Четверг, Январь 18, 2018

  /  Погода в Абакане

Главная > Газета > Николай Булакин: «Абакан должен развиваться, несмотря ни на какие сложности»

Николай Булакин: «Абакан должен развиваться, несмотря ни на какие сложности»

Современный физкультурно-оздоровительный комплекс с плавательным бассейном, настоящий дворец культуры «Заречье» и большая школа-лицей на тысячу ребятишек – такие масштабные подарки готовят для абаканцев в 2018 году городские власти. О планах на новый, 2018-й, год и об основных итогах прошедшего 2017 года для республиканской столицы – в беседе с Главой города Абакана Николаем БУЛАКИНЫМ.

Николай Генрихович, прежде чем говорить о планах на наступивший 2018 год, несколько слов об итогах 2017 года – насколько он был успешен для Абакана, какой задел, базу для дальнейшей работы по развитию города удалось подготовить?

– Прошедший год был непростым, во многих отношениях, можно сказать даже трудным. По многим направлениям работы администрации города Абакана пришлось выступить в роли кризисного управляющего: продолжать развитие города при острой нехватке бюджетных средств. Возможно, темпы созидательной работы были не так высоки, как нам бы хотелось, но движение вперед, несомненно, было. Несмотря на все финансовые сложности, ни одна городская стройка не была «заморожена». Мы продолжили строительство культурно-досугового центра «Заречье» на Нижней Согре, в текущем году, надеемся, объект будет сдан. На финишную прямую выходит и строительство физкультурно-оздоровительного комплекса по улице Лермонтова, продолжится строительство третьей очереди спорткомплекса «Абакан» – на данный объект потребуются весьма существенные инвестиции, и в 2018 году мы пока не сможем его сдать в эксплуатацию. В 2017 году многое было сделано и в дорожном строительстве – один из самых наглядных примеров улица Кирова. Несмотря на финансовые сложности, мы целенаправленно, методично «пробиваем» эту горизонтальную городскую магистраль. В 2018 году, как мы планируем, шестиполосное дорожное полотно будет проложено до перекрестка с улицей Некрасова. Продолжая работу на наших прежних масштабных объектах, мы приступили к реализации нового грандиозного проекта – строительству новой большой школы-лицея на 1000 мест. Стоимость данного проекта составляет более 900 млн рублей, никогда прежде город на строительство столь масштабных в финансовом плане объектов даже не замахивался. Сопоставимы инвестиции в строительство спорткомплекса «Абакан», однако данный объект строится уже в течение нескольких лет, школу мы должны построить за два года и сдать объект к концу 2018-го. Большая часть средств на строительство данной школы выделяется из федерального бюджета, в рамках государственной программы «Развитие образования на 2013–2020 годы».

Развитие города, созидательная работа требуют инвестиций, при этом вы сами отмечаете, что финансовая ситуация непростая, денег всегда не хватает…

– Сложности с наполняемостью бюджета наблюдаются сегодня на всех уровнях: муниципальном, региональном, федеральном. Нехватка средств, задержки платежей – все это есть, однако мы всегда придерживались и продолжаем придерживаться следующего правила: несмотря на все финансовые сложности, нужно выкраивать, находить дефицитные средства на инвестирование в развитие города. Если развития не будет, город обрекается на деградацию – примеров этому множество. Несмотря ни на что, город Абакан должен развиваться, расти, строиться. Все это возможно благодаря тому, что мы научились самостоятельно зарабатывать. Финансисты-аналитики подтвердят справедливость моих слов: бюджет города Абакана в плане доли неналоговых доходов, то есть того, что город самостоятельно заработал, выгодно отличается от бюджетов других городов даже не в рамках Сибирского федерального округа, а страны в целом. Данные заработанные средства позволяют нам инвестировать в развитие города: возводить социальные объекты, проводить капитальный ремонт, вести дорожное строительств и т. д. В 2017 году в непростых кризисных условиях городская инвестиционная программа составляла около 400 млн рублей, в предыдущие годы она была гораздо больше. Однако на 2018 год у нас весьма амбициозные планы. Вместе с федеральными инвестициями – речь идет о выделении средств из федерального бюджета на реализацию программы «Комфортная городская среда», на строительство школы – городская инвестиционная программа достигнет рекордной суммы более 1 миллиарда 200 миллионов рублей! Таким образом, нам предстоит весьма напряженный, трудовой 2018 год.

Масштабы инвестиционной программы на 2018 год вы уже отметили. Вкратце расскажите, на какие средства будет жить Абакан в 2018 году?

– Предполагается, что доходы городского бюджета в 2018 году составят 4 млрд 570 млн рублей, при этом налоговые доходы составят 34,7%, неналоговые доходы – 27,6%, безвозмездные поступления – 37,7%. Структура налоговых доходов городского бюджета на 2018 год: налог на доходы физических лиц – 41,1%, земельный налог – 37,3%, единый налог на вмененный доход – 13,6%, госпошлина – 3,4%, налог на имущество физических лиц – 3,2%, акцизы – 0,6%, ЕСХН и патенты – 0,8%. Большую часть доходной базы городского бюджета составляют неналоговые доходы и безвозмездные поступления – это субвенции на исполнение переданных нам полномочий, проще говоря – средства на выплату заработной платы работникам детских садов и школ. Серьезный пласт составят доходы от использования муниципального имущества и продажи материальных активов: предполагается, что в 2018 году городская казна по этим направлениям пополнится на 787,7 млн рублей и 340,7 млн рублей соответственно. В бюджете сохранена социальная направленность в расходовании средств. Объем расходов городского бюджета на образование, культуру, социальную политику и физкультуру и спорт в общем объеме расходов городского бюджета составил на 2018 год почти 3,5 млрд рублей, или 70,7%.

Упоминаемые вами аналитики, отмечая высокую долю неналоговых доходов Абакана, отнесли столицу Хакасии в группу богатых, но не самостоятельных городов. Согласны ли вы с такой оценкой?

– Не согласен, данное исследование построено во многом на формальном подходе. Абакан далеко не богатый город, мы живем очень скромно, по уровню бюджетной обеспеченности мы значительно уступаем многим городам Российской Федерации. Я считаю, что мы небогаты, но самостоятельны. Эксперты при составлении данного рейтинга исходили из того, что самодостаточность региональных столиц отражают несколько показателей, в том числе и доля безвозмездных поступлений из регионального бюджета. Объем субвенций из республиканского бюджета в бюджет Абакана действительно значителен – но все эти средства идут на зарплату учителей и работников детских садов. Город Абакан – единственный донор республиканского бюджета, мы не просим у региональных властей трансфертов. Более того, для нашего города региональными властями установлен минимальный норматив отчислений от налога на доходы физических лиц, собираемого на территории Абакана, – 15%. Этот минимум предусмотрен российским законодательством, меньше устанавливать уже просто нельзя. Для примера: в Сорске данный норматив установлен в размере 40%, Саяногорску не так давно подняли до 45%, и все равно эти города вынуждены обращаться за финансовой помощью к региональным властям. Абакан ничего у республики не просит, зарабатывает самостоятельно. По умению зарабатывать деньги эксперты поставили наш город на первую позицию. Доходы от аренды и продажи муниципального имущества в расчете на 1 га в Абакане составляют 67,7 тыс. рублей, для сравнения: Великий Новгород – 51,5 тыс. рублей, Псков – 21,2 тыс. рублей, Кызыл – 3,1 тыс. рублей.

Николай Генрихович, город хорошо зарабатывает на аренде и продаже муниципального имущества. Но ведь это самое муниципальное имущество с каждым годом все уменьшается – субъекты малого бизнеса активно его выкупают, пользуясь соответствующим законодательством. Не случится такого, что вскоре нечего будет продавать и доходы города резко снизятся?

– Субъекты малого бизнеса, действительно, активно выкупают арендуемые помещения, но ведь они платят налог на имущество с физических лиц, что также пополняет городской бюджет. К тому же к настоящему времени все, на что предприниматели имели право по закону, уже выкуплено. Вместе с тем, доходы от аренды муниципального имущества не снизились. Дело в том, что ранее мы сдавали муниципальное имущество в аренду по муниципальным тарифам. В настоящее время все имущество мы можем сдавать в аренду только посредством аукционов со стартовой ценой на уровне рыночной. Рост этих доходов компенсировал выпадение доходов от аренды уже выкупленных помещений. Абакану есть что сдавать в аренду и продавать по высоким ценам на аукционах, так как в свое время мы не разбазаривали муниципальное имущество по бросовым ценам. Эти доходы и позволяют нам направлять средства на развитие города.

Помимо масштабных городских строек, финансовых достижений Абакану есть чем еще гордиться по итогам 2017 года? Достижения в каких сферах вас как градоначальника особенно порадовали?

– Достижений у города и горожан множество, причем в самых разных сферах: это и образование, и культура, и спорт. Возьмем, к примеру, сферу образования. Абаканские школы и детские сады неоднократно становились победителями множества значимых в профессиональном плане федеральных конкурсов. Одна из недавних наград – Абакан занял второе место в конкурсе городов России «Семья и город – растем вместе». Абакан одержал победу в одной из сложных номинаций – среди административных центров, столиц субъектов федерации. Нас обошел только такой богатый в финансовом плане город, как Тюмень. Что особенно важно, данный конкурс не является конкурсом отдельных проектов или программ. Конкурсанты презентуют результаты системной работы муниципалитета, цель которой – создание среды, комфортной для проживания семей с детьми, профилактика детского и семейного неблагополучия. В этой работе наш небольшой город обошел множество гораздо более «богатых» в бюджетном плане городов-миллионников. Отмечу и достижения коммунальщиков Абакана – традиционно их больше ругают, чем хвалят, вместе с тем, нам есть чем гордиться и в этой сфере. Абакан хорошо отработал первый этап реализации федеральной программы «Комфортная городская среда». Мы надеемся, что в 2018 году отработаем по данной программе также беспроблемно и объединенными усилиями (программа софинансируется из местного, регионального и федерального бюджетов) в ближайшие годы удастся навести порядок во всех городских дворах.

Как многих других абаканцев, меня не может не радовать, как преображается наш город: он не просто прирастает новыми жилыми микрорайонами – посмотрите, какие интересные архитектурные решения применяют строительные организации. Наши специалисты Департамента градостроительства, архитектуры и землеустройства администрации города всегда творчески подходят к разработке новых проектов комплексной застройки жилых районов. К примеру, новый район «Арбан»: там в скором времени будет построен большой парк «Арбан», школы, детские сады. Архитекторы ДГАЗа сейчас заняты проектированием парка «Арбан», там предусмотрены водоемы, фонтаны, интересные дизайнерские задумки — нам бы очень хотелось, чтобы это место отдыха горожан стало одним из брендов Абакана. В 2018 году мы планируем начать строительство нового парка.

Говорить о достижениях всегда приятно, вместе с тем в любой работе есть и свои сложности – причем не всегда их решение находится в полномочиях городских властей. К примеру, перед новогодними каникулами энергетики Абакана предупредили, что соцобъекты республиканской столицы рискуют остаться без тепла. Что привело к подобному положению дел?

– Непростая ситуация с региональным бюджетом сказывается и на нашей работе. В соответствии с законодательством, город должен получать субвенции из бюджета Республики Хакасия на выплату заработной платы работников детских садов и школ. Однако, помимо заработной платы, мы должны получать субвенции и на выплату отчислений в фонд оплаты труда (в Пенсионный фонд России, фонд ОМС и т. д.). Платежи в социальные фонды в настоящее время контролирует налоговая инспекция , а она при наличии задолженности просто блокирует счета организаций и учреждений. Вот и получается, что средства на оплату тепла есть, однако на счета школ и детских садов наложен арест и средства не могут быть перечислены поставщику тепла. Это лишь часть сложностей, возникающих не по нашей вине, с которыми нам приходится сталкиваться в своей работе.

Николай Генрихович, федеральные чиновники, в частности министр финансов Антон Силуанов, по итогам 2017 года отмечают рост российской экономики на 1,8–2%. Говорят на федеральном уровне и о завершении этапа рецессии в экономической сфере страны. Каков будет ваш прогноз на 2018 год для экономики Абакана, региона в целом?

– Оценки положения дел в экономике страны весьма противоречивы. Действительно, часть экспертов, как из числа чиновников, так и независимых аналитиков, считают, что «дно кризиса» уже пройдено и дальше нас ожидает пусть медленный, но все же рост экономики. В то время как другие экономисты предупреждают: не спешите с оптимистическими прогнозами развития страны, экономика все еще находится в стадии рецессии. Хотелось бы, конечно, чтобы правы оказались экономисты, придерживающиеся оптимистического сценария. Что касается нашего региона. Республика Хакасия, по моим оценкам, по итогам 2017 года покажет нулевой рост экономики, т. е. мы наблюдаем стагнацию. В предыдущие годы рост экономики региона во многом достигался за счет роста показателей угольной отрасли, энергетиков – общая картина положения дел в экономике республики складывается из множества факторов. Однако в 2017 году мы, повторюсь, наблюдали стагнацию, а хотелось бы видеть рост экономики. Касаемо Абакана. К сожалению, статистика не дает цифры по индексу промышленного производства в регионе в разрезе городов и районов республики – есть лишь общая цифра по субъекту. Есть лишь данные по обороту промышленных предприятий, по обороту торговли и т. д. – согласно данным показателям ситуация в Абакане достаточно оптимистична. Абакан, как и большинство региональных столиц в своих субъектах, является локомотивом развития республики. Мы даем высокие показатели для статистики региона в целом по жилищному строительству, по целому ряду других экономических маркеров. Эти маркеры в конце 2017 года свидетельствовали о том, что в Абакане наметилось улучшение экономической ситуации – это мы видели и по росту доходов городского бюджета в последние месяцы 2017 года. Доходы городского бюджета в конце 2017 года были выше показателей 2016 года, что не может не радовать и настраивать на оптимистичные сценарии в развитии города. При сохранении такой динамики поступления налогов в городской бюджет мы имеем все шансы на реализацию наших амбициозных планов на 2018 год.

В завершение нашей беседы не могу не задать вопрос, волнующий, полагаю, всех без исключения горожан – будет ли Николай Булакин в 2018 году участвовать в выборах главы города Абакана?

– До выборов главы города Абакана (они состоятся в сентябре 2018 года) времени еще много. Полагаю, что с моей стороны делать по этому вопросу какие-либо заявления преждевременно. Сошлюсь на пример главы государства: выборы Президента РФ состоятся в марте 2018 года, за сколько времени до выборов Владимир Путин объявил о выдвижении своей кандидатуры? До сентября время еще есть, поэтому действующая команда администрации города продолжит созидательную работу во благо Абакана и абаканцев.

Ольга КАРАЧАКОВА


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Защита от спама *