Вторник, Октябрь 16, 2018

  /  Погода в Абакане

Главная > Газета > «Старший сын» в театре кукол «Сказка»

«Старший сын» в театре кукол «Сказка»

Премьера спектакля «Старший сын» в Хакасском национальном театре кукол «Сказка» состоялась 13 октября. Для работы над спектаклем был приглашён режиссёр из Санкт-Петербурга Александр Янович Стависский доцент, преподаватель актерского мастерства и режиссуры, руководитель актерского курса на факультете театра кукол Российского государственного института сценических искусств. За плечами у Александра множество постановок в театрах кукол не только по всей России, но и за рубежом.

Впервые Александр Стависский посетил Абакан на IX Международном эколого-этническом фестивале «Чир Чайаан» в начале июля в качестве руководителя лаборатории режиссёров театров кукол и именно тогда между режиссёром и театром возникла договорённость, что уже в августе он вернётся для работы над новым спектаклем.

Материалом для новой постановки была выбрана пьеса Александра Вампилова «Старший сын». Театру кукол «Сказка» нравится удивлять зрителя. Ещё не успела отгреметь премьера спектакля «Мария Стюарт» по пьесе Ф. Шиллера, представленная на суд зрителей в рамках IX Международного эколого-этнического фестиваля «Чир Чайаан», ставшая первой постановкой данной пьесы в театре кукол. Теперь – «Старший сын». Классический драматический материал и снова в театре кукол.

Почему?

Александр Стависский: Сейчас классические драмы в театрах кукол идут по всему миру. Театр кукол настолько раздвинул свои собственные границы. Такое многообразие форм, способов существования, принципов, направлений демонстрирует театр кукол, что, скорее, это у театра кукол все берут в займы, нежели наоборот. Современный театр кукол демонстрирует колоссальные возможности. На сегодняшний день в Петербурге только плохая драма не использует средства театра кукол. Сейчас очень много спектаклей драматических, куда обязательно стараются куклу внести. То есть, в каком-то смысле, драматический театр стал пользоваться спецификой театра кукол, потому что, видимо, не хватает собственного языка. Отчасти связано это с тем, что девальвируется отношение к слову, время изменилось, и побеждает синтетическое отношение к зрелищу. На данный момент современное искусство тяготеет к пластике, к синтезу, а это всё в себя вмещает театр кукол.

Отдельной похвалы заслуживает сценическое решение спектакля. В качестве художника-постановщика для работы над сценографией, также из Санкт-Петербурга, был приглашен Валерий Полуновский.

Александр Стависский: Мы с Валерием давно знакомы. Во-первых, мы вместе учились на одном потоке, я на режиссёрском, он – на художника. И сейчас работаем вместе в академии: я веду режиссёрский и актёрский курс, он – курс художников. А во-вторых, нам интересно работать вместе. Идея поставить «Старшего сына» практически одновременно возникла у нас обоих. И почему в театре кукол – поскольку в материале пьесы, по сути комической, заложен фрагмент метаистории, что делает данную пьесу не просто возможной для постановки в театре кукол, а необходимой.

В своём «Старшем сыне» Александр Стависский попытался вывести одним из планов легенду о блудном сыне, заложенную дополнительным смыслом в ткань пьесы спектакля. Когда в основной декорации в очередной раз открывается одно из окон, мы видим маленького сгорбленного человека в лохмотьях не спеша куда-то идущего, а потом в этом же окне появляются огромные ноги. Маленький человек бежит, пытается догнать ноги, но они только удаляются. В конце эпизода блудному сыну всё же удаётся догнать отца, и он ласково прижимается к одной из ног. Легенда о блудном сыне – сквозная тема пьесы, а теперь уже и спектакля. Благодаря раскрытию этой легенды, с помощью средств театра кукол, в совершенно новом свете открывается нам Бусыгин. А именно он здесь блудный сын, обретший дом в доме «блаженного» Сарафанова, и сам Сарафанов и слова его в самом конце спектакля: «Все вы мои дети» — обретают для нас совсем иной смысл.

Основная декорация формальна. Она же и стена барака, она же и стена в квартире Сарафанова, сквозь просветы которой видна газета, сделанная в полную высоту сцены, невзначай повествующая нам о событиях того времени. Иногда в этой стене открываются окна, и за каждым таким окном целая чья-то жизнь, чьи-то горести и радости.

Несмотря на то, что в данной постановке не так много сцен, где задействованы куклы, кукольного в спектакле больше, чем кажется.

Александр Стависский: Мы попытались сложить некий экстракт эпохи из нескольких элементов. Например, задник сцены состоит из газет советских времен. Это прекрасная фактура, которая несёт мощную смысловую нагрузку – она и горизонт, она и светлое будущее, она и дальняя даль. Посреди сцены стоит декорация дома, по сути, плоская ширма во всю сцену, которая выполняет функции и интерьера и экстерьера, целиком работающая на зрителя. Она, конечно, условна, но этот условный язык зритель принимает и понимает. По элементам: песочница на сцене, которая казалась бы обычная песочница, а в ней разыгрываются такие бури и трагедии, качели – символ выбора, турник – нормы ГТО и т.д. – по этим элементам легко угадывается эпоха. Музыкальное оформление также условно – там и дворовые песни, романсы, но там и запрещённый в советское время рок-н-ролл. Все эти условности художественно работают и являются частью символизма театра кукол.

В том виде, в котором нам довелось посмотреть пьесу «Старший сын» в Хакасском национальном театре кукол «Сказка» стало возможно именно благодаря искусству театра кукол, художественным средствам выражения доступным только театру кукол. Несмотря на то, что 80% игры в спектакле – это живой план и только 20% — куклы, актёры, играя живым планом, продолжают оставаться кукольниками и их умение видеть персонажа рядом с собой, уже это, делает данную постановку совершенно особенной.

Наталья КОКАРЕВА


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Защита от спама *