Воскресенье, Сентябрь 23, 2018

  /  Погода в Абакане

Главная > Газета > «Согдиана» – традиции Средней Азии в Хакасии

«Согдиана» – традиции Средней Азии в Хакасии

Газета «Абакан» продолжает знакомить своих читателей с культурой и традициями различных диаспор, проживающих в Хакасии. Одна из самых активных национальных организаций республики – «Центр таджикской и узбекской культуры «Согдиана» им. А. Хамракулова».

Сегодня практически ни один большой республиканский праздник не обходится без участия этой общественной организации – будь-то официальные мероприятия в День России или День народного единства, либо же это будет национальный праздник Хакасии Чыл Пазы (у таджиков и узбеков этот праздник носит название Навруз), различные творческие фестивали и конкурсы. Таджикско-узбекская диаспора Хакасии на любом таком мероприятии будет ярко представлена – национальные кухня, музыка, танцы, костюмы. Ведь именно для знакомства жителей Хакасии с богатой культурой таджикского и узбекского народов в свое время и создавалась организация «Согдиана». К слову, «Центр таджикской и узбекской культуры «Согдиана» им. А. Хамракулова» – одна из старейших национальных общественных организаций республики – вскоре «Согдиана» будет отмечать двадцатилетний юбилей. Официально «Согдиана» была зарегистрирована в 1999 году, однако и до юридического оформления всех документов активисты из числа таджикско-узбекской диаспоры знакомили жителей республики со своей культурой, участвовали в национальных праздниках . Основали национальную организацию два уважаемых в Абакане человека – предприниматель Джунайдулло Насруллаев и преподаватель главного вуза Хакасии Халим Хамракулов.

– Основатели нашего культурного центра ставили перед собой задачу, прежде всего, сохранения своей родной культуры, традиций вдали от родины. На тот момент в Хакасии проживало уже достаточно много выходцев из Узбекистана и Таджикистана, необходимо было, чтобы молодежь сохранила знание своего языка, традиции, культуру в целом. Необходимо было и принимающему сообществу, жителям Хакасии, показать, что мы за народ, чтобы люди знали о нас, так же как и мы уважали культуру другого народа. Также как и любое объединение земляков, организация оказывала помощь и таджикам, и узбекам, проживавшим в Хакасии – кому-то необходимо было подсказать, в какие инстанции обращаться для решения того или иного вопроса, кому-то необходима была помощь в других делах. Организация помогала землякам и в таких печальных заботах, как организация похорон – дело в том, что большая часть проживающих здесь таджиков и узбеков старается похоронить родственников на родине, для этого необходимо решить много бюрократических вопросов, также члены диаспоры помогали и материально – кто сколько сможет. Основная наша деятельность сегодня связана с популяризацией таджикско-узбекской культуры. Основной костяк организации – человек 20–30, на большие праздники и мероприятии могут прийти человек 100, – рассказывает руководитель «Согдианы» Улугбек МУХИДИНОВ.

Сегодняшний руководитель ««Центра таджикской и узбекской культуры «Согдиана» им. А. Хамракулова» Улугбек Баходырович Мухидинов – представитель уже другого поколения, успешный предприниматель. Однако на вопрос, зачем предпринимателю дополнительная общественная нагрузка, они вместе с супругой Садокат НАСРУЛЛАЕВОЙ, также предпринимателем, отвечают в один голос:

– Чтобы дети наши знали свои корни, чтобы понимали, что мы – не просто россияне, а представители таджикского народа, чтобы язык наш сохранился, чтобы дети знали, какие праздники и как нужно отмечать, знали все наши традиции. Конечно, мы дома стараемся разговаривать с детьми на родном языке, однако не всегда это получается – окружение детей говорит на русском, вот и они русский язык знают лучше, чем таджикский. Но праздники мы все наши традиционные отмечаем и всех правил придерживаемся.

Тут и прошу моих собеседников вкратце познакомить читателей «Абакана» с традициями современной таджикской семьи. По нашему, возможно стереотипному, представлению, восточная семья – традиционная, где все вопросы решает мужчина, а женщине отведена роль послушной исполнительницы сначала воли отца, а потом мужа. Как уверили меня Садокат и Улугбек, ничего подобного, во многих семьях сегодня отношения – на равных. Хотя, конечно, мужчина должен быть сильным, нести ответственность за свою семью.

– Одной традиции мы следуем всегда – почитание старших, родителей. В Таджикистане или Узбекистане практически не бывает такого, чтобы дети сдавали пожилых родителей в дом престарелых. Какие бы они ни были, родители – это святое, и ты обязан о них заботиться всю жизнь. Традиционно забота о родителях ложится на семью младшего сына в семье, – отмечает Улугбек.

Большую роль играют родители и в деле создания новой семьи их детьми. Так было и в случае Садокат и Улугбека – они познакомились по воле родителей, однако в итоге получилось, что их брак случился по любви.

– Если во время знакомства пара не понравилась друг другу, насильно женить никто не будет. Сегодня уже нередки ситуации, когда дети идут наперекор воле родителей и женятся, даже если старшие возражают. Все как у и других народов, традиции со временем уступают место современным реалиям, – отмечает Улугбек.

А вот традиция пышных свадеб сохранилась. Обычно это всегда более сотни гостей.

– У нас на родине люди живут махаллей (махалля – это квартал), вот и все праздники отмечают всем кварталом. И обязательно нужно пригласить всех родственников. И есть такая традиция: если я или кто-то из моих ближайших родственников побывал у тебя на свадьбе, то просто обязан пригласить тебя или твоих близких на свою свадьбу или свадьбу своих детей, – добавляет мой собеседник.

– У нас даже здесь, в Абакане, если отмечать какой-то праздник «узким» семейным кругом, человек 70–80 получается, – улыбаясь, добавляет Садокат.

Традиции со временем трансформируются, есть и такие, что моему собеседнику не совсем нравятся.

– В Узбекистане я бываю нечасто, раз в два года получается съездить в гости к родственникам. Часто во время приездов доводится бывать на свадьбах. Так вот современным молодоженам родители дарят все, доходит даже до такого, что сторона невесты дарит жениху автомобиль, готовый бизнес. Это неправильно, мужчина должен сам все заработать, – отмечает Улугбек.

Большая часть представителей диаспоры свадьбы справляет там, где больше родственников проживает – если таковых больше в Хакасии, то свадьба здесь, если же родня – на родине, то и торжество там. А вот хоронят, как мы уже отмечали, родственников большей частью на родине, в Узбекистане.

Обязательным обрядом и здесь, в Хакасии, остается свадебный обряд Никах. Мулла у нас в республике, по словам Улугбека, есть. Следующий праздник в молодой семье после свадьбы – рождение ребенка. И здесь в Хакасии обрезание у мальчиков также обязательная традиция, которой семьи строго придерживаются. Есть и немало других связанных с рождением ребенка поверий – они сходны у многих народов (не ходить в гости в семью, пока ребенку не исполнится 40 дней, не вывешивать сушиться детские вещи на ночь на улицу и т. д.). Многодетность в восточных семьях также сохраняется, у моих собеседников в семье трое детей. Однако, как отмечают Садокат и Улугбек, в данном вопросе семьи также больше исходят из финансовых возможностей, нежели традиции. А вот все праздники – и религиозные, и национальные, традиционные – таджики и узбеки празднуют обязательно. Это Навруз (Новый Год, отмечается как и хакасский Чыл Пазы, 21–22 марта), Курбан-байрам, Ураза-Байрам.

– Обычно все собираются семьями у родственников, проживающих в частном доме, и готовят обязательные для того или иного праздника блюда, танцуют, поют. А вот алкоголь, особенно в религиозные праздники – это большой грех, – рассказывает Садокат.

К слову о танцах, в «Центре таджикской и узбекской культуры «Согдиана» им. А. Хамракулова» есть и свой танцевальный ансамбль, есть и мастера игры на народных музыкальных инструментах, есть и своя студия звукозаписи. Ансамбль «Согдианы» – неизменный участник всех республиканских праздников, а сама Садокат танцует в нем уже на протяжении многих лет.

– Правда, в настоящее время у нас образовался такой небольшой пробел – прежние активные участницы ансамбля стали давно мамами и заняты семейными делами, а наши дочери еще маленькие по возрасту. Вот через несколько лет подрастут наши красавицы, и ансамбль вновь станет многочисленным и будет украшать красивыми таджикскими и узбекскими танцами многие республиканские праздники. Ведь все мы живем в дружном многонациональном субъекте, где у каждого народа есть возможность сохранять свои традиции и культуру – было бы желание у самих людей, – завершает нашу беседу одна из активисток центра «Согдиана» Садокат Насруллаева.

Ольга КАРАЧАКОВА


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Защита от спама *