Суббота, Ноябрь 25, 2017

Погода в Абакане

Главная > Газета > Причины экономической стагнации в России

Причины экономической стагнации в России

Экономика, армия с новейшими видами вооружения, аналогов которых нет ни в одной армии мира, и модернизированный флот – вот что является основой противостояния антироссийскому западному психозу, что случился в последние годы. США, руководя этим психозом, сами переживают внутренний и внешний экономический и политический кризис. Но у них пока свой долларовый станок. Реальностью является и огромный внешний долг (22 триллиона долларов), но в мировой экономике все завязано на нем.

Что делать России? Как осуществлять бюджетную политику, маневрировать в условиях дефицита инвестиций в экономику, недостаточного товарооборота с другими странами в условиях экономического мирового кризиса? Как правильно и эффективно вести структурную реформу? Проблем в экономической сфере предостаточно, и они требуют быстрого разрешения, потому что производство находится в состоянии стагнации. Если все время оглядываться на негативные внешние факторы, связанные с резким падением цен на нефть начиная с 2014 г. и введенными внешними санкциями США, то сдвига в сторону экономического роста не получится. Надо четко признать, что, имея достаточную минерально-сырьевую базу, производительные силы, Россия может решить свои экономические проблемы, устраняя внутренние причины! Каковы они? Рост ВВП (всего 1,3%) стал замедляться уже в 2013 году, и это продолжает иметь место и в 2017 году, когда Россия вступила в длительный период ухудшения демографических показателей. По подсчетам экономистов, социологов, численность рабочей силы до 2027 года будет снижаться до 0,7% в год, что замедлит экономический рост. Очевидно, что без структурных реформ мы не выйдем из экономической стагнации. Рост ВВП до 2020 года составит на уровне 1,5% в год.

Какова реальность в бюджетной сфере? Нефтегазовые доходы сократились вдвое. Спад производства коснулся и нефтегазовой сферы (на 2,3%). Отсюда: доходы в бюджетной сфере снизились в 2016 году на 15% (в сравнении с 2013 годом) и составили на 24% меньше, чем прогнозировало правительство на 2014–2016 годы.

Бюджетный разрыв снизил доходы государства и увеличил рост расходов. В предыдущие два года расходы увеличились на 41,5%. Наступает процесс наращивания госдолга и долговой кризис.

Российские экономисты (А. Кудрин, Т. Иванова и др.) предлагают системно решать три задачи:

1. Восстанавливать кратко-среднесрочную бюджетную сбалансированность от рисков.

2. Обеспечивать долгосрочную бюджетную устойчивость.

3. Создавать благоприятные условия для экономического роста.

Для этого необходимо преодолеть последствия падения цен на нефть (вследствие чего возник бюджетный дефицит и скоро исчерпается Резервный фонд). Как его пополнить? Правительство рассматривает вопрос сокращения федеральных расходов до 2019 года на 13%, в бюджетной системе на 14%. Придумали базовую цену на нефть на уровне 45 долл./баррель с индексацией на величину долларовой инфляции, еще – повысить предельные расходы на объем поступлений от приватизации в ближайшие три года в размере до 0,5% ВВП. Ну это по воде вилами водить. А не учитывать разворовывание бюджетных средств в регионах; вывоз олигархами триллионов в офшоры; климатические условия; увеличивающиеся военные расходы; социальные затраты и затягивание поясов граждан, бизнеса на росте налогов опасно.

Россия утрачивает позиции на рынке природного газа (еще одного значимого фактора поступлений в бюджет). Ее доля в мировой добыче упала до 16,3% (в сравнении с 2000 г.).

При росте расходов нужно учитывать старение населения. Повышение пенсионного возраста будет будироваться. Налоги для инвесторов и тарифы ЖКХ, цены на энергоносители увеличиваться. Договориться странам в вопросе увеличения государственных инвестиций в инфраструктуру будет трудно. А это бы позволило оживить экономическую активность (как утверждает МВФ). Эта организация утверждает, что налогово-бюджетная политика способна ускорять экономическую динамику за счет повышения макроэкономической устойчивости и совершенствования структуры налогов и госрасходов. При условии роста инвестиций иностранного капитала, повышения уровня образования (а значит роста совокупной факторной производительности).

Выводы: инерционное развитие экономики и в 2017 году, и до 2035 года будет продолжаться (из-за зависимости от мировых цен на углеводороды). Стратегической целью власти, бизнеса должна быть ставка на рост промышленного производства; технологический прорыв в нем; увеличение производительности труда (применение робототехники, научно-технического обеспечения многих этапов производства; ускорение решения вопросов, связанных с перерабатывающими производствами в сельском хозяйстве; эффективное решение вопросов интеграции бывшими странами СНГ, развивающимися странами, развитыми странами (несмотря на сложности в международной политике); проведение российского бренда через все экономические, политические организации.

Уповать на то, что изменится политическая мировая ситуация в лучшую сторону, что повысятся мировые цены на углеводороды, приходится. Но России придется завоевывать свои позиции в мире, думая прежде всего о своих национальных интересах. Крепить союзы, договоры с другими странами необходимо, но решать вопросы собственного бюджета и путей экономического роста придется самой.

2017 год покажет, как эффективно мы используем внутренние производительные (человеческие) возможности и резервы. От них очень многое зависит на перспективу. Так и хочется сказать: храни нас, Господь, дай нам сил, терпения и ума взвешенно решать наши собственные проблемы.

Александр УРАНОВ


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Защита от спама *