Среда, Декабрь 12, 2018

  /  Погода в Абакане

Главная > Газета > Дата – одна, версий – много

Дата – одна, версий – много

Более десяти лет (с 4 ноября 2005 года) в России отмечается День народного единства. Однако единства в российском обществе по поводу этой даты до сих пор не наблюдается. Не утихают споры: какие значимые исторические события лежат в основе этого праздника? Почему были выбраны именно они? И как его отмечать?

Да что там: всероссийские исследования социологов на протяжении лет показывают, что далеко не все наши соотечественники «выучили», что празднуется 4 ноября и даже как правильно называется праздник. Правда, с течением времени таких становится все меньше. Среди народных вариантов праздника 4 ноября: День единения, День согласия и примирения, День независимости России, День России, День примирения, День Конституции, День объединения народов, День освобождения от польской интервенции, День единства России, День единства и согласия… Разделились мнения россиян и по поводу того, есть ли единство в российском обществе? В 2016 году 44% опрошенных ВЦИОМ ответили на этот вопрос утвердительно и столько же отрицательно.

Давно подмечено, что в праздничных датах, связанных с историческими событиями, нужно разделять: официальную версию, реальные факты, дискуссионные моменты и то, что реально празднуют люди. В данной статье корреспондент «Абакана» приводит разные версии из этого списка, чтобы показать, насколько могут быть далеки друг от друга составляющие одного праздника.

Версия ОФИЦИАЛЬНАЯ

Появление нового «красного дня календаря» ознаменовалось введением поправки о нем в Трудовой кодекс с официальной версией праздника в пояснительной записке: «4 ноября 1612 г. войска народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и продемонстрировав образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе».

Версии ДИСКУССИОННЫЕ

Не только историки, но и пытливые жители после озвучивания официальной версии стали задавать резонные вопросы, которые она у них вызвала. Приведу примеры вопросов, вокруг которых не прекращаются дискуссии.

ВОПРОС ПЕРВЫЙ: были ли 4 ноября значительные события в истории страны?

Почему противники праздника не видят за ним внятную историческую основу? Они не придерживаются оптимистичной точки зрения сторонников праздника, что 4 ноября чуть ли не закончилось Смутное время. И приводят исторические факты в пользу того, что это было долгим процессом, который не «сошел на нет» в какой-то конкретный день. Оценивая события начала XVII века в России, многие историки сходятся во мнениях, что в это время шла гражданская война, которая осложнялась интервенцией со стороны польско-литовского государства и Швеции. Сначала скрытой, потом – открытой. Обычно период смуты рассматривают в хронологических рамках 1584–1613 гг.

То есть в 1612-м процесс явно не завершился. Более того, 4 ноября упомянутого года не получилось даже избавить столицу от интервентов: только Китай-город. Который – далеко не вся Москва. Это даже не столь значимое событие, как освобождение Кремля. Оно не стало решающим или переломным моментом в борьбе.

Сделать из этого всероссийский праздник – значит преувеличить значение промежуточной даты. Если так важно праздновать на государственном уровне все более-менее заметные «вехи» борьбы с интервентами, то можно смело добавить к 4 ноября еще с десяток сопоставимых по значению дат.

Хотя и в 1612-м можно было найти более весомые поводы для празднования потомками. Например, августовское сражение с интервентами, после которого их изгнание стало вопросом времени. Почему не взяли за точку отсчета для праздника этот исторический повод – вопрос интересный. Быть может, искали его именно в ноябре?

ВОПРОС ВТОРОЙ: правильно ли высчитана дата?

Еще один спорный момент, помимо оценки значимости и трактовки исторических событий: правильно ли была высчитана по новому стилю дата события – основы праздника?

В большинстве исторических упоминаний о взятии Китай-города называется одна и та же дата: 22 октября 1612 года. «Причем по юлианскому календарю: именно по нему жила Россия до февраля 1918-го, – приводит исследователь В. Назаров свои расчеты и доводы в пользу ошибки. – Католические же, а затем и протестантские страны Европы с конца XVI века или позднее перешли на другой, григорианский, календарь: булла папы Григория XIII предписывала считать следующим после 4 октября 1582 года днем 15-е, а не 5 октября. Именно поэтому в дневнике одного из осажденных о сдаче Китай-города рассказывается под 1 ноября. Итак, современники интересующего нас события датировали его 22 октября и 1 ноября – соответственно по юлианскому и григорианскому календарям. Совершенно законно: в конце XVI и на протяжении всего XVII столетия разница между юлианским и григорианским календарями составляла 10 суток. С 1918 года в нашей стране используется григорианский календарь. Так почему же Дума утвердила в качестве праздничного и нерабочего дня четвертое, а не первое ноября? Ответ до смешного прост: потому что она полностью доверилась православному церковному календарю, в основе которого лежит годовой цикл повторяющихся на протяжении столетий праздников и дней памяти».

ВОПРОС ТРЕТИЙ: не является ли праздник в начале ноября альтернативой дате 7 ноября, чтобы отучить население привычно праздновать годовщину Октябрьской революции?

Из первого и второго вопросов закономерно вытекает третий: почему, несмотря на спорные моменты с расчетами даты по новому стилю и оценками значимости взятия Китай-города в истории, праздничным днем стало именно 4 ноября?

Популярная версия по этому поводу: этот день оказался максимально приближенным к 7 ноября, дню, в который жители нашей страны привыкли отмечать годовщину Октябрьской революции. Быть может, в новой России просто искали альтернативу этому празднику с новым смыслом, приемлемым для нашей эпохи? Напомним, что попытка просто «переназвать» и наполнить новым смыслом 7 ноября оказалась непопулярной в народе.

Тогда можно предположить, что при выборе исторической даты для нового праздника исходили не из ее великой значимости для истории страны: искали (и нашли) более-менее значимый повод для празднования именно в ноябре, поблизости от 7-го. Кроме этого, 4 ноября – еще и значимая дата для православных верующих: праздник Казанской иконы Божьей Матери.

ВЕРСИИ НАРОДНЫЕ: что и как отмечаем?

В преддверии 4 ноября корреспондент “Абакана” поинтересовался у жителей города, что и как они празднуют в этот день (если празднуют вообще)?

Валерий ЖУЙКОВ, мастер производства:

– Сначала я путал этот праздник с Днем согласия и примирения, так как формулировка казалась похожей и столь же расплывчатой. Как было непонятно, с кем соглашаться, так и неясно, с кем единиться. Друзья путали эту дату с Днем Конституции и даже с Днем России (так как праздник тоже официальный, и на уличных мероприятиях много людей с российскими флагами, и говорятся похожие слова).

Потом нашел в Интернете историю 4 ноября, и вроде бы все встало на свои места. Хотя я никак не праздную этот «красный день календаря». Пока он для меня — дополнительный выходной и возможность побыть с семьей.

Владимир ГОРШКОВ, пенсионер:

– Светские празднования (с народными гуляниями, концертами и застольями) меня не интересуют. 4 ноября я собираюсь в церковь. Для меня как для верующего человека это в первую очередь православный праздник: День Казанской Божией Матери. Эта чудотворная икона, принесенная в Москву нижегородским народным ополчением (под предводительством купца Минина и князя Пожарского) 4 ноября 1612 года, помогла прогнать из Кремля интервентов.

Юрий ТИТОВ, администратор:

– 4 ноября я работаю, поэтому отмечать праздник не планирую. Для меня это – день национальных героев: Минина, Пожарского и Сусанина. А кроме того, напоминание, что все народы нашей многонациональной страны должны жить в дружбе и согласии, тогда Россия будет непобедимой.

Елена АКСЕНОВА, пенсионерка:

– Не признаю за «красный день календаря» 4 ноября, а вот 7 ноября как праздновала всю жизнь, так и буду продолжать. С ним связаны идеалы моей жизни и ее лучшая пора. Именно этот праздник, я считаю, объединяет миллионы людей старшего поколения, положивших жизнь на развитие страны. Как буду праздновать? Раньше любила ходить на демонстрацию, а теперь собираемся с подругами и вспоминаем молодость.

Анна КОВАЛЬСКАЯ, менеджер:

– Этот день не праздную, не люблю официальные даты. Более того, считаю выбор именно этой даты странным. События того времени еще дискуссионные, у даты есть вариации. 4 ноября не закончилась Смута, не произошло взятие Китай-города… Не нашла значительных исторических событий.

Еще этот праздник задевает чувства жителей Польши, с которой у нашей страны и так непростые отношения. Насколько помню, покойный президент Польши Лех Качиньский, узнав, что в России сделали праздничной неоднозначную дату, высказал публичное удивление этим выбором. И задался риторическими вопросами: почему тогда Россия не отмечает столь же пышно годовщину изгнания Наполеона или победу на Куликовом поле? Думаю, что разгадка в выборе именно 4 ноября, несмотря на неоднозначность этой даты, кроется в желании найти «неподалеку» от 7 ноября альтернативу этому празднику, который за годы советской власти привыкло отмечать население.

Как видим, отношение жителей к 4 Ноября пока неоднозначное. Но один из неоспоримых плюсов этого красного дня календаря (помимо того, что это – дополнительный выходной) в том, что дата подталкивает многих людей обращаться к истории страны и узнавать о ней больше. Например, разбираться для себя в событиях Смутного времени.

Татьяна ЗЫКОВА


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Защита от спама *