Четверг, Май 24, 2018

  /  Погода в Абакане

Главная > Газета > Городские автобусы — время перемен?

Городские автобусы — время перемен?

Несмотря на то, что личный автомобиль давно перестал быть роскошью, общественный транспорт в современном городе по-прежнему играет важную роль. В столице Хакасии, с растущей территорией частной застройки, вопрос тем более актуален.

Ни приехать, ни уехать

Нижняя Согра в последние годы стала привлекательным местом для жизни. Тихие улицы частного сектора, огород, река и живописные места рядом — что еще нужно для молодых семей с детьми? Тем более что здесь можно найти и относительно недорогое жилье, что важно для людей, не имеющих больших сбережений.

Однако тишина и уют имеют и обратную сторону: из-за большого расстояния от центра города многие люди зависят от общественного транспорта. И любые проблемы в этой сфере согринцы ощущают одними из первых. Так, в первых числах декабря сразу несколько жителей района на смогли без проблем попасть домой. В субботний морозный денек людям пришлось простоять на остановке больше полутора часов. За это время в сторону Нижней Согры из города прошло три автобуса. Но ни один из них не остановился, чтобы подобрать пассажиров. Почему это произошло — еще предстоит выяснить. Тем временем более двух десятков согринцев написали обращение в администрацию города с просьбой о корректировке времени работы автобусов по маршрутам № 5 и № 35. Дело в том, что многие из этих людей работают в магазинах близ центра города. Их трудовой день заканчивается около девяти вечера — в это время они уже не могут попасть на автобус, идущий напрямую на Нижнюю Согру. И приходится находить альтернативные пути. Выручает их маршрут № 116. Но только тех, кто готов отшагать от остановки не один километр до своего дома. А путь этот сложно назвать комфортным даже в теплое и светлое время года.

В Красном Абакане ситуация еще сложнее: район велик по своей площади, а маршрутов не так много. Например, в десятый жилой район горожане могут попасть только автобусом № 22. Соответственно, если вдруг техника ломается, время ожидания на остановке значительно увеличивается. Остаются и вопросы к расписанию: время следования разных маршрутов пересекается, и, как следствие, ситуация «то густо, то пусто» повторяется регулярно. В итоге те из жителей, кто попал в «транспортное окно», опять-таки вынуждены долго топтаться на остановке.

– Не попала на свой автобус — можете хотя бы до Аскизской улицы довезти? – с этой просьбы началась наша беседа с пожилой жительницей Красного Абакана. Как выяснилось, работает она сиделкой, добираться до своего пациента приходится с пересадками, так что ежедневные расходы и так получаются немалые. Такси для нее — не вариант из-за стоимости проезда, так что не пришедший по расписанию автобус в сторону города ставит в безвыходное положение. Остается надежда на ноги или на случайных попутчиков, которые согласятся довезти бесплатно. И таких жителей в нашем городе немало…

Вариант нормы

При этом ошибкой было бы думать, что периодически возникающие проблемы с общественным транспортом — сугубо наша, абаканская проблема. Вот несколько наиболее ярких примеров последнего времени. С начала декабря в Хабаровске изменилось расписание некоторых маршрутов — без предупреждения. Тем временем в Уфе жители жаловались на нехватку автобусов на официальных маршрутах и избыток нелегальных перевозчиков. В Костроме только после того, как прямо на дороге загорелся маршрутный автобус, контролирующие органы всерьез занялись вопросом контроля за техническим состоянием общественного транспорта. Минувшим летом в Воронеже местные власти пошли на конфликт с перевозчиками, использующими старую технику… Словом, в каждом городе нашей страны есть свои горькие изюминки пассажироперевозок.

В случае с Абаканом не на последнем месте стоит сугубо коммерческий вопрос. Пассажиров выгодно возить в час пик, когда салон полон. И на короткие расстояния — расход топлива и износ техники в этом случае минимален. А гонять технику поздно вечером в отдаленные районы ради тех двух десятков, пусть даже сотни человек, которые работают в городе — скорее всего убыточно. Конечно, это — нормально, и финансовые потери в этом случае должны с лихвой компенсироваться прибылью в часы пик, но… честно говоря, какому предпринимателю не хочется избежать расходов? По той же причине — из экономии — перевозчики в Абакане не спешат приобретать именно городские модели автобусов. То есть низкопольные, среднего размера, с преобладанием стоячих мест над сидячими и оснащенные дополнительным оборудованием для перевозки инвалидов. Стоимость такой техники значительно (порой в несколько раз) выше, чем у давно ставших привычной деталью городского пейзажа «пазиков». Которые, кстати, самим производителем позиционируются как предназначенные для «городских и пригородных перевозок». То есть универсальные, что по факту означает средний уровень удобства из-за узких проходов, маленьких площадок возле дверей и чрезмерного для города дорожного просвета, из-за которого пожилым пассажирам не так просто вскарабкаться в салон. Впрочем, появись в городе перевозчик, готовый выставить на улицы именно городские автобусы, он мог бы рассчитывать на преимущество. В городском «Положении об организации перевозок пассажиров, осуществляемых городским транспортом общего пользования по маршрутам регулярных перевозок на территории города Абакана» от 2015 года предусмотрены дополнительные баллы на конкурсе и за большую вместимость автобусов, и за низкопольное исполнение. Но, как свидетельствует российский опыт, подобное чаще происходит при наличии муниципального автобусного предприятия. В частности, упоминавшиеся выше власти Воронежа именно благодаря ему могут относительно свободно ставить условия перевозчикам. Ведь в таком случае недовольным не удастся отыграться на жителях, устроив забастовку.

Решаем вместе

Тем не менее, сделать общественный транспорт доступнее и удобнее всем нам по силам. В Абакане внедряется практика публичного обсуждения автобусных маршрутов. С 20 декабря в нашем городе должны быть установлены отдельные маршруты. Причем свои замечания и пожелания по ним могут высказывать все желающие. Модернизации подвергнутся маршруты №№ 14, 18 и 3\к. Временно — из-за соблюдения ряда формальностей — эти автобусные маршруты приобретут дополнительную цифру. То есть, например, автобус, следующий по маршруту № 14 «Рынок «Северный» – Дворец культуры железнодорожников», может нести номер «14-1», «14-2» или «14-3». Тоже самое и с двумя другими автобусами. При этом жителям нашего города беспокоиться не стоит: перечень остановок останется прежним. Речь идет о преобразованиях в сфере организации перевозок, когда улаживаются юридические формальности.

Что же касается предложений и замечаний по проектам перечисленных маршрутов, то их можно направлять в письменном виде для рассмотрения до 15 декабря текущего года в Управление коммунального хозяйства и транспорта администрации города Абакана по адресу: г. Абакан, ул. Маршала Жукова, 7, либо по адресу электронной почты: ukht-abakan@mail.ru.

Редакция газеты, в свою очередь, приглашает горожан принять участие в обсуждении вопросов работы общественного транспорта в Абакане. Свои предложения и замечания вы можете высказывать по телефону 22-40-38, а также направлять по электронной почте gazeta@abakan-news.ru.

Андрей ВИКТОРОВ


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Защита от спама *