного объединения немного снизилось: немало представителей старшего поколения уехали в Польшу, молодежь также активно принимает участие в различных проектах, дающих возможность поступить в польские вузы, а потом мало кто из них возвращается обратно в Хакасию – остаются в Европе. В Абакане активистов общественной организации – около 100 человек. Со строительством в городе костела у поляков Абакана появилась возможность чаще встречаться, вместе праздновать религиозные праздники.

Однако, несмотря на любовь к своим историческим корням, многие из абаканских поляков считают себя, прежде всего, россиянами.

– Мы россияне, родились и живем в России, любим нашу родную землю. В то же время нельзя забывать и о своих корнях, предках, мы должны передать детям свой язык, культуру – ведь из множества разных культур и складывается наша великая российская культура. А вообще, наша давняя мечта – чтобы в Абакане был создан Дом дружбы, как во многих других регионах. Нам нужно одно помещение, где представители разных народов имели бы возможность знакомить и жителей, и гостей республики со своими традициями, культурой, проводить совместные мероприятия. Надеемся, что когда-нибудь такой Дом дружбы народов будет создан и у нас в Хакасии, – завершает нашу беседу руководитель общества «Полония».

Ольга КАРАЧАКОВА


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Защита от спама *