Среда, Февраль 21, 2018

  /  Погода в Абакане

Главная > Газета > Учебная практика: от Владивостока до Ялты

Учебная практика: от Владивостока до Ялты

Практика – неотъемлемая часть подготовки специалистов в высших образовательных учреждениях. Это реальный шанс для многих молодых людей проявить способности, зарекомендовать себя с хорошей стороны и в будущем быть успешно трудоустроенным. В прошлом учебном году около пяти тысяч студентов главного вуза республики прошли учебную и производственную практики. Ребята не только освоили азы будущей профессиональной деятельности, но и попробовали свои силы в полевых условиях.

Так, будущие биологи и экологи Хакасии побывали на выездных экскурсиях, где под чутким руководством своих наставников поучились применять полученные знания на практике. Среди мест посещения – заповедник «Хакасский», национальный парк «Шушенский бор» и природный парк «Ергаки». А студенты-историки провели археологические раскопки на уникальной стоянке древнего человека в тайге Таштыпского района Республики Хакасия.

«Практика позволяет студентам получить практические навыки работы по будущей специальности, содействует проверке и закреплению теоретических знаний, а также установлению тесной связи образовательной структуры с предприятиями и организациями соответствующих профилей, – отмечает руководитель производственной практики ХГУ Лариса Петракова.

С целью организации летней педагогической практики вузом задействованы 17 загородных лагерей на территории Хакасии, Тывы, Минусинского района и юга Красноярского края, а также всероссийский детский центр «Океан» (г. Владивосток) и международный детский лагерь «Артек» (г. Ялта). Ребята попробовали себя в роли вожатых, воспитателей и их помощников, инструкторов по физкультурно-оздоровительной работе, руководителей различных кружков, инструкторов по досугу.

– Лариса Васильевна, в чем главная цель любой практики?

– Организация и проведение практики направлены на выполнение государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки специалистов, бакалавров, магистров в соответствии с получаемой основной профессиональной образовательной программой и присваиваемой квалификацией. При ее проведении учитываются непрерывность, комплексность, последовательность овладения студентами профессиональной деятельностью в соответствии с программой практики, предусматривающей логическую взаимосвязь и сочетание как теоретического, так и практического обучения.

– Какие в вузе существуют виды практики?

– Существует два основных вида практик – учебная и производственная. Разновидностями последней также можно назвать педагогическую, научно-исследовательскую и преддипломную.

Учебная практика предполагает первичное знакомство с основами и спецификой будущей профессиональной деятельности, помогает освоить азы выбранной специальности и приобрести навыки научно-исследовательской работы. Это музейная, творческая, археологическая, архивная, этнологическая, культурно-просветительская, исполнительская и другие. У будущих биологов, агрономов, историков и экологов учебная практика проходит в полевых условиях, поскольку экспедиционные выезды являются одной из целесообразных и эффективных форм организации такой практики.

Производственная практика направлена на закрепление теоретических знаний, полученных студентами в стенах вуза, путем изучения опыта работы предприятий, учреждений, организаций, овладения производственными навыками и передовыми методами труда по выбранной специальности. А это, как правило, становится возможным только путем непосредственного знакомства с трудовым процессом на реальном рабочем месте. Такая практика помогает студенту не только анализировать свои возможности, но и психологически и практически подготовиться к будущей профессии.

Отдельно хотелось бы рассказать о практике, в процессе которой студент овладевает основами педагогического мастерства. Ее содержание реализуется в ходе выполнения профессиональных функций, соответствующих сфере деятельности будущих специалистов: учителя, классного руководителя, преподавателя, педагога дополнительного образования, воспитателя детского коллектива, педагога-психолога, логопеда. А также через участие в опытно-экспериментальной и методической работе образовательного учреждения и непосредственного контакта с родителями. К примеру, студенты направления подготовки «Педагогическое образование» (профиль «Музыка») ежегодно демонстрируют свой опыт, полученный во время прохождения практики, на конкурсах профессионального мастерства, в их числе «Учитель, которого ждут» и «Все цвета радуги».

Особое место среди практик занимает летняя педагогическая практика, организуемая в загородных детских оздоровительных учреждениях и пришкольных лагерях дневного пребывания ребят. Студент-практикант живет вместе со своими воспитанниками 24 часа в сутки, принимает самостоятельные решения, проявляет организаторские и творческие способности. Он не только организует воспитательную работу с детьми, но и несет юридическую ответственность за их жизнь и здоровье.

Научно-исследовательская практика направлена на углубление и систематизацию теоретико-методологической подготовки, а также приобретение и совершенствование практических навыков выполнения опытно-экспериментальной работы. Студенты комментируют, реферируют и обобщают результаты научных исследований с использованием современных методик и методологий, а также передового отечественного и зарубежного опыта.

Кроме того, обязательной для всех студентов является преддипломная практика. Ее цель – подготовка к защите выпускной квалификационной работы как результата проведения исследования и обобщения полученных материалов.

Организация производственных и преддипломных практик позволяет университету установить долгосрочные партнерские отношения с предприятиями и организациями различных форм собственности по основным направлениям профессиональной деятельности будущих специалистов.

Результаты всех видов практик традиционно представляются студентами на итоговых конференциях в виде фотоотчетов, мультимедиа-презентаций, видеотрансляций с приглашением потенциальных работодателей и студентов младших курсов.

– В каких организациях могут проходить практику студенты?

– Как правило, базами для прохождения производственных и преддипломных практик выступают организации и учреждения Республики Хакасия, юга Красноярского края и Республики Тыва: правоохранительные органы, органы государственной власти и самоуправления, образовательные и строительные организации, учреждения здравоохранения, управления социальной защиты, а также коммерческие и некоммерческие предприятия. Многие из них определяются с учетом перспектив дальнейшего трудоустройства и карьерного роста студентов.

Помимо внешних партнеров (предприятий, учреждений, организаций) базами для проведения практики студентов служат также и структурные подразделения университета: кафедры, музыкальный, педагогический, сельскохозяйственный колледжи, юридическая клиника Института истории и права, учебные швейные мастерские Института информационных технологий и инженерного образования, центр корпоративных коммуникаций Управления по информационной политике и взаимодействию с внешними партнерами. К примеру, будущие юристы оказывают правовую помощь населению посредством интервьюирования, консультирования, составления юридических документов, представительства в суде и так далее. А юные модельеры могут потрудиться над созданием своих неповторимых авторских коллекций в учебных швейных мастерских Института информационных технологий и инженерного образования.

– Где студенты могут найти необходимую информацию по практике?

– Учебно-методические разработки для всех видов практики доступны каждому студенту, так как они представлены в электронном виде на учебном портале вуза. Также по любым вопросам организации практики молодые люди могут получить консультационную помощь у специалистов отдела практик и содействия трудоустройству выпускников.

Какие еще положительные моменты вы бы могли назвать для студента при прохождении практики?

– Многие материалы, полученные студентами в ходе прохождения практики, представляют научный и практический интерес для работодателей. Их проекты часто используются в учебном процессе университета, рекомендуются к публикациям и внедрению, докладываются на научно-практических конференциях, как регионального и всероссийского уровней, так и международного. А также имеют продолжение в выпускных квалификационных работах студентов.

В период прохождения практики некоторых студентов оформляют в организациях на вакантные места (агрономы, ветеринары, журналисты). После чего многие из них заносятся в кадровый резерв работодателей или по окончании обучения приглашаются к дальнейшему сотрудничеству.

Многие работодатели отмечают качественную подготовку абаканских студентов, их активное участие в реализации воспитательно-образовательных программ, а также проявление творческих и профессиональных навыков.

Инга ТАЛАХАДЗЕ


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Защита от спама *