Воскресенье, Июль 22, 2018

  /  Погода в Абакане

Главная > Газета > «Ловушки» для покупателей: как избежать?

«Ловушки» для покупателей: как избежать?

Обманутые покупатели — частые гости редакции «Абакана». Они делятся своими историями, чтобы узнать, как отстоять права, не попадать в конфликтные ситуации впредь и предупредить о возможных торговых «ловушках» других абаканцев. Наши читатели, которые пока не сталкивались с описанными ниже проблемами, могут учиться на чужих ошибках, чтобы совершать меньше своих.

Выходы из распространенных ситуаций читателям «Абакана» помогала искать начальник отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по РХ Вера УРМАЦКИХ.

Если купили вещи из кожзама под видом натуральных кожаных

Икала для работы деловую сумку из натуральной кожи. Нашла по приемлемой цене, продавцы уверяли, что вещь натуральная (я не очень хорошо разбираюсь в материалах). Дома показала сумку маме, и та сразу определила, что она из кожзама (сейчас его принято называть модным словом «экокожа», но от этого ситуация не меняется). Другие знакомые, имеющие опыт в покупке кожаных изделий, тоже подтвердили мои подозрения. Не догадалась взять с собой покупать сумку кого-то из них. Получается, что мне подсунули искусственную сумку по цене натуральной. Чеки и другие документы на нее сохранились. Я хотела бы вернуть эту сумку в магазин, а на вырученные деньги купить другую, в другом месте. Однако продавцы категорически отказываются ее забирать обратно, мотивируя это тем, что вещь не бракованная, я сама согласилась ее купить, а из какого она материала, они точно не знали и думали, что это кожа. Может ли основанием для возврата быть обман с материалом, если он обнаружился не сразу в магазине, а несколько дней спустя? И на будущее расскажите: как можно отличить изделие из натуральной кожи от «произведения» из кожзаменителя? И на что обращать внимание покупателю, чтобы отличить вещи из современного кожзама от натуральных?

Ольга Сергеевна Д.

Если вас ввели в заблуждение о важных свойствах покупки (а материал, из которого он изготовлен, к ним относится), приобретение можно вернуть. В подобных случаях можно ссылаться на Закон РФ «О защите прав потребителей» (ст. 10 которого предусматривает право покупателя на полную и достоверную информацию о товаре, а ст. 12 — ответственность за ее непредоставление).

В случае, если продавцы будут чинить препятствия возврату товара, начинайте отстаивать права через предъявление письменной претензии: она должна быть в двух экземплярах с описанием ситуации (в свободной форме) и своим требованием. Напомню: одну копию претензии оставьте у продавца, а на второй (которая хранится у вас) он должен поставить отметку о приеме, дату и подпись. Вам должны дать ответ в письменном виде в десятидневный срок.

Возможно, продавец так и не согласится с вашей претензией. Тогда для установления истины потребуется экспертиза. Если товар на гарантии, она проводится за счет продавца (но если выводы экспертов окажутся не в вашу пользу, вы возместите ее стоимость). Часто продавцы тянут с оплатой экспертизы. В этом случае вы можете заказать ее за свои деньги (но если результаты докажут, что вашей вины в дефектах обуви нет, вы взыщете потраченную сумму с магазина). Если ответа не последует или он вас не устроит – придется обратиться в суд.

Сегодня определить «на глаз» материал, из которого изготовлена понравившаяся сумка, обувь или верхняя одежда – задача непростая. Промышленность не стоит на месте, и сегодня даже эксперты не всегда отличат натуральную кожу от «прессовки» и качественного кожзама без специальных приспособлений. «Бабушкины» способы (вроде обнюхивания сумки) дают сбои: в искусственную основу материала может добавляться натуральная кожаная крошка, запах которой вы ощутите. Не помогает и другой известный прием: поднести огонь к срезу кожи (натуральная не горит, а тлеет). Сегодня множество сумок и пар обуви производят из т. н. прессованной кожи, для изготовления которой используются отходы производства (то есть, частицы натуральной). Она тоже тлеет. Однако изделия из нее менее качественные, чем из натуральной кожи, и прослужат меньше.

Если для вас важна «натуральность» покупки, можно попробовать поискать незакрытые срезы изделия, которые сразу «выдают» материал. Основа кожзаменителя часто текстильная, и вы это заметите. Еще к вещам из натуральной кожи производители часто прикрепляют специальную бирку-знак в виде очертаний шкуры. Обычно для пущей убедительности к этому прилагается еще и маленький кусочек кожи, из которой изготовлена вещь. Но будьте бдительны: некоторые продавцы перевешивают такие «пробники» материала с кожаных вещей на искусственные похожих цветов, которые им надо подороже продать. Обязательно убедитесь, что кусочек кожи на понравившейся сумке или обуви – это образец материала, из которого она изготовлена. Старайтесь делать подобные покупки в специализированных магазинах, где меньше шансов стать жертвой обмана.

Сюрприз не удался: беспроблемную мебель в магазин не вернуть

Решили сделать маме сюрприз, пока она уезжала в отпуск. Купили ей новый мебельный гарнитур на кухню, а то она все не могла расстаться со старой мебелью. Но выбранный нами вариант оказался не очень удобным для нее в использовании. Хотели заменить его на другой, однако в магазине категорически отказываются принимать его обратно. На каком основании? И что делать впредь в подобных случаях?

Николай Дмитриевич С.

Начну с ответа на ваш последний вопрос. Советуйтесь с близкими перед покупкой для них дорогостоящих вещей или хотя бы «разведывайте» (например, «невзначай» прогулявшись с родственниками по мебельным магазинам и вызнав, что им по душе). Тогда у сюрприза больше шансов быть приятным. Желание обменять мебель на другую обычно возникает, если покупка – непродуманная.

Увы, возврату и обмену мебельный гарнитур не подлежит (если дефектов не обнаружено). Продавцы правомерно отказали вам в обмене. Дело в том, что мебель и мебельные гарнитуры входят в «Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации», утвержденный Правительством РФ. Что это значит? В случае, если вам вдруг «разонравился» новый гарнитур после его покупки, но претензий к качеству мебели нет, остается с этим смириться.

Мебель с браком – уже «возвратная» истории

Приобрели мебель для детской, но при ее сборке обнаружилось, что некоторые детали – не по размеру, а некоторых не хватает, плюс возникли претензии к качеству изготовления гарнитура. Хотим его вернуть. Как это можно сделать? На что мы вообще имеем право в подобных случаях?

Семья КОВАЛЕВЫХ

Если приобретенная мебель оказалась с дефектами, можно и нужно ее возвращать или пользоваться другими своими правами, предусмотренными на такой случай Законом РФ «О защите прав потребителей». В его ст. 18 приведены варианты требований, которые может предъявить потребитель на свое усмотрение, независимо от значимости дефекта:
— потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);

— потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;

— потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;

— потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;

— отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.

Начинать отстаивание прав стоит с предъявления письменной претензии с выбранным требованием, которую вы оставляете на рассмотрение (на него отводится 10 дней). Если ответ вас не устроит – обращайтесь в суд.

Если продавец настаивает, что мебель – не бракованная, то он может потребовать проведения экспертизы. В нашем регионе ее организует Торгово-промышленная палата РХ. Во время гарантийного срока работу экспертов оплачивает продавец. Однако, если она окажется не в пользу потребителя, тот будет обязан возместить ее стоимость.

Подобных конфликтов можно избежать, если тщательно осматривать выбранную мебель в магазине со всех сторон и сопоставлять количество и размер деталей с документами на покупку, чтобы убедиться в отсутствии несоответствий и брака. Многие дефекты видны сразу, а не обнаруживаются спустя время. Кстати, образцы мебели в магазине должны быть выставлены в торговом зале так, чтобы обеспечить свободный доступ к ним покупателей для осмотра («Правила продажи отдельных видов товаров», раздел XV «Особенности продажи мебели»).

Доставили поврежденную мебель, а покупатель не заметил

Купила шкаф. Внимательно осматривала его в торговом зале: с ним все было в порядке. Так как довезти покупку некому, заказала в магазине доставку на дом. Занесшие мебель в дом грузчики торопили меня с осмотром, и я не заметила, что на полировке шкафа появились заметные царапины. Увидела я их, подписав бумаги, что к мебели претензий не имею. Что теперь делать? Есть ли шанс ее вернуть?

Анастасия Михайловна К.

Будьте бдительны при приемке доставленной на дом мебели! Бывает, что качественную мебель повреждают при транспортировке или занося в квартиру. Ваша невнимательность может вам дорого обойтись: если вы не заметите механические повреждения и подпишите документы, что с доставленной мебелью все в порядке, то доказать потом, кто «автор» механических повреждений, практически невозможно. В подобных случаях покупателям обычно приходится устранять их за свой счет.

Так что при доставке мебели внимательно ее осмотрите не только на предмет того, что покупка без производственного брака и в нужной комплектации, но и на наличие царапин, треснувших стекол и прочих повреждений.

Удачи в отстаивании прав!

Подготовила Татьяна ЗЫКОВА


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Защита от спама *