Среда, Ноябрь 22, 2017

Погода в Абакане

Главная > Газета > «Ловушки» для автолюбителей: где можно попасться и как избежать?

«Ловушки» для автолюбителей: где можно попасться и как избежать?

По официальным сведениям Росстата, количество легковых автомобилей в Хакасии перевалило за среднероссийский уровень и составляет около 320 на тысячу человек населения (против около 290 в среднем по стране). Это означает, что счастливым автовладельцем в нашем регионе является почти каждый третий (как и в Санкт-Петербурге, например).

Сами понимаете: чем больше машин — тем больше товаров и услуг предлагается их хозяевам. Спрос рождает предложение. Однако высокая конкуренция в местных реалиях не всегда стимулирует качество товаров и услуг для автовладельцев. Как и гарантирует, что им предоставят исчерпывающую информацию, чтобы в будущем выбор не преподнес неприятные сюрпризы.

В какие «ловушки», грозящие незапланированными финансовыми потерями, попадаются наши автолюбители? Как их избежать? Каким образом правильно отстаивать права в конфликтных ситуациях? Об этом (и не только) на примерах обращений читателей «Абакана» рассказывает эксперт нашей рубрики — начальник отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по РХ Вера УРМАЦКИХ.

А вы уверены, что ваша бонусная карта АЗС — не банковская карта?

«В прошлом году на одной из заправок мне, как ее постоянному клиенту, предложили оформить чипованную карту АЗС. Объяснили, что она — бонусная, для накопления баллов, которые потом можно тратить на оплату бензина. А еще на ней можно держать деньги для расчета на заправках сети. К карте прилагались документы, вроде договора, которые я бегло просмотрел и поставил подпись. Мне сказали, что все подробности можно узнать на указанном в них сайте. Только у меня все не было время (и чего уж там: желания) туда заглянуть. Сами понимаете: всевозможных бонусных карт сегодня у каждого хватает. Их норовят всучить на каждом шагу, и если вникать в подробности пользования каждой, то можно сойти с ума от переизбытка информации.

Но вникать, что за карту мне подсунули под видом обычной бонусной, мне пришлось. В этом году меня ждал неприятный «сюрприз»: с нее сняли деньги, которые я положил на нее для оплаты бензина. Стал разбираться. Думал, мошенники постарались. А оказалось, что эта карта… еще и банковская, и деньги сняли за ее обслуживание! Не столько сэкономил, сколько потерял. Такого я не ожидал! Уговаривая завести карту, мне расписывали ее выгоды и экономию средств, но «забыли» предупредить о расходах. На сайте, и правда, об это была информация (среди уймы другой, как и в договоре).

Хочу предупредить автолюбителей: будьте внимательнее и сразу выясняйте: какие карты вам предлагают на заправках? И прошу рассказать в газете: как такое вообще может быть – бонусная и одновременно банковская карта?»

Максим Николаевич В.

— Действительно, на некоторых автозаправках автовладельцам предлагают т. н. «бонусные» карты, с помощью которых, на самом деле, можно получать и банковские услуги, о чем не всегда предупреждают устно. А внимательно читают договоры перед подписанием далеко не все. Увы, если не уточнить условия пользования картой до ее получения, то в долгосрочной перспективе могут ждать финансовые потери, иногда превышающие суммы скидок. Карта двойного действия выгодна и сетям АЗС, удерживающим клиентов с помощью программ лояльности и стимулирующим их расходы, и банкам для увеличения количества клиентов.

Что вас должно насторожить в предложении т.н. «бонусной» карты на заправке и навести на мысль, что она является еще и банковской? Необходимость положить на счет определенную сумму для активации карты и появления возможности пользования ею для оплаты за бензин. Бонусные программы обычно не предполагают зачисления денег клиентом на счет.

Так как далеко не все автомобилисты согласятся на оформление банковской карты на заправке, обычно им рассказывают про условия бонусной программы, но упоминают вскользь или «забывают» сказать об условиях предоставления банковских услуг. Между тем, условия разных услуг, объединенных в одной карте, регулируются различными правилами.

Чаще всего, оформляя карту, сотрудники АЗС предлагают уточнить все подробности, внимательно прочтя договор в бумажном виде, либо на указанном сайте. Только многие ли это делают? Чаще всего, автолюбители почти «не глядя» подписывают столь серьезные документы или проходят регистрацию на сайте, заносят в анкету свои данные и подтверждают согласие со всеми условиями.

Между тем, после этого они становятся стороной гражданско-правого договора и принимают на себя обязанности, а не только пользуются оговоренными правами. Одна из них – оплата услуг банка за обслуживание «бонусно-банковской» карты.

Конечно, есть те, кого действительно устраивают все условия пользования подобными «двойными» картами, но многие согласились с ними, даже не ознакомившись. Остается посоветовать автовладельцам быть внимательнее при заключении договора о выдаче бонусной карты и тщательно изучить договор ДО его подписания.

Как сделать, чтобы цена авторемонта не выросла без вашего ведома?

«Несколько раз сталкивался с тем, что названная мастером при сдаче автомобиля в автосервис цена ремонта неожиданно становится больше (иногда вполовину), когда приезжаешь забирать авто. В мастерской скачок стоимости обычно объясняют это тем, что сами не ожидали, что в машине столько поломок и проблем, пока ее не разобрали. Дескать, дополнительно к оговоренному пришлось отремонтировать и заменить то и это. Все равно бы пришлось это делать немного позже, а так все заодно и починили. Позже оказывалось, что дополнительно проведенные работы не были обязательными. Машина и без них бы не перестала ездить.

Но со мной никто дополнительного вмешательства (и увеличения цены) никто ни разу не согласовывал. Можно ли заставить это сделать? Имею ли я право не платить за непрошенные услуги?»

Александр Иванович С.

— Да, можете. Исполнитель «не вправе без согласия потребителя выполнять дополнительные работы, услуги за плату». В противном случае, потребитель может отказаться от оплаты таких работ (услуг), а если они оплачены — потребовать возврата уплаченной суммы (ссылаясь на п. 3 ст. 16 Закона РФ «О защите прав потребителей»).

Как избежать подобных конфликтных ситуаций? Еще ДО передачи автомобиля мастерам согласовывайте (желательно, письменно!) объем услуг и цену ремонта. При этом, требуйте обязательного предварительного согласования с вами незапланированных платных услуг или работ (если в них возникнет необходимость).

Эти и другие условия желательно зафиксировать в виде письменного договора, к которому по вашему желанию может прилагаться и смета (твердая или приблизительная) ремонтных работ. Ее составление ПО ТРЕБОВАНИЮ потребителя (или исполнителя) ОБЯЗАТЕЛЬНО (п. 25 «Правил оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств» (далее – Правила), утвержденных Постановлением Правительства РФ № 290 от 11.04.2001 г.).

В этом случае, даже если исполнитель «забудет» оповестить потребителя о необходимости превышения приблизительной сметы, то он «обязан исполнить договор, сохраняя право на оплату услуги (работы) в пределах приблизительной сметы» (п. 26 Правил).

Кроме этого, Правила обязывают исполнителя еще ДО заключения договора предоставлять потребителям необходимую достоверную информацию об услугах (работах), обеспечивающую возможность их правильного выбора, в т. ч. о ценах услуг (работ) и используемых запчастей (п. 4).

Если в автомастерской продолжают настаивать, чтобы вы оплатили все оказанные услуги (даже о которых не просили) и/или возникли другие разногласия по поводу ремонта машины (например, вы считаете, что он проведен некачественно), остается отстаивать права в письменном виде. Сначала вам нужно предъявить руководству мастерской письменную претензию, описать в ней возникшую проблему и выдвинуть свои требования. Например, вернуть вам деньги за дополнительные платные услуги, оказанные без вашего ведома и/или за некачественно проведенный ремонт. Один экземпляр этого документа (с отметкой о приеме, датой и подписью принявшего) остается у вас. Отправить претензию можно и почтой (заказным письмом с уведомлением о вручении). В любом случае, на ее рассмотрение отводится 10 дней с момента получения. Если руководство автомастерской проигнорирует ваши требования или ответ вас не устроит, следующим шагом будет обращение в суд. В судебном порядке вы сможете возместить не только свои расходы, но и компенсировать моральный вред (если он был нанесен).

Удачи в отстаивании прав!

Подготовила Татьяна ЗЫКОВА


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Защита от спама *