Среда, Сентябрь 26, 2018

  /  Погода в Абакане

Главная > Журнал > Развитие западной цивилизации зашло в тупик? Назад к истокам

Развитие западной цивилизации зашло в тупик? Назад к истокам

Западную цивилизацию, к которой относят страны Западной Европы и США, можно считать эталоном развития человечества, поскольку она достигла наибольшего материального благополучия для своих граждан, развила как общечеловеческие ценности, так и ценности, защищающие права отдельного человека. К достижениям Запада относят высокий уровень материального благополучия граждан, развитие науки, образования, медицины, культуры. В западной цивилизации функционируют правовые государства, характерной чертой которых является стабильность развития всех сфер жизнедеятельности людей.

Все достижения этой цивилизации произошли благодаря принципу индивидуализма, который внедряется в сознание людей с самого детства и открыто пропагандируется в обществе. По сути, принцип индивидуализма является главным постулатом западной цивилизации. Однако этот принцип имеет и оборотную сторону медали, поскольку, с одной стороны, он помогает развиваться невиданными темпами, но с другой стороны, он заводит в тупик развитие западного общества. Принцип индивидуализма привел человечество к угрозе возникновения термоядерной войны, международному терроризму и другим глобальным проблемам. Пагубное влияние принципа индивидуализма особенно сказывается на уровне отдельного человека, личности, так как приводит человека к чувству одиночества, возникновению страха перед будущим.

Принцип коллективизма является альтернативным вариантом развития человечества. Принцип коллективизма означает объединение, единство людей в борьбе за свое существование. В рамках общества принцип коллективизма выражается во взаимопомощи, поддержке, солидарности в понимании совместного существования людей.

В обществе принцип коллективизма проявлялся через культуру, которая на протяжении длительного периода времени развития человечества выполняла главную свою функцию – поддерживала дух людей, то есть уверенность не только в себе, но и в близких человеку людях. Ощущение единства через культуру давало людям уверенность в том, что они преодолеют любые текущие проблемы, давало веру в свое будущее.

В настоящее время преодолеть глобальные проблемы человечества, а также проблемы отдельного человека возможно через постулирование в обществе принципа коллективизма. На уровне идеологии он должен быть провозглашен в виде единства, братства, объединения людей. Это должен быть не лозунг, а реальное объединение людей, живущих рядом друг с другом. Человек должен находить поддержку своего духа, опору своей жизни не вообще в людях, а в людях, живущих рядом с ним, с которыми он ежедневно соприкасается, взаимодействует, взаимосвязан.

Для поддержки духа людей, их душевного равновесия должен быть сформирован “рынок духовности”. Область деятельности “рынка духовности” может быть разнообразной. Это может быть культура, искусство, наука, спорт, обсуждение проблем политики, экономики, философии, педагогики и др.

Западная цивилизация и остальной мир

Термин “цивилизация” предполагает разграничение существования людей между цивилизованным и нецивилизованным миром. К цивилизованному миру относятся народы, имеющие имущественное, социальное, образовательное расслоение общества. В этих обществах производство материальных и нематериальных благ предназначено не только для внутреннего потребления самих производителей, а прежде всего для обмена. Цивилизованные общества имеют более сложную структуру организации, представленную органами власти. Народы и нации объединены в государства. Соответственно, если общество не имеет расслоения, блага производятся для внутреннего потребления, органы власти не структурированы, и в них отсутствует государственное устройство, то такое общество относят к нецивилизованному миру.

В этом случае практически все современные народы и нации являются цивилизованными. Вне цивилизации существуют только дикие племена людей, живущие в дебрях Африки и Амазонии, а также в песках Австралии. И то, если они полностью оторваны от цивилизованного мира.

В свою очередь, страны, относящиеся к цивилизации, очень сильно разнятся между собой по государственной форме управления, по экономическому, социальному, правовому и гражданскому развитию общества. По этим критериям выделяют развитые страны мира и страны, условно относимые к остальному миру. К развитым странам мира принято относить страны Западной, Северной и Центральной Европы, США, Канаду, Японию, Австралию, Израиль, объединенных относительно высоким уровнем жизни населения. Именно эти страны и принято относить к западной цивилизации, которую можно считать эталоном развития человечества, поскольку они достигли наибольшего материального благополучия для своих граждан, развили как общечеловеческие ценности, так и ценности, защищающие права отдельного человека. Эталонность западной цивилизации проявляется и в том, что она оказывает огромное влияние на страны остального мира, народы которых постепенно перенимают образ жизни и ценности западного общества.

Кратко рассмотрим достижения Западной цивилизации. Первое, что отличает страны Запада от других стран – это экономическое развитие. Экономика стран Запада представляет собой широкое разнообразие сфер деятельности по производству как продуктов, так и работ и услуг. Это позволяет им обеспечивать материальными благами население не только своих стран, но и стран остального мира, импортирующих эти блага.

Высокое материальное благополучие позволяет развивать науку, образование, медицину и культуру. Достижения науки проявляются в том, что Нобелевскими лауреатами становятся в основном представители стран Западной Европы и США. В области образования эталонными выступают университеты этих стран. Передовая медицина также представлена клиниками США и Западной Европы. Такая же ситуация наблюдается и в культуре. Наиболее выдающиеся работы в области искусства, кинематографа, литературы и других областях культуры были созданы людьми, являвшимися гражданами передовых стран мира или же находившимися под их влиянием.

К достижениям западной цивилизации относятся завоевания их гражданами прав и свобод, касающиеся отдельного человека. Свобода слова, вероисповедания, личности сделала человека относительно независимым от общества. Права человека закреплены в законах, соблюдение которых позволило установить правовое государство. Общество существует в рамках законодательства, перед которым равны все члены этого общества, независимо от их материального состояния, уровня образования, сословия, занимаемого положения.

Превалирование закона позволило создать государства, характерной чертой которых является стабильность развития всех сфер жизнедеятельности людей. Экономическая мощь США и стран Западной Европы позволяет первенствовать и в военной сфере. В области вооружений США опережает все остальные страны мира.

Таким образом, можно констатировать, что западная цивилизация является наиболее развитой и прогрессивной цивилизацией в мире. Все остальные страны или цивилизации (мусульманская, китайская, индийская, российская и другие) подвергаются их сильному влиянию, а люди этих стран постепенно переходят на западный образ и стиль жизни.

Источником, движущей силой развития западной цивилизации является принцип индивидуализма. Стремление быть первым, лучшим в чем-то, приводит к конкуренции между людьми и позволяет им добиться повышения как уровня своего мастерства, так и материального положения. Предпринимательство полностью базируется на принципе индивидуализма, где выигрывают самые сильные, продвинутые и удачливые.

Все достижения западной цивилизации произошли благодаря принципу индивидуализма, который внедряется в сознание людей с самого детства и открыто пропагандируется в обществе. По сути, принцип индивидуализма является главным постулатом Западной цивилизации.

Принцип индивидуализма как источник проблемзЗападной цивилизации

Однако этот принцип имеет и оборотную сторону медали, поскольку, с одной стороны, он помогает развиваться Западной цивилизации невиданными темпами, но с другой стороны, он заводит в тупик развитие западного общества. Речь идет о том, что Западная цивилизация, развиваясь, порождает и проблемы, которые могут привести ее к гибели.

Рассмотрим проблемы Запада как на уровне общества, так и на уровне отдельной личности.

На уровне общества главной угрозой для западной цивилизации, да и вообще всех людей на Земле, является угроза войны. На современном этапе – это угроза термоядерной войны, грозящая уничтожить все человечество. Можно, конечно, говорить о том, что термоядерная война произойдет только в том случае, если на западные страны будет совершено нападение. То есть западная цивилизация является исключительно миролюбивой, она не собирается нападать, только защищаться. Но даже в этом случае, при возникновении термоядерной войны, вина будет лежать на ней.

Военная мощь стран Запада, прежде всего США, неизбежно порождает гонку вооружений. Пример СССР показывает, что необязательно иметь высокоразвитую диверсифицированную экономику для создания ядерного оружия. В настоящее время соперниками США в гонке вооружений могут стать Россия, как преемница СССР, и Китай.

Эти страны не относят к странам западной цивилизации, но, тем не менее, в них также развит принцип индивидуализма. Поэтому в случае возникновения термоядерной войны вина будет лежать на странах, где господствует принцип индивидуализма.

Ядерную войну могут начать и страны, прямо относящиеся к западной цивилизации. Примером может выступать фашистская Германия. Конечно, для этого необходимо, чтобы в благополучно развитых странах произошли негативные процессы как в экономике, так и в обществе, чтобы создались условия развития и процветания национализма и фашизма. Но, как показывают события последних лет, западная цивилизация не избавилась ни от экономических кризисов, ни от кризисов общества (например, обострение противоречия с мигрантами из менее благополучных стран).

Решение термоядерной войны лидеры западных стран видят в том, чтобы, с одной стороны, пресечь распространение ядерного оружия в других странах, а с другой стороны, насадить в странах, обладающих ядерным оружием, такую власть, которая была бы лояльна к западной цивилизации. По их мнению, это возможно только в том случае, если эти страны пойдут по пути их развития, то есть по пути демократии, соблюдения прав и западных ценностей.

Однако, как показывает практика, чрезмерное вмешательство в дела других стран приводит к обратному результату. Нации менее развитых стран объединяются вокруг своих лидеров, которые выступают против них. Это ведет или к открытому противостоянию против Запада, или же к возникновению международного терроризма. К первому варианту можно отнести примеры России, Ирана, КНДР и других стран с авторитарным режимом. Второй вариант представлен рядом арабских стран. И в том, и в другом случае главным врагом выступают страны западной цивилизации, прежде всего США.

В настоящее время главным врагом (соответственно, главной проблемой) США и стран Западной Европы провозглашен международный терроризм. Но уничтожить и подавить терроризм западная цивилизация не в силах. Причина заключается в том, на чем зиждется сама западная цивилизация – в принципе индивидуализма. Смертников, совершающих террористический акт, ведет, по сути, стремление выделиться и получить какие-либо блага если не в этом мире, то в потустороннем. Стремление добиться какого-либо признания и является сутью принципа индивидуализма. Но, поскольку конкуренция предполагает, что должен победить кто-то один, то проигравшие будут добиваться признания другими способами. Терроризм – это один из способов. Следовательно, насаждаемый в обществе принцип индивидуализма, постоянно будет снабжать терроризм кандидатами в смертники.

Следует отметить и взаимосвязь между двумя вариантами противостояния западной цивилизации. Если, к примеру, удается свергнуть в какой-либо авторитарной стране диктаторский режим, то там чаще всего расцветает международный терроризм. Свидетельством этого является Ирак. Это говорит о том, что общества многих менее развитых стран не готовы перейти к западному образу жизни и форме управления. Ухудшение материального и социального положения людей ведет к недовольству, где виновником чаще всего выставляется западная цивилизация. В конце концов, в этих странах воцаряется очередной диктатор, или же в них развивается международный терроризм.

К еще одним глобальным проблемам относится проблема экологии. Стремление людей к богатству приводит к безудержной эксплуатации недр Земли, что грозит возникновением экологических катастроф. В странах Западной цивилизации общество научилось бороться за чистоту экологии. Однако в остальном мире проблема экологии постепенно выдвигается на первый план. Поскольку экологические процессы взаимосвязаны, то есть не имеют границ, то катастрофы, происходящие в менее развитых странах, отразятся и на экологии более развитых стран мира.

Проблему экологии можно решить только в том случае, когда общество на местном уровне будет осознавать эту проблему. И здесь основным барьером выступает опять-таки принцип индивидуализма. Стремление обогатиться, достичь успеха, неизбежно приводит к строительству и запуску вредных для экологии производств. Если люди этих территорий не объединены в осознании вреда таких производств, то в будущем они получат проблему экологии, или же вообще катастрофу. Иначе говоря, существующие проблемы экологии вызваны принципом индивидуализма, укоренившимся в сознании людей.

Принцип индивидуализма оказывает сильное влияние и на разделение общество на классы, социальные сословия, социумы. Общество разделено по имущественному, образовательному и социальному признакам. Разделение общества закрепляется искусственными барьерами, не позволяющими людям активно контактировать между собой.

Пагубное влияние принципа индивидуализма особенно сказывается на уровне отдельного человека, личности. Речь идет о том, что насаждаемый в обществе принцип индивидуализма приводит человека к чувству одиночества, возникновению страха перед будущим.

Рассмотрим типы поведения людей, воспитанных на принципе индивидуализма. К первому типу отнесем людей, успешных с точки зрения общества. Люди, получившие богатое наследство или добившиеся высокого материального положения, уровня образования, социального положения в обществе, могут обладать такими чертами характера, как решительность в разрешении проблем, способность управлять людьми, сила воли и другие подобные характеристики, позволяющими им заниматься бизнесом или управлением общественной жизнью. С точки зрения общества, они являются идеальными представителями нации, поскольку обладают лидерскими качествами, необходимыми для управления людьми, обществом. Однако люди подобного типа уже изначально являются одинокими, поскольку они особо не нуждаются в поддержке. Им нужны не друзья, не близкие им люди, а подданные, которых они бы вели, которыми они бы управляли. Всех, равных им по способностям, они рассматривают как соперников для себя.

Если у таких людей сохраняются душевные качества, то есть желание любви, добра людям, то все эти переживания они переносят самостоятельно. В конце концов это приводит к болезням и скорой смерти. Если же такой человек черств по натуре, то есть не имеет жалости к людям, то он, в свою очередь, вызывает ненависть и страх со стороны людей. Это может привести к краху его бизнеса или карьеры в обществе. Неудачи могут сломать его как личность.

Если у талантливого человека отсутствуют ярко выраженные лидерские качества, то он может посвятить свою жизнь искусству, литературе. Но современное искусство, литература – это своего рода выражение чувства одиночества человека, то есть уход от общества в свой мир. Здесь также у человека появляется риск нервных заболеваний.

Большинство людей независимо от своего материального и социального положения обладают средними чертами характера. Это означает, что для поддержания или повышения своего материального положения они вынуждены работать. В отличие от людей, обладающих лидерскими качествами или талантами в гуманитарной сфере, они менее подвержены принципу индивидуализма и, соответственно, чувству одиночества.

Однако это не означает, что они свободны от того и другого. Принцип индивидуализма выражается в том, что в своей среде, в обществе, в котором они находятся, люди стараются выделиться, отличиться в чем-либо от других, то есть в какой-то мере почувствовать успех, своеобразную известность. Положительным моментом является то, что для признания со стороны близких ему людей, людей, окружающих его, такой человек будет стремиться повысить свое мастерство, квалификацию. Это может благоприятно отразиться на его материальном и социальном положении, он может подняться по карьерной лестнице.

Но от чувства одиночества люди также не смогут освободиться. Чем выше материальное положение, карьерный рост, тем больше у людей будет возникать неосознанный страх потерять все это, стать неудачником, остаться одному. Этот неосознанный страх чаще всего выражается в том, что люди на протяжении своей жизни боятся отличаться от других людей. Их поведение становится более конформистским, то есть готовым принять мнение большинства, и консервативным. Люди не хотят резких перемен как в своей жизни, так и в обществе.

Страх перед будущим, перед одиночеством заставляет людей искать опору, которая бы, по их мнению поддержала бы их в трудную минуту. В качестве такой опоры может выступать человек, чьи лидерские качества привлекают к нему, заставляют людей верить в него. Но опорой может выступать и государство. Главное, что требуется людям от органов власти, это ощущение стабильности своего текущего состояния и уверенности в своем будущем. Соответственно, если у людей возникают проблемы, то они начинают винить в этом не себя, а свою опору, лидера или государство. Если же наступает кризис в деятельности лидера или государства, то это тяжело отражается на людях, видевших в них опору своей жизни. У них обостряется чувство одиночества, страх перед будущим, что ведет к депрессиям, болезням, потере смысла жизни.

Одним из негативных свойств принципа индивидуализма является то, что люди, стремясь к собственному благополучию, проявляют в себе такие отрицательные черты характера, как зависть, жадность, бессердечие, жестокость, лицемерие, подхалимство и другие подобные черты.

Западная цивилизация создала общество потребления, где главным желанием людей является удовлетворение своих жизненных потребностей в чрезмерном количестве. Ради достижения такой жизни люди готовы отказаться от наличия друзей, ограничиться только приятельскими отношениями.

Но, самое главное, люди отказываются от своей мечты, своего призвания. Под мечтой, призванием следует понимать реализацию способностей человека, данных ему природой с рождения. У каждого человека призвание разное, и понимание своего призвания к человеку приходит в разный период его жизни. Необязательно человек должен реализовать свою мечту, свое призвание. Но стремление к реализации, определенные шаги, действия человека приводят его в состояние душевного удовлетворения, радости, улучшают настроение. То есть, человек в этот момент становится более добрым, справедливым к людям. Его охватывает любовь к ближним, и он готов сделать для них многое, невзирая на свои интересы и потребности. Человек в этот момент освобождается от принципа индивидуализма, он чувствует единение с окружающими его людьми.

Иначе говоря, если человек занимается каким-либо любимым делом, которое приносит ему душевное удовольствие, то в этот момент его оставляют тревоги, беспокойства, страхи, чувство одиночества. Он становится уверенным как в себе, так и в людях, окружающих его.

Таким образом, принцип индивидуализма, провозглашенной Западной цивилизацией источником материального благополучия, достижения карьерного роста, известности и славы, предоставляет людям возможность реализовать эти возможности. Но, в то же время, превалирование в обществе данного принципа разделяет людей, приводит к возникновению проблем как на уровне общества, так и на уровне личности, отдельного человека. И западное общество, построенное на этом принципе, только усугубляет и генерирует проблемы, которые оно решить не в состоянии. В этом отношении можно утверждать, что западная цивилизация в своем развитии зашла в тупик.

Принцип коллективизма как альтернативный вариант развития цивилизации

Возникает вопрос: существует ли альтернативный вариант развития цивилизации людей? Чтобы найти ответ на поставленный вопрос, необходимо обратиться к истории человечества.

История человечества в обыденном сознании воспринимается как история развития цивилизации, то есть с того момента, когда люди сознательно стали оставлять потомкам следы своего существования. В качестве таких следов выступает письменность, скульптурные и архитектурные памятники и другие исторические артефакты, свидетельствующие о жизнедеятельности людей. То есть, люди тех времен хотели, чтобы об их пребывании на Земле знали и помнили будущие поколения.

К первым цивилизациям, согласно истории, относятся цивилизации Древнего Египта, Шумера, Вавилона. С современными цивилизациями их объединяет то, что в обществе также начинал господствовать принцип индивидуализма. Разделение на классы, имущественное и социальное неравенство есть результат действия именно принципа индивидуализма. Поэтому нельзя сказать, что ранние цивилизации могут являться альтернативным вариантом развития человечества. По существу, западная и другие современные цивилизации вышли из них, стали наследниками древних цивилизаций.

Если обратиться к более раннему периоду развития человечества, то там увидим цивилизацию людей, объединенных в первобытные общества. От жизнедеятельности людей того времени также остались археологические артефакты в виде орудий и предметов труда, быта и культуры, наскальные рисунки. Но, в отличие от цивилизации древних государств, эти археологические артефакты были оставлены людьми того времени неосознанно. Поэтому, с точки зрения истории, первобытные общества людей не принято считать за цивилизацию. Это просто заря развития человечества, где первобытные люди старались выжить, а не думать о том, что оставить после себя потомкам. Это означает, что в эпоху первобытного общества принцип индивидуализма не был господствующим принципом.

Следовательно, в эпоху первобытного общества должен был преобладать другой принцип, который бы помогал людям выжить в условиях крайне неблагоприятной для них внешней среды. Таким принципом является принцип коллективизма, который можно назвать альтернативным вариантом развития человечества. Принцип коллективизма означает объединение, единство людей в борьбе за свое существование. Люди могли выжить только совместно добывая пищу и защищая себя от внешних врагов. Опору своего существования они видели не в каком-либо лидере, а в людях, живущих рядом с ними. Это означает, что в тот период отсутствовало имущественное и социальное неравенство, частная собственность. Человек не противопоставлял себя обществу, а наоборот, ассоциировал себя с обществом. То есть, человек не видел себя отдельным индивидуумом, а видел себя членом общества. В рамках общества принцип коллективизма выражался во взаимопомощи, поддержке, солидарности в понимании совместного существования.

Таким образом, можно констатировать, что человечество в своем существовании опиралось на принципы коллективизма и индивидуализма, которые являются альтернативами друг другу. При этом следует отметить, что цивилизация государств, опирающихся в своем развитии на принцип индивидуализма, существует не более 8 тысячелетий. Тогда как цивилизация первобытных людей существовала как минимум несколько десятков тысячелетий. То есть, на протяжении длительного периода истории человечества преобладал принцип коллективизма, а не индивидуализма.

Критики принципа коллективизма могут возразить, что, во-первых, данный принцип преобладал только в эпоху первобытного общества. Во-вторых, попытки насаждения принципа коллективизма в современных обществах уже были, например в СССР, и закончились неудачно.

Автор не предлагает вернуться назад, в СССР, и тем более в эпоху первобытного общества. По мнению автора, из прошлого развития человечества следует выявить то, что помогало существовать и развиваться человечеству, то, что, может быть, было утеряно или неправильно понято современной цивилизацией.

Общество, сформированное в СССР, где принцип коллективизма был провозглашен главным постулатом, фактически не смогло преодолеть принцип индивидуализма. Причина заключается в том, что под принципом коллективизма понималась ликвидация имущественного и социального неравенства. При этом не обращалось внимания на самого человека, то есть был отброшен принцип индивидуализма. Однако в обществе, где материальные блага производятся не для собственного потребления, а для удовлетворения потребностей других людей, в сознании отдельного человека принцип индивидуализма будет превалировать. Человек в любом случае будет стремиться получить для себя больше и лучшего качества материальных благ, тем более в условиях дефицита. Это и наблюдалось в общественной жизни СССР. Иными словами, провозглашенное имущественное и социальное равенство между людьми было разрушено принципом индивидуализма. Поэтому нельзя считать СССР примером, где господствовал принцип коллективизма.

Но в настоящее время довольно много людей в России ностальгируют по СССР. Возникает вопрос: что заставляет их желать возвращения системы управления, созданной в тот период. Ответ заключается в том, что они хотят вернуть не государственный строй, а ту уверенность в будущем, в себе, которая наблюдалась в те годы. Государство, обеспечивая стабильность в политике, экономике, общественной жизни, давало людям опору в завтрашнем дне и тем самым уверенность в себе, в том, что будет работа, которая позволит людям выживать. С распадом СССР люди потеряли именно эту уверенность, у них появился страх за свое будущее, чувство беззащитности перед текущей жизнью, где каждый думает и заботится только о себе.

Но такая ситуация наблюдалась не только в СССР. История развития цивилизаций показывает, что любое государство первоначально давало опору своим гражданам в виде веры в будущее. Но затем принцип индивидуализма, развивавшийся в этих государствах, разваливал их. Поэтому надежда на создание сильного государства, где люди будут находить в нем опору, является утопией. Ведь даже в настоящее время государства западной цивилизации не дают людям уверенности, что эти государства являются справедливыми для всех граждан.

Это означает, что опору, придающую людям уверенность в себе, в своем будущем, необходимо искать не столько в государственном строе, сколько в обществе. Чтобы это понять, обратимся к истокам развития человечества, к периоду первобытнообщинного строя.

Культура как источник единства людей

Жизнь первобытных людей характеризуется тем, что они вынуждены были на протяжении всей своей жизни бороться за свое существование. Принято считать, что каждый день их жизни был посвящен поиску пищи, охоте, рыболовству. Безусловно, это так. Однако в отличие от диких животных первобытные люди нуждались в удовлетворении не только своих материальных потребностей, но также и в удовлетворении духовных потребностей. Наскальные рисунки, орнамент на предметах быта говорят о том, что у людей того периода существовала культура, то есть люди производили не только материальные блага, но и блага для души.

В этом отношении они ничем не отличались от современных людей, которые также большую часть своего времени посвящают работе, а часть – отдыху, развлечениям. Следовательно, у первобытных людей также были развиты общение между собой, пляски и песни. О наличии культуры в первобытном обществе свидетельствуют наблюдения уже в историческое время за дикими племенами Африки, Австралии, Юго-Восточной Азии, образ жизни которых мало отличается от жизни первобытных обществ.

Возникает вопрос: Зачем вообще человеку нужна культура? Современные люди сказали бы, что она нужна для отдыха, развлечения, отвлечения от текущих проблем. Но если это было бы в самом деле так, то маловероятно, что первобытные люди смогли бы выжить десятки тысячелетий. Как отмечалось ранее, только ощущение единства, братства, коллективизма помогло первобытным людям выживать и существовать длительный период времени. Объединяла же их, сплачивала в единую группу именно культура. Иначе говоря, в эпоху первобытнообщинного времени культура выполняла главную свою функцию – поддерживало силу духа людей, то есть уверенность не только в себе, но и в близких человеку людях. Ощущение единства через культуру давало людям уверенность в том, что они преодолеют любые текущие проблемы, давало веру в свое будущее.

К сожалению, современная культура практически утратила эту свою функцию – поддержку силы духа человека. Отличие заключается в том, что под давлением принципа индивидуализма современная культура ориентируется на индивидуума, то есть предназначена для отдыха, развлечения отдельного человека. Тогда как культура первобытных людей является культурой коллективной.

Наблюдения за дикими племенами Африки свидетельствуют о том, что пляски были коллективными, практиковалось хоровое пение, и даже пение отдельного певца предназначалось племени, общине. Постоянно находясь рядом друг с другом, например возле костра, люди вынуждены были вести общие беседы, совместно петь и плясать. Все это не только сплачивало их, но и поддерживало дух каждого из них. На взгляд автора, именно поддержка силы духа позволила первобытным людям просуществовать десятки тысячелетий.

В качестве обоснования данного вывода можно привести судьбу людей из Африки. В настоящее время миллионы людей Африки голодают. Многие из них умирают от голода. Возникает вопрос: почему на протяжении многих тысячелетий африканские племена выживали, но, столкнувшись с цивилизацией, оказались нежизнеспособными? Автор ответ видит в том, что, живя в племени, люди ощущали себя членами единого коллектива и поэтому были уверены как в себе, так и в своем будущем. Племя, окружающие человека люди являлись для него опорой. Поддержка же силы духа человека осуществлялась через песни, пляски, соблюдение ритуалов, обычаев, принятых в племени, общине.

Перейдя же на цивилизованный образ жизни, африканец столкнулся с тем, что он остался один, утеряв связи не только с близкими, но и с культурой своего племени. Практически он лишился способа поддержки своего духа и тем самым утратил уверенность не только в себе, но и в будущем. Неспособность жить индивидуально, потеря коллектива и привело африканцев к бедному голодному существованию.

Таким образом, обращение к истокам, к анализу жизни первобытных людей показало, что источником принципа коллективизма являлась культура. Посредством культуры люди объединялись, получали духовную поддержку, видели опору в своих сородичах, соплеменниках.

Именно эту функцию постепенно утрачивает современная культура, все больше становясь средством развлечения, отдыха отдельного человека. Так, современные танцы большей частью предназначены для выражения себя отдельным индивидуумом, а не группой. Даже в толпе, на дискотеке, человек практически танцует один, а не коллективно. То же самое наблюдается и в других видах культуры, искусства. Справедливости ради, культура не до конца утратила функцию поддержки людей. Это и позволяет надеяться на то, что через возрождение культуры в обществе можно развивать принцип коллективизма.

Автор не предлагает отказаться от принципа индивидуализма и насаждать в обществе альтернативный ему принцип коллективизма. Принцип индивидуализма в обществе, где материальные и нематериальные блага производятся для продажи, никуда не исчезнет. Он имманентно присущ обществу с рыночной экономикой.

Но, по мнению автора, в обществе, в умах каждого из людей этот принцип не должен господствовать, поскольку он разделяет людей. Главным же должен стать принцип коллективизма, который на уровне идеологии должен быть провозглашен в виде единства, братства, объединения людей.

Здесь необходимо отметить, что это должен быть не лозунг, а реальное объединение людей, живущих рядом друг с другом. Человек должен находить поддержку своего духа, опору своей жизни не вообще в людях, а в людях, живущих рядом с ним, с которыми он ежедневно соприкасается, взаимодействует, взаимосвязан.

Иначе говоря, в современное время люди теряют уверенность в себе, испытывают негативные переживания и эмоции не сами по себе, а от столкновения, взаимодействия с людьми, живущими рядом с ним в одном городе, поселке или другом населенном пункте. То есть, испорченное настроение, обида, страх, ненависть и другие негативные эмоции наносятся человеку ближними.

Но и возникновение положительных для человека эмоций, переживаний, мыслей чаще всего связано также с взаимодействием с людьми, находящимися, живущими рядом с ним. Такова повседневная жизнь каждого человека. А это означает, что опору, веру в себя, в свое будущее человек должен находить именно в людях, живущих рядом с ним. В обществе на местном уровне должен превалировать лозунг: “Поддержи дух ближнего, его веру в себя, в людей”.

Как же можно реализовать на практике принцип коллективизма? Поскольку под коллективизмом в данном случае понимается поддержка силы духа, то это возможно только через прямое общение людей друг с другом или в группе. На это можно, конечно, возразить, что люди и так общаются друг с другом, есть друзья, знакомые, социальные сети, Интернет. Для восстановления душевного равновесия больных людей есть психологи, психиатры, психоаналитики, телефон доверия, различные общественные благотворительные организации.

Автор не предлагает отказываться от всего того, что создано обществом. Речь идет о другом. Речь идет о взаимопомощи здоровых с точки зрения общества людей, которые не будут обращаться в специальные институты для восстановления своего душевного состояния. Помощь друзей лично или посредством социальных сетей также не всегда помогает, поскольку накладывает на друзей и знакомых какие-то моральные обязательства. Не всем это нужно, и не каждый на это пойдет.

Автор имеет в виду людей, у которых в повседневной жизни возникают эмоциональные, психологические и подобные проблемы, которые люди с течением времени решают самостоятельно. Просто в какой-то момент они теряют душевное равновесие, и именно в этот период они нуждаются в духовной поддержке. Например, у человека возникли неприятности на работе, ему кажется, что его незаслуженно обидели. Этот инцидент может лишить человека душевного равновесия. В дальнейшем, конечно, все может благополучно разрешиться и к человеку вернется спокойствие. Но это может привести и к сильным переживаниям, потере уверенности в себе и, как результат, к болезни человека. Одним из вариантов восстановления душевного состояния является переключение своей деятельности на что-то интересное для человека. И здесь помощь других людей, поддерживающих его через общение, совместное деяние по реализации этого интереса, и позволит человеку вернуть свое душевное равновесие. Здравый рассудок позволяет совсем по-другому оценивать произошедший инцидент, проблему, нежели чем в подавленном состоянии. Соответственно, человек может посчитать произошедшие с ним события незначительными и не потеряет уверенность в себе.

Приведенный пример понятен практически каждому человеку, поскольку неприятные для человека инциденты, события происходят не только на работе, а фактически везде и достаточно часто. Где-то человек справляется самостоятельно, а где-то ему нужна помощь для поддержки своего духа. И человек охотнее будет обращаться к людям, если он будет осознавать, что это не будет обязывать ни его, ни его собеседников.

При этом следует еще раз обратить внимание на то, что человек для восстановления своего душевного состояния займется делом, которое в тот момент может быть ему интересно. Например, ему хотелось бы попеть или потанцевать, но не в одиночестве, а среди людей. Но это желание у него не постоянное, а разовое, то есть, он не собирается в текущий момент записываться в какие-то кружки, клубы. И вот это разовое для него желание люди и должны удовлетворить.

“Рынок духовности” – способ объединения людей

Интересы, увлечения людей разные и могут часто меняться. Но эти интересы и увлечения чаще всего имеются не у одного человека, а как минимум нескольких. Соответственно, если один из них предложит встретиться для общения, то это позволит людям или дальше развивать свои интересы, или же приобрести душевное равновесие. Тем самым и будет осуществлена взаимопомощь по поддержке духа между людьми. Чем больше будет таких предложений по общению, совместной реализации чего-либо, тем меньше людей будет подвергаться чувству одиночества, потери уверенности в себе и в людях.

Автору хотелось бы, чтобы в каждом относительно крупном населенном пункте сформировался “рынок духовности”, то есть область человеческой деятельности, направленная на поддержание силы духа. Она может стать «рынком», где нуждающиеся в общении выступали бы клиентами у организаторов. Свою благодарность они выражали бы в денежной форме в зависимости от своих возможностей. То есть, организатор какого-либо мероприятия может надеяться, но не должен требовать благодарности от клиентов в виде денежного вознаграждения. Клиент может отблагодарить или в форме устной признательности, или в денежной форме в зависимости от своего материального положения.

Автор предлагает создать “рынок духовности” по типу, сформированному отношениями между больными людьми и народными целителями. Принято считать, что “настоящие” народные целители обычно не называют стоимость своей услуги, чтобы не потерять свой дар. Однако благодарные больные чаще всего считают себя обязанными отблагодарить народного целителя. Благодарность может быть выражена в любой форме, но в настоящее время чаще всего в денежной. Такую форму отношений между больными и народными целителями можно считать наиболее справедливой. Народные целители имеют определенный доход, а больные, независимо от своего материального положения, получают услугу. Можно надеяться, что при такой форме взаимоотношений между организаторами мероприятий и их клиентами “рынок духовности” будет активно развиваться.

Какие мероприятия для поддержки духа людей можно предложить? Поддержание духа возможно как через общение, так и через совместное деяние группы людей. Например, обсуждение какой-нибудь популярной книги, фильма, театральной постановки. Это может быть обсуждение текущих событий, происходящих на местной территории, в России или в мире. В качестве совместного деяния может выступать организация конкурсов по пению, танцам, спортивное мероприятие и другие виды деятельности. Главная цель таких мероприятий – создать хорошее настроение участникам, чтобы они не чувствовали себя потерянными, ненужными, одинокими.

Но, наряду с этой целью, организаторы мероприятий могут предлагать и более серьезные темы для обсуждения или совместного деяния. Речь идет о развитии интереса, увлечения у их клиентов. Например, обсуждение выращивания цветов, растений в местных условиях в дальнейшем может вызвать у ряда участников серьезный интерес. А для кого-нибудь это общение может стать толчком к развитию своего призвания.

Таким образом, область деятельности “рынка духовности” может быть разнообразной. Это может быть культура, искусство, наука, спорт, обсуждение проблем политики, экономики, философии, педагогики и др.

Главное – это добиться того, чтобы люди, живущие рядом друг с другом, активнее взаимодействовали, общались, оказывали духовную поддержку. Автор надеется, что в этом случае станет меньше людей, чувствующих себя одинокими, потерянными, неудачниками. Люди должны найти опору своей уверенности в будущем в людях, с которыми они живут бок о бок. В этом и заключается принцип коллективизма, который позволит человечеству решить свои проблемы и развиваться дальше.

Рассмотрим, каким образом постулирование обществом принципа коллективизма позволит решить глобальные проблемы, стоящие перед человечеством.

Ликвидация войн между государствами возможна в том случае, если в этих государствах будет сильно развито общественное движение, осуществляющее контроль за деятельностью органов власти. Общественное движение в стране может развиваться только в том случае, если будут активными местные, региональные общества. Активность людей на местах, в регионах должна проявляться в решении местных или региональных проблем – политических, экономических, социальных. Местные общества будут иметь сильное влияние тогда, когда люди будут объединены, готовы бороться за свои права и ценности. Принцип коллективизма и позволяет людей объединить, чувствовать себя едиными, солидарными в разрешении текущих проблем местности, региона. Сильным обществам на местах легче объединиться в противоборстве против преступных решений органов власти, прежде всего для антивоенных мероприятий. Если в каждой стране принцип коллективизма будет превалирующим, то общественные движения в этих странах не позволят руководителям государств начать военные действия. Ликвидация войн на Земле возможна только таким образом.

Ликвидация международного терроризма также возможна, если в обществе будет господствовать принцип коллективизма. При объединении людей на местах для них главным станет решение местных проблем, поскольку они будут осознавать, что местные проблемы создаются ими, а не враждебными силами или государствами. Люди будут стремиться добиться признания среди ближних и, соответственно, будут пытаться разрешать местные проблемы. Если на местах, в регионах жизнь людей станет лучше, то это отразится и на международном терроризме, который постепенно сойдет на нет.

Принцип коллективизма повысит ответственность людей за жизнедеятельность на местах, в регионах. В органы власти будут приходить люди, цель которых будет заключаться не в личном обогащении, а в повышении уровня жизни и благосостояния людей, живущих рядом с ними. Благодаря контролю со стороны сильного общества за действиями органов власти и бизнеса будут разрешены и проблемы экологии, имущественного и социального неравенства между людьми.

Таким образом, постулирование обществом принципа коллективизма позволит человечеству выйти на новый более высокий уровень своей жизнедеятельности.

Сергей БОРГОЯКОВ


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Защита от спама *