Среда, Ноябрь 22, 2017

Погода в Абакане

Главная > Газета > Потребительский «ликбез»: от некачественного бензина до навязанного сервиса

Потребительский «ликбез»: от некачественного бензина до навязанного сервиса

Вопросы и жалобы покупателей, клиентов и заказчиков (одним словом, потребителей) в почте «Абакана» неиссякаемы. Представляем вашему вниманию свежую подборку читательских проблем с комментариями эксперта нашей рубрики – начальника отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по РХ Веры УРМАЦКИХ. Это – возможность научиться на чужих примерах и ошибках правильно выходить из распространенных конфликтных ситуаций.

Разбавленный бензин как некачественный товар

Обычно заливаю бензин на лично проверенных заправках, в качестве горючего на которых я уверен. Но недавно по дороге из Ачинска в Абакан обстоятельства сложились так, что пришлось залить бензин на первой попавшейся АЗС. Он оказался некачественным. Скорее всего, сильно разбавленным. Моя «иномара» еле дотянула на нем до города, где пришлось сразу обратиться в автосервис и потратиться на нейтрализацию последствий для машины от плохого горючего. Мастера сказали, что еще легко отделался. Мог бы встать посреди трассы, а то и двигатель пришлось бы менять.

На этот раз я вряд ли смогу предъявить кому-то претензии: чек на бензин выбросил в урну на той заправке, вместо экспертизы обратился в автосервис… Но по работе я часто езжу по Хакасии и соседним регионам на своей личной машине и могу оказаться в подобной ситуации еще не однажды.

Расскажите, как себя правильно вести, чтобы заставить руководство АЗС компенсировать нанесенный машине вред, если заправили некачественным горючим?

Виктор Николаевич С.

– Бензин можно рассматривать как некачественный товар. Если вы его приобрели, то при отстаивании прав можете опираться на те же законы, что и при покупке других дефектных товаров. В первую очередь – на Закон РФ «О защите прав потребителей». В его ст. 14 прямо говорится, что «вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие конструктивных, производственных, рецептурных или иных недостатков товара подлежит возмещению в полном объеме». Также вы имеете право потребовать через суд компенсировать вам моральный вред, нанесенный продавцом некачественного бензина. Напомню, что его размер определяется судом, и эта сумма не зависит от уровня компенсации имущественного вреда.

Даже если в ваших планах нет взыскания морального ущерба, все равно вам с большой долей вероятности придется обращаться в суд. Практика показывает, что в большинстве случаев автолюбителям не удается отстоять свои права в досудебном порядке: руководство автозаправок не спешит признавать вину и добровольно компенсировать ущерб от некачественного бензина. Конечно, не все захотят судиться из-за десятка литров бракованного топлива. Но в тех случаях, когда речь идет не только о некачественном горючем, но и о серьезных поломках машины вследствие его использования (и о дорогостоящем ремонте), обращение в суд поможет компенсировать ущерб.

Особенность подобных дел: отличить на глаз качественное горючее от некачественного практически нереально, как нереально и без лабораторных исследований определить степень его разбавленности и содержащиеся в нем примеси. Соответственно, потребуется экспертиза бензина.

С чего начать отстаивание прав? Предположим, вы заправились некачественным горючим, немного отъехали от заправки – и автомобиль начал барахлить. Что дальше?

Во-первых, не выбрасывайте чеки, выданные автозаправками (пока не убедитесь, что в бак вашей машины залит качественный бензин). В случае утери чеков закон не запрещает потребителю доказывать факт покупки в конкретном месте другими способами: например, с помощью свидетельских показаний. Если при заправке машины вы рассчитались с помощью банковской карты, обратитесь в банк за подтверждающими операцию документами.

Во-вторых, сразу озаботьтесь экспертизой горючего. Чем больше времени прошло с момента попадания в бак дефектного топлива, тем сложнее доказать, что его источник – конкретная автозаправка, и что в ваш бак ничего другого не заливалось. На заправке уже спустя день-два топливо (и его качество) может быть другим. Лучше сначала провести экспертизу за свой счет, а потом (если она подтвердит ваши подозрения) взыскать ее стоимость с автозаправки. Экспертиза в вашу пользу – одно из ключевых доказательств для того, чтобы выиграть иск. Вопреки распространенному мнению, судебная практика такова, что вам необязательно организовывать забор проб топлива на заправке. Для суда достаточно, чтобы эксперты доказали, что некачественный бензин – в бензобаке вашей машины.

В-третьих, если вы заехали в автосервис после того, как автомобиль начал барахлить, и мастера назвали вам как наиболее вероятную причину проблем некачественное топливо, попросите руководство этой организации выдать вам документ, в котором зафиксирована предполагаемая причина. Кроме того, не забудьте взять документы, подтверждающие оказанные мастерами услуги по ремонту с указанием их стоимости.

В-четвертых, для отстаивания прав потребуется предъявление письменной претензии руководству заправки. Не возлагайте на нее слишком большие надежды. Скорее воспринимайте как один из этапов отстаивания прав: сбор документов для суда, которые вы можете приложить к своему исковому заявлению. Во многих случаях руководители АЗС не желают признавать, что на вверенных им заправках заливают некачественный бензин. И, соответственно, не признают озвученные автовладельцами проблемы и не желают добровольно компенсировать ущерб. На рассмотрение претензии отводится десять дней. Если вы не получите ответа или тот вас не устроит – далее обращайтесь в суд.

Законны ли навязанные дополнительные сервисные услуги?

Долго искала по разным магазинам (и наконец нашла) большую фирменную стиральную машинку по приемлемой цене. Но при покупке выяснилось, что к ней в нагрузку мне навязывают договор дополнительного сервисного обслуживания. Якобы без него технику мне продать не могут. Если бы его выполнение было для меня бесплатным, я бы не возражала. Однако за это предлагалось выложить еще около четырех тысяч рублей. С такими непредвиденными тратами покупка теряет привлекательность.

Пока отказалась от приобретения: взяла тайм-аут на обдумывание. Хочу узнать, надо ли платить за такой дополнительный (то есть по сути необязательный) договор? Могут ли меня вообще заставить его заключать, если мне нужна только машинка, но не ее обслуживание? Если не могут, то как мне отказаться от ненужных договорных обязательств при покупке?

Марина Зотина

– Договор на дополнительное обслуживание пытались навязать при покупке незаконно. У вас есть право настаивать на оформлении покупки без его заключения. Если не удается отстоять свою правоту устно, предъявите это требование в письменной претензии. Сошлитесь в ней на то, что в соответствии со ст. 16 Закона РФ «О защите прав потребителей» запрещено обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг).

Почему в химчистку не принимают вещи без ярлычков?

У меня нестандартные фигура и размер одежды, поэтому большая часть моего гардероба сшита в ателье на заказ. Пальто и деловым костюмам требуется химическая чистка, но с немагазинной одеждой возникают проблемы. В пунктах приема либо говорят, что примут одежду без ярлычков с условиями чистки без гарантий, либо отказываются принимать.

Допустимо ли это? И какими законами регулируется, на каких условиях принимают одежду в химчистку?

Елена Федоровна В.

– Ответы на волнующие вас вопросы об условиях химической чистки находим в «Правилах бытового обслуживания населения в Российской Федерации» (Раздел V «Особенности оказания отдельных видов услуг (выполнения работ)», п. 18): «Исполнитель определяет вид обработки в соответствии с символами по уходу на маркировочной ленте изделия, а в случае ее отсутствия – ПО СОГЛАСОВАНИЮ С ПОТРЕБИТЕЛЕМ».

В случае если на одежде нет ярлыков с маркировкой (поясняющей, как именно обращаться с изделием из какой-либо ткани, какой чистке его подвергать), в химчистке вещь имеют право не принять или предложить ее чистку без гарантии, если вы на это согласитесь.

Подробности требований к организациям, оказывающим услуги по химической чистке вещей, и оценки качества их работы вы можете почерпнуть из «Государственного стандарта Российской Федерации. Услуги бытовые. Химическая чистка». Его должны применять в своей работе все организации, оказывающие услуги химчистки, независимо от их организационно-правовой формы.

Ознакомиться с этим документами можно в библиотеках или в Интернете, где они находятся в открытом доступе (достаточно набрать их названия в любой поисковой системе).

Удачи в отстаивании прав!

Подготовила Карина АЛФЕЕВА


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Защита от спама *