Среда, Декабрь 13, 2017

Погода в Абакане

Главная > Газета > В Абакане страховщики продолжают навязывать незаконный пакет услуг

В Абакане страховщики продолжают навязывать незаконный пакет услуг

Уж сколько раз твердили страховым компаниям… И все не впрок! Некоторые из них по-прежнему пытаются навязывать абаканским автовладельцам при оформлении обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО) дополнительные услуги «в нагрузку». Естественно, платные. Например, страхование жизни или недвижимости. Если «счастливые владельцы» авто не соглашаются – заключение договора с ними под разными предлогами может оттягиваться. А обычно за его заключением люди приходят незадолго до срока окончания страховки. Это – не наше местное «изобретение», а отражение проблем в системе страхования автогражданской ответственности, начавшихся не сегодня.

Но автовладельцам от того не легче. Проблемы страховых компаний и их погоня за прибылью граждан волновать не должны. Понятно, что их обращения в контролирующие органы – это лишь лечение симптомов «болезни» страхования, а не ее причин. Однако других способов не остаться без обязательных полисов у автовладельцев нет. Продолжая тему, дадим практические советы: что делать, если вам отказывают в заключении договора ОСАГО? В какие конкретно ведомства обращаться? как действовать при возникновении проблем. Ниже вы найдете полезные советы.

Распространенная ситуация на примере обращения в редакцию

«Здравствуйте! Разъясните, как себя вести в такой ситуации: у меня заканчивается срок страховки моего автомобиля. Обратился в страховую компанию, с которой работаю более пятнадцати лет. Однако девушка, оформлявшая полисы, заявила мне, что на сегодняшний день лимит страховок закончен (я приехал в 10 утра). Мне предложили подъехать «завтра или послезавтра». Я объяснил ей, что у меня нет возможности каждый день уезжать с работы.

На это она предложила оформить полис через Интернет. Я попытался сделать это вечером, однако безуспешно: то сервер перегружен, то услуга недоступна. Я написал письмо в техподдержку — и пришел стандартный ответ автоответчика.

На следующее утро я снова поехал в офис компании. Несмотря на то, что было начало десятого, лимит снова оказался закрыт. Но мне предложили решить проблему, если я застрахую еще что-нибудь: к примеру, дом, гараж или свою жизнь. Либо ждать еще и подъехать через пару дней. На мой вопрос, как же мне работать, ведь машина для моего рода деятельности – необходимость, мне ответили, что ничем помочь не могут.

Я обратился в головной офис компании в Абакане, там меня все-таки записали на следующий день. Приехав по записи, я прождал еще час, затем мне оформили полис, но… дороже на полторы тысячи рублей! Якобы туда сразу, заранее, уже включили стоимость оплаты вызова аварийного комиссара. Я об этом не просил и не припомню, чтобы раньше такое было обязательным.

Скажите, насколько правомерны были действия работников страховой компании? Имеют ли право ее представители при заключении договора ОСАГО навязывать другие страховые услуги? Как себя правильно вести в подобных ситуациях? И действительно ли закон обязал оплачивать аваркома до возможной аварии?»

Андрей Н.

Советы специалиста: на какие законы ссылаться?

Автовладельцев, заключающих договоры ОСАГО, можно рассматривать как потребителей страховых услуг. Комментируя обращение читателя, начальник отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по РХ Вера УРМАЦКИХ пояснила, на какие законы можно опираться в случае навязывания дополнительных платных услуг при заключении договоров ОСАГО и как правильно отстаивать права потребителя.

– Начну с напоминания, что в сферу деятельности Роспотребнадзора не входит решение вопросов, связанных с исполнением гражданами их законной обязанности заключить договор ОСАГО. Соответственно, наше ведомство не может применять меры к страховщикам в случае несоблюдения Закона об ОСАГО. В нашей компетенции – нарушения потребительского законодательства. Например, навязывание потребителю дополнительных платных услуг в виде страхования жизни или здоровья при оформлении полиса ОСАГО. Специалисты Управления Роспотребнадзора по РХ при необходимости бесплатно проконсультируют автовладельцев в рамках своей компетенции и окажут помощь в составлении искового заявления, если дело дойдет до суда.

Навязывание дополнительных платных услуг при заключении договора ОСАГО – это грубое нарушение Закона РФ «О защите прав потребителей». Его статья 16 не позволяет обусловливать приобретение одной услуги обязательным приобретением другой: «Запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг). Убытки, причиненные потребителю вследствие нарушения его права на свободный выбор товаров (работ, услуг), возмещаются продавцом (исполнителем) в полном объеме».

Помимо дополнительных платных услуг страхования (например, жизни, здоровья или недвижимости) страховые компании прибегают и к другим уловкам, выдавая за обязательные опции к полису ОСАГО дополнительные платные, приобретать которые совсем не обязательно. В их числе – услуги вызова аварийного комиссара, бесплатной эвакуации машины, предоплата расширенной юридической поддержки в случае аварии, которой может и не случиться в страховой период. Если вы не уверены, за что обязаны платить при заключении договора ОСАГО, советую ДО визита в страховую компанию ознакомиться с Федеральным законом «Об ОСАГО», который вы найдете в открытом доступе: в библиотеках, Интернете, правовых системах. Если представители страховой компании пытаются навязать вам дополнительные опции к ОСАГО под видом обязательных, потребуйте, чтобы они сначала изложили свои требования в письменном виде. А вы потом пойдете с этим документом в контролирующие органы. Как правило, желание навязать дополнительные опции сразу пропадает.

Еще один важный момент: уклонение (под любыми предлогами) от заключения договора ОСАГО страховыми компаниями – это нарушение законодательства. Данный договор является публичным (ст. 1 ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств») и должен быть заключен со всеми автовладельцами, которые за этим обратятся. Также отказ страховщика от заключения упомянутого договора при наличии возможности его заключить не допускается согласно п. 3 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ). В случае уклонения страховщиками от этой обязанности ст. 4 445 ГК РФ дает право клиентам обращаться в суд с требованием о понуждении заключить договор и возмещении причиненных незаконными действиями убытков.

Алгоритм действий

– После ссылок на законы, которые помогут автовладельцам при отстаивании прав, перейдем к действиям при навязывании платных услуг при заключении договоров ОСАГО.

Если кратко, то ОСНОВНЫХ ВАРИАНТОВ ДЕЙСТВИЙ ДВА:

1) Развернуться и уйти искать другую страховую компанию, в которой заключат договор без ненужных допуслуг.

2) Понудить изначально выбранную страховую компанию заключить договор с вами без допуслуг, а в случае если ее представители продолжат настаивать на незаконных требованиях – возможно, наказать страховую организацию с помощью мер воздействия контролирующих органов и попытаться получить компенсацию за последствия неправомерных действий по отношению к вам. Этот пункт рассмотрим расширенно.

ВО-ПЕРВЫХ, вам понадобятся доказательства навязывания допуслуг для отстаивания прав. Так как давление на клиентов обычно производится устно, попробуйте прийти заключать договор ОСАГО со свидетелями или записать общение с представителем страховой компании на диктофон, камеру мобильного телефона. Также убедительным подтверждением для контролирующих органов и суда может стать письменный ответ страховой компании на ваше письменное обращение.

ВО-ВТОРЫХ, после уклонения от заключения договора ОСАГО (под любым предлогом) или попытки навязать дополнительные платные услуги нужно сразу перевести общение со страховой компанией в письменное русло.

Отправьте на адрес ее руководства почтой (заказным письмом с уведомлением о вручении) предложение о заключении договора без дополнительных платных услуг с приложением необходимых для его заключения документов. Согласно ч. 1 ст. 445 ГК РФ договор ОСАГО с вами должны заключить в течение тридцати дней со дня получения соответствующего обращения (потому озаботиться заключением договора лучше более чем за месяц до истечения срока действия предыдущего).

В-ТРЕТЬИХ, если с вами не заключили договор ОСАГО после письменного предложения (что маловероятно), остается обратиться в контролирующие органы и/или в суд для дальнейшего отстаивания своих прав и понуждения страховой компании к выполнению вашего законного требования. Неполучение ответа на ваше письменное обращение тоже дает вам такое право. В том случае, у вас на руках также будет доказательство обращения в страховую компанию: почтовая квитанция, уведомление о вручении заказного письма, копия предложения.

Полезная информация

Повлиять на страховые компании, нарушающие права автовладельцев, могут разные ведомства. У каждого из них – своя компетенция, поэтому жалобы они принимают на разные стороны проблем с ОСАГО.

Так, на попытки уклонения страховых компаний от заключения договоров ОСАГО (например, под предлогом нехватки полисов на всех обратившихся автолюбителей) неанонимные письменные жалобы с приложением подтверждений произошедшего принимают в Банке России, представители которого принимают меры к нарушителям в рамках своей компетенции. Приведем почтовые адреса Центрального банка РФ (107016, г. Москва, ул. Неглинная, д. 12) и его регионального подразделения – Национального банка РХ (655017, г. Абакан, ул. Советская, 26).

Нарушение любых законов РФ (в том числе – Законов РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации», «Об ОСАГО» и «О защите прав потребителей») – в компетенции прокуратуры, которая осуществляет надзор за исполнением законодательства. В прошедшие годы прокуратура г. Абакана уже проводила проверки страховых компаний по обращениям граждан. Их итогами стали возбужденные в отношении руководителей страховых организаций административные дела, направленные в Управление Роспотребнадзора по РХ и Хакасское УФАС постановления и материалы для работы, предупреждение руководства всех страховых компаний о недопустимости нарушения закона при выдаче полисов ОСАГО. Напомним почтовый адрес прокуратуры г. Абакана для обращений граждан: 655017, г. Абакан, а/я 175.

Удачи в отстаивании прав!

Подготовила Карина АЛФЕЕВА


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Защита от спама *