Вторник, Декабрь 11, 2018

  /  Погода в Абакане

Главная > Газета > Накануне Нового года: магические виды счастья и свадебные обряды

Накануне Нового года: магические виды счастья и свадебные обряды

В Абакане, в рамках цикла открытого лектория «За страницами вузовского учебника» Хакасского госуниверситета доктор исторических наук, профессор кафедры всеобщей истории вуза Виктор БУТАНАЕВ рассказал жителям республики о семейно-бытовой обрядности хакасов.

Брачные нормы, свадебные обряды, магические виды счастья, традиционные представления о рождении, жизни и смерти человека – об этом и многом другом поведал ученый своим слушателям. Он подчеркнул:

– Создание семьи, во многом сохранившей свои социальные устои и культурные ценности от предыдущих поколений и эпох, является главным событием в жизни хакасского народа.

– Виктор Яковлевич, как обустроен быт хакасского народа? В чем их явные отличия от остальных?

– Хакасы – древний и в тоже время молодой тюркоязычный народ, проживающий здесь с давних времен. История, насчитывает целое тысячелетие, в котором были невероятные взлеты и падения (речь идет о набегах многочисленных центральноазиатских завоевателей). Героическая и в тоже время трагическая история хакасских предков во многом отразилась и на их традиционной культуре, что придало ей особый неповторимый колорит. Важную роль в этом сыграла наша многоликая природа.

Традиционный быт у хакасского народа связан с полукочевым хозяйством. Поэтому основным жилищем была юрта, а поселениями – полукочевые аалы, имевшие «летники» и «зимники», где зарождалась и строилась их семейно-бытовая жизнь.

– В чем особенности брачных норм и свадебных обрядов хакасов?

– У хакасов не было сватовства, а существовало лишь две формы заключения браков – умыкание (воровство девушки, основная форма) и брак чести (договор между родителями маленьких детей). Свадебные обряды состояли из таких разделов, как «сас той» (праздник переплетения волос, типа помолвки); «чарас» (мировая); «той» (свадьба у родителей жениха); «торгин» – свадьба у родителей невесты. Также имелись и еще моменты, связанные с получением калыма, приездом погони за украденной девушкой, и другие. Расскажу более подробно о двух основных формах: «умыкание» и «сговор – брак чести».

Итак, первая – это воровство невесты, при котором она, как правило, была совершеннолетней. Такая свадьба может с успехом стать сценарием для любого приключенческого фильма. Влюбленные сами договаривались о дне и времени похищения. В залог верности парень получал от нее какой-нибудь предмет – колечко, платок. Если невесту выбирали его родители, они посылали сваху, которая переговаривала с девушкой втайне от ее отца и матери. Иногда к помощи подобной свахи обращались сами юноши, не осмелившиеся подойти к «предмету своего воздыхания». За свои услуги она получала вознаграждение – овцу или лошадь. А иногда совершали и насильственный увоз девушки, в результате которого ее вынуждали дать согласие на брак.

Вторая разновидность – «сговор – брак чести», где сватали малолетних детей, которые при достижении совершеннолетия становились супругами. Иногда родители договаривались и о еще не родившихся детях. Это было «глухое сватовство». Сговор закреплялся словами: «Соединим детей, если у одного родится дочь, а у другого сын! Обменяем ездовых лошадей, если у обоих будут мальчики или девочки!» Когда они достигали трех- или пятилетнего возраста, то родители мальчика приезжали с подарками к родителям девочки. Первый приезд сватов обычно бывал летом, привозили вино и туши баранов. Зайдя в юрту, отец мальчика, кланяясь в ноги хозяину, произносил традиционную фразу по хакасскому обычаю. Если родители девочки не изменили своего решения, сваты обнимались и целовались и, обменявшись чашами, выпивали вино. Второй, осенний, приезд сватов носил название «вино с сережками». Родители мальчика дарили девочке коралловые украшения, которые тут же вдевались ей в уши. С этого времени она считалась засватанной. С этого времени и до взросления детей родители мальчика ежегодно весной и осенью привозили различные угощения сватам, а по достижении ими 15-17-летнего возраста родители юноши приезжали весной договариваться о свадьбе. Этот приезд считался их помолвкой и, как правило, случался за три года до свадебной церемонии. Заключительное угощение делалось весной в год свадьбы и называлось «великое застолье». Сваты приезжали с большим количеством вина и договаривались о дне торжества.

Согласно хакасским традициям, свадьбы устраивались летом перед сенокосом, когда трава подрастала на длину расстояния между вытянутым большим и согнутым указательным пальцами, и обязательно на третий или пятый день новолуния.

– Расскажите, пожалуйста, об особых ритуалах на свадебной церемонии?

– Одним из таких ритуалов считается переплетение девичьих косичек (сурмес) в две косы (тулунг) замужней женщины, а также борьба молодых парней за овладение мослов, которыми были смазаны волосы невесты. Победителю гарантировалась следующая свадьба.

– Какие существовали главные семейно-бытовые обряды у хакасского народа?

– Хакасы были огнепоклонники, поэтому проводили обряды поклонения невесты огню, также они почитали луну и солнце. Кроме того, существовали обычаи избегания родственников жениха и другие.

– Что такое «магические виды счастья»?

– Счастье – очень хрупкое явление, поэтому к нему относились очень осторожно, с иносказанием, боясь, как бы его не обидеть. Существовало несколько десятков его различных определений и иносказаний (верили именно в магические силы).

– Главные традиции хакасов в семье?

– В традиционной хакасской семье господствовал патриархат, и в связи с этим самыми важными считались законы почитания старших.

– Популярные хакасские блюда и напитки?

– Это в основном мясные и молочные блюда. Особенно мясные супы и айран – тонизирующий прохладительный напиток, который изготавливают из коровьего, козьего или овечьего молока.

– Как и когда хакасы празднуют Новый год (Чыл пазы)?

– Чыл пазы (на русском языке – «Голова года» или «Начало года») – один из главных календарных праздников хакасского народа. Его пик приходится на день весеннего равноденствия – 22 марта.

Встреча Нового года весной, а не зимой, связана с древними представлениями о цикличности времени, согласно которым год «рождается», «живет» и «умирает» вместе со сменой сезонов. Они праздновали его, когда загремит первый гром и закукует кукушка. Поэтому были особые обряды, связанные с первым громом и первым «кукованием» священной птицы.

– Ваши пожелания абаканцам накануне Нового года и Рождества?

– Чтить семью, любить детей, чтобы наши потомки жили вечно!

СПРАВКА

Виктор Яковлевич Бутанаев в 1983 г. защитил диссертацию «Социально-экономическое развитие хакасского аала в к. ХIХ – н. ХХ в.» на соискание ученой степени кандидата исторических наук при Ученом совете Института истории, филологии и философии СО АН СССР. В 1993 г. защитил диссертацию «Этническая культура хакасов и проблемы реконструкции основных этапов их исторического развития» на соискание ученой степени доктора исторических наук при Ученом совете Института археологии и этнографии СО РАН.

С 1994 г. и по сегодняшний день работает в Хакасском госуниверситете.

В 1994 г. он основал кафедру археологии, этнографии и исторического краеведения ИИП. В этом же году была проведена этнографическая экспедиция в Северо-Западную Монголию, в результате которой были выявлены этнокультурные связи тюрков Саяно-Алтая с западными монголами-ойратами, изучены тувинцы Баян-Ульгейского аймака, живущие на границе с Китаем, а также совершена поездка на берега озера Кыргыз-Нур, являющегося прародиной предков хакасов-кыргызов.

В 1996 г. решением Государственного комитета РФ по высшему образованию ему присвоено ученое звание профессора кафедры археологии, этнографии и исторического краеведения ХГУ. С 1998 г. профессор является членом президиума международной Ассоциации тюркологов (г. Туркистан).

25 ноября 1999 г. решением Ученого совета Института восточных языков и культур ему присвоено звание «Почетный профессор института восточных языков» Кыргызстана.

В 2006 году ему присуждено звание «Почетный профессор Тувинского государственного университета» и почетное звание «Заслуженный деятель науки Республики Хакасия», постановлением Совета по общественным наградам России награжден медалью «Профессионал России».

8 апреля 2016 г. ему присвоено звание почетного профессора Кыргызского государственного университета им. И. Арабаева в г. Бишкек.

14 апреля 2016 г. награжден серебряной медалью международной тюркской академии в г. Астана.

31 декабря 2016 г. награжден президентом Кыргызстана высшим орденом «Манас», а 15 апреля состоялось торжественное вручение этого ордена в резиденции Алмазбека Шаршеновича Атамбаева.

Инга ТАЛАХАДЗЕ


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Защита от спама *