Вторник, Ноябрь 21, 2017

Погода в Абакане

Главная > Газета > Что волнует абаканских потребителей?

Что волнует абаканских потребителей?

В очередном выпуске «потребительского ликбеза» эксперт нашей рубрики начальник отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по РХ Вера УРМАЦКИХ прокомментирует свежую «порцию» обращений читателей «Абакана». Диапазон волнующих их проблем широк: от дополнительных платных медуслуг до прав при утере вещей мастерскими. Читайте и учитесь на чужих примерах и ошибках!

Прав ли потребитель, не пускающий в дом мастеров?

Заказал в одной из местных фирм встроенную мебель с установкой. У меня большие претензии и к качеству выполнения, заказа и к работе мастеров, устанавливающих его. Точнее, пытавшихся установить. Ибо больше пускать в свой дом горе-мастеров для продолжения работы я не намерен: явились нетрезвые, чуть не разгромили полкомнаты (а там у меня зеркальные шкафы и дорогая хрупкая посуда), пока неуклюже пытались «втиснуть» в отведенное место шкаф, с размерами которого «напортачили», так как он никак «не вписывался».

Больше не хочу связываться с этой фирмой. Написал ее руководителю претензию, в которой сообщаю о дефектной мебели, установке и проблеме с мастерами и требую вернуть мне деньги, или обращусь в суд. А после возврата денег – пусть забирают свое «мебельное художество» из моей квартиры под моим присмотром.

Однако руководитель фирмы донимает меня звонками о том, что хочет исправить ситуацию в досудебном порядке: прислать других мастеров и исправить все, что меня не устраивает. Представители фирмы даже приезжали ко мне домой, но я их не пустил, разговаривал через дверь, а они составили какую-то бумагу, это подтверждающую.

Я просто желаю забрать обратно свои деньги, а если мне их не выдадут по претензии, то через суд. Хочу уточнить: чем может грозить в суде мое нежелание пускать мастеров в квартиру для исправления ситуации? Были ли похожие местные ситуации?»

Константин Иванович Е.

Если дело дойдет до суда, то подобное поведение (нежелание идти на контакт при попытке досудебного разрешения конфликта) может обернуться против потребителя. Конечно, суд учтет и другие нюансы дела (которые из краткого описания ситуации не ясны).

Что касается конкретных примеров из судебной практики, то около пяти лет назад Абаканский городской суд, а затем Верховный суд РХ рассматривал похожее дело и встал на сторону индивидуального предпринимателя из-за нежелания потребителя дать возможность другой стороне исправить ситуацию.

Как и в вашем случае, спор между потребителем и предпринимателем разгорелся из-за некачественной мебели. Абаканец заключил договор на изготовление комода и шкафа. Цена вопроса – около 40 тыс. рублей. Но новая мебель оказалась «дефектной». Обнаружилось, что часть недостатков – производственного характера, а часть – эксплуатационного.

«Подкованный» покупатель предъявил изготовителю мебели претензию, в которой дал ему неделю на устранение проблем. Однако тот не исправил ситуацию. Не достигнув согласия, потребитель подал на предпринимателя в суд с требованиями расторгнуть договор и вернуть уплаченные за мебель деньги. Естественно, надеясь выиграть дело. Ведь дефекты-то подтвердились! Но в этом случае суд встал на сторону продавца.

В истории, на первый взгляд очевидной, оказались «подводные камни», меняющие дело и исход судебного разбирательства. Продавец предоставил суду убедительные доказательства того, что не смог устранить дефекты не потому, что не хотел. А потому что не мог. И по вине покупателя. Как оказалось, тот в данный им же для решения проблемы срок не шел на контакт. Даже не отвечал на телефонные звонки и СМС-сообщения покупателя, не говоря уже о том, чтобы пустить мастеров в свое жилище и предоставить им попытку починить мебель и/или заменить ее бракованные детали.

В итоге суд «расценил позицию потребителя как злоупотребление своим правом» и отказал в удовлетворении иска. Эта история – урок не только для потребителей, но и для продавцов, которым тоже не мешает задумываться о доказательствах: на случай, если их права будут задеты.

Дополнительные платные медуслуги:

должны ли спрашивать согласие пациента?

Скоро мне предстоит платная операция и лечение в одной из больниц Новосибирска. Раньше с платной медициной почти не сталкивалась, поэтому опасений много. Так как это – медицинские услуги, а я – их потребитель, хочу узнать ответ на самый волнующий меня вопрос.

Предположим, в процессе моего лечения возникнет необходимость в каких-то непредусмотренных договором платных услугах. Как этот вопрос решается по закону? Мне их окажут без моего ведома, а потом поставят в известность и заставят платить? А если эти допуслуги понадобится оказать, когда я буду под наркозом и не смогу выразить своего согласия? Например, они потребуются, чтобы спасти жизнь в непредвиденной ситуации? Как тогда поступят со мной по закону?

Светлана Владимировна М.

Если во время предоставления платных медицинских услуг потребуются дополнительные услуги, не предусмотренных договором, исполнитель обязан предупредить об этом потребителя. Без его согласия исполнитель НЕ ВПРАВЕ предоставлять дополнительные медицинские услуги на возмездной основе. А если они были оказаны без его ведома – потребитель имеет право отказаться за них платить.

Что касается ситуаций, когда пациент-потребитель медуслуг по объективным причинам не может выразить свое согласие/несогласие, но возникла необходимость в дополнительных услугах по экстренным показаниям для устранения угрозы жизни потребителя при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострениях хронических заболеваний, то их обязаны оказать БЕЗ ВЗИМАНИЯ ПЛАТЫ в соответствии с Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Обязан ли покупатель приобретать поврежденные при примерке вещи?

Во время примерки платья у него сломалась «молния», и продавцы стали меня стыдить и требовать купить платье, хотя оно мне не подошло. Однако после скандала я отказалась: настаивала на том, что это застежка у вещи была некачественной. Муж оказался в похожей ситуации с «молнией» при примерке ботинок. Его продавцы заставили заплатить «за ремонт поврежденной обуви», хотя причина тоже могла быть в некачественной обуви или отдельно взятой застежке. Никто не разбирался! На него налетели продавцы, устроили скандал, и он заплатил названную «с потолка» сумму, чтобы замять конфликт.

Хочу уточнить: обязан ли покупатель по закону покупать случайно испорченную во время примерки одежду или оплачивать ее ремонт?

Марина Валерьевна Д.

Потребители часто жалуются, что во время примерок одежды, при ее случайном повреждении, продавцы стараются вынудить их купить поврежденные вещи (независимо от того, подошли они им или нет). Или, как вариант, оплатить их ремонт.

Не все знают: если товар был поврежден до того, как вы за него рассчитались и вам вручили чек, вы ответственности за него не несете. Ст. 211 Гражданского кодекса гласит: «Риск случайной гибели имущества несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором». До того, как у вас в руках окажется чек, договор купли-продажи считается не заключенным. А это значит, что отвечает за сохранность товара предприниматель. К примеру, для этого он может нанять продавцов-консультантов, чтобы те следили за примерочным процессом: подбирали подходящие покупателям размеры вещей и помогали застегивать молнии, если у кого-то это плохо получается и может грозить поломкой застежек.

Компенсируют ли мастерские утерю заказов?

Обратилась в одну из абаканских мастерских по ремонту и пошиву одежды по поводу переделки шубы (не новой, но натуральной и три года назад приобретенной по высокой цене, что могу подтвердить сохранившимися магазинными чеками).

В мастерской шубу в работу приняли, однако подтверждающих это документов не выдали. Записали на двух кусочках бумаги вид и стоимость работ и мою фамилию. Сказали, что у них так принято и проблем никогда не было. Одну бумажку отдали мне, другую прикрепили к шубе. Я была с родственницей, которая тоже все это видела.

Потом мастерская переезжала. Обратилась узнать, как там обстоят дела с моей шубой? Но мне ответили, что еще не разобрали все вещи после переезда. Посоветовали зайти позже.

Теперь беспокоюсь: а если мою шубу потеряют или сделают вид, что потеряли? Что тогда? Несут ли мастерские какую-то ответственность за утерю вещей, пусть и б/у? Обязаны ли компенсировать их владельцам ущерб?

Татьяна Павловна П.

Согласно Правилам бытового обслуживания населения в РФ «в случае полной или частичной утраты (повреждения) материала (вещи), принятого от потребителя, исполнитель обязан в 3-дневный срок заменить его однородным материалом (вещью) аналогичного качества и по желанию потребителя изготовить изделие из однородного материала (вещи) в разумный срок, а при отсутствии однородного материала (вещи) аналогичного качества возместить потребителю двукратную цену утраченного (поврежденного) материала (вещи), а также расходы, понесенные потребителем».

Законом не запрещается доказывать, что вы сдавали вещь в ремонт в конкретную мастерскую (в случае отсутствия подтверждающих документов) и без подтверждающих документов, другими способами. Например, опираясь на свидетельские показания. Но на будущее запомните: в мастерских по требованию клиентов обязаны выдавать документы о приеме вещей. Настаивайте на этом в следующий раз.

Удачи в отстаивании прав!

Подготовила Татьяна ЗЫКОВА


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Защита от спама *