Четверг, Август 16, 2018

  /  Погода в Абакане

Главная > Газета > Абаканские «Звонницы» Ирины Фокиной

Абаканские «Звонницы» Ирины Фокиной

«Золотые ворота, проходите, господа!..» – знакомые с детства слова под аккомпанемент баяна разносятся далеко вокруг детской школы искусств № 1. «Первой мать пройдет, всех детей проведет…» Девочки постарше выстраивают воображаемые ворота, чтобы под сводами рук пропустить малышей. Те идут, крепко взявшись за руки, готовые каждую минуту с визгом разбежаться, лишь бы не оказаться в кольце ведущих. «Первый раз прощается, второй раз запрещается, а на третий раз не пропустим вас!» Руки-ворота резко летят вниз, забирая к себе не успевшую проскочить девчушку. Хохот, смех, а у попавшейся на глазах блестят слезки – маленькая еще, проигрыш воспринимает всерьез.

У Ирины Васильевны Фокиной, преподавателя сольного народного пения ДШИ № 1, идет занятие.

– Размялись? А теперь давайте язычок разомнем! – Ирина Васильевна быстро подбирает скороговорку, и вот уже девчонки и мальчишки повторяют хором: «Если с дерева упала макаронина, значит эта макаронина воронина…»

У кого-то получается, кто-то запутался в словах, а кто уже все выпалил и сидит довольный. С занятий дети расходятся неохотно: еще бы, так весело, это не гаммы выводить. Хотя и здесь работы и рутины достаточно.

Ирина Васильевна Фокина вот уже много лет является организатором, руководителем и вдохновителем народного ансамбля «Звонница», непременного участника всех городских мероприятий, победителя конкурсов, лауреата фестивалей разного уровня.

Народные песни, танцы, скороговорки, потешки, традиции и костюмы – вот основное направление в обучении Ирины Васильевны. А начиналось все в детстве, на Брянщине, в городе Стародуб с желания ее собственного деда, он играл на гармошке и очень хотел, чтобы Ирочка тоже освоила этот инструмент.

– Меня еще из-за баяна видно не было, а бабушка уже водила на уроки, – вспоминает с улыбкой Ирина Васильевна. – Потом мы жили в Казахстане, город Джезказган, там я окончила училище, начала свою работу на поприще педагога, а потом в поисках лучшей жизни приехала в Абакан. Постепенно перевезла сюда маму, обеих дочерей. Ныне покойный бывший руководитель музыкального училища Абакана Леонид Абрамович Спивак взял к себе на работу.

«Народное музыкальное творчество» – специальность в Восточно-Сибирском государственном институте культуры – определило ее жизнь.

– Конечно, когда наступили 90-е, педагогам, творческим работникам пришлось нелегко, – рассказывает Ирина Фокина о не самых легких временах в своей жизни. – Именно в эти годы Надежда Торжуевна Ултургашева меня пригласила в ХГУ имени Катанова работать на кафедру народного творчества. Попутно подрабатывала в школе № 22, и именно там встретила коллегу, благодаря которой ушла работать во Дворец пионеров. Там и родился мой коллектив «Звонница». Сегодня от первого состава остались две девочки, которые росли вместе с заслугами ансамбля.

«Звонница» выступала в Красноярске, защитила звание образцового ансамбля на уровне Москвы.

– Много лет я проработала в Доме детского творчества, еще со времен, когда он был Домом пионеров, – рассказывает Ирина Васильевна. – Потом перешла в школу искусств № 1.

За то, что было выбрано именно народное направление, Ирина Васильевна благодарна украинскому коллективу «Любысток», которому в свое время она помогла собрать творческий материал.

– Я люблю петь народные фольклорные песни, – признается Ирина Васильевна. – Но и современные авторские мне тоже нравятся. Время диктует свои условия, и я стараюсь идти с ним в ногу. Да и широкому кругу слушателей этнический фольклор менее понятен, поэтому приходится адаптировать его к современным реалиям. Дети очень любят петь народные песни, родители любят смотреть и слушать, как их дети в национальных костюмах на сцене поют, танцуют, играют.

Первая выпускница Ирины Фокиной, Виктория Уразбаева, недавно сделала свой первый выпуск, и уже ее воспитанница заняла первое место на одном из престижных конкурсов в городе Сочи. В своем интервью Виктория поблагодарила Ирину Васильевну за те знания и умения, которые получила под ее руководством.

– Об этом я узнала от знакомых, – улыбается Ирина Васильевна. – И это очень приятно!

Дочери пошли по ее стопам – Таисья ведет занятия в КДЦ «Красный Абакан», а Анастасия учится в музыкальном училище и одновременно работает вместе с Ириной Васильевной.

– Сначала дети не хотели повторить мой путь, и даже закончили Институт управления и экономики в ХГУ, но в итоге обе сейчас заняты в педагогике, фольклоре, пении, – смеется Ирина Фокина.

– Да, творческим людям всегда было достаточно трудно в материальном плане, особенно когда идет смена эпох, обваливается экономика страны. Однако меня это никогда не пугало, – уверяет Ирина Васильевна. – Были сложные времена, когда денег мы почти не видели, а нужно было одной двух дочерей поднимать. Работы никакой не стыдилась. И в домах приходилось убираться, и на рынке успела постоять, тряпками поторговать: утром в валенках и фуфайке на рынке, а вечером – на репетиции к ребятам. Но я всегда твердо знала, что музыку не брошу, пройдут трудности – а они обязательно пройдут – и вернусь.

И она возвращалась. Набирала новый курс и отдавала всю себя обучению.

В Абакане петь любят все, и неважно, получается это или нет. Поют везде, стихийно рождая репертуар для застолий и свадеб, для веселья и печали. Неужели научиться петь может любой, независимо от того, наступил ли ему на ухо медведь, или все же зачатки музыкального слуха дают проблески?

– Я абсолютно уверена в том, что научиться петь может любой человек! – Ирина Васильевна профессионал, и мне сложно приводить хиленькие аргументы в пользу перфекционизма в этом направлении. – У меня была девочка, которая пела на одной ноте. Ну вот просто никаких интонаций! Год она проходила к нам, не сдаваясь и занимаясь упорно. И вот на одном из концертов как-то так получилось, что все дети одновременно забыли слова – музыка идет, а они стоят и молчат! Регина начала петь соло, потом подхватил весь коллектив, и номер был спасен! Потом она поступила в музыкальное училище, уехала в Германию и продолжила обучение там! То есть, чувство ритма можно развить. Я всегда всем детям говорю о том, что есть ли у вас, по вашему мнению или по мнению близких, голос, нет ли его – самое главное – ходите, регулярно занимайтесь, выполняйте все уроки и задания. И все таланты откроются. А еще у меня был ученик с ДЦП. Он просто приходил, пел, старался танцевать – в итоге ребенок, который до этого просто лежал, стал не только успешным в рамках нашего коллектива, но и в жизни. Сейчас это достаточно преуспевающий в Абакане человек.

– И чудес здесь никаких нет: мы поем, работает наша дыхательная система, играем на ложках – примитивные движения развивают моторику, танцуем несложные народные танцы – вот и простейшая нагрузка на все группы мышц. А когда ребенок одновременно и танцует, и поет, и играет, развиваются оба его мозговых полушария, уверяет Ирина Васильевна. – И чем раньше мы начинаем такие занятия, тем бОльшие возможности получает ребенок. Дети открываются, становятся более контактными, здоровыми.

Ирина Фокина не рекомендует начинать серьезно заниматься до 3 лет.

– С маленькими работать можно, но тяжело, – признается Ирина Васильевна. – Моим дочерям это дается лучше.

На вопрос, стоит ли ребенка заставлять ходить на занятия, делать уроки, регулярно, пусть и без удовольствия, Ирина Фокина ответила решительно:

– Да! Да! До определенного момента ребенок не может адекватно управлять своими желаниями, ему хочется и побегать, и поиграть, и повалять дурака, и не стоит убеждать его в том, что занятия принесут пользу потом, а сейчас нужно просто брать и делать. Он все равно ничего еще не поймет в силу возраста. Надо брать и вести. Вставать и заниматься. Я тоже в детстве и сбегала с уроков, была отпетой двоечницей, прятала дневники. Но моя бабушка сказала: «Ничего не знаю, дедушка хотел, значит, ты будешь!» А потом, когда закончила школу, села и задумалась: а я же больше ничего и не люблю, и не умею! Пошла в музыкальное училище, и поняла, что это мое призвание. Меня никогда больше ничего не интересовало, кроме музыки. У моих детей тоже была мечта, когда вырастут, пойти на улицу погулять, но этот период прошел, и они поняли, что вместе с работой они получают большие возможности. Мы много выступаем, и по России, и за рубеж выезжали. Это красиво, это красочно. Это здорово! Мы поем не только на работе – мы поем дома, когда заняты делами, в поездках.

– Мое мнение: если родители хотят, чтобы ребенок занимался музыкой, они должны настаивать на занятиях, – говорит Ирина Васильевна. – Музыкальное окружение воспитывает в нем вкус, интерес, его манеры и речь формируются параллельно с тем, что он слушает. Если родители не могут отказаться от прослушивания низкопробной музыки, пусть хотя бы для детей выбирают простые детские песенки. Я стараюсь общаться с родителями, и если вижу, что ребенок восприимчив к музыке, настаиваю на том, чтобы он занимался. У некоторых детей нет возможности по ряду причин ходить в школу. Тогда я отвожу его сама. Приезжаю к нему домой, забираю, привожу на занятия и потом возвращаю родителям. Перспективным детям нужно помогать, и такая ерунда, как нехватка времени у родителей или средств, не должна мешать развитию.

В Абакане сегодня работает много выпускников Ирины Фокиной. Иван Вислогузов и Сергей Сухов, Дмитрий Лепкин, Инна Меренкова, Олеся Фролова, Светлана Парсаева – эти имена известны далеко за пределами города.

Они перенимают методики работы своего педагога, внедряют в работу полученный от Ирины Васильевны опыт и мудрость.

Сегодня «Звонница» готовится к очередному концерту-смотру. На сцене детской школы искусств юные артистки оттачивают движения в танцах и игре, и поют, поют, поют.

– Ну вот, девочки, молодцы! А вам нравится? – Ирина Васильевна подмигивает родителям, наблюдающим за репетицией из зала. – И мне тоже! Давайте еще раз: «Золотые ворота, проходите, господа!…»

Анна СПАССКАЯ


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Защита от спама *