Вторник, Октябрь 16, 2018

  /  Погода в Абакане

Главная > Газета > О жизни Еврейской общины Абакана – из первых уст

О жизни Еврейской общины Абакана – из первых уст

С Новым, 5778 годом! Да, да на минувшей неделе для части абаканцев наступил Новый Год. 21 сентября Еврейская община города Абакана, как и их единоверцы со всего мира, праздновала наступление еврейского Нового года – Рош-Ашана. В чем суть этого праздника, а также о жизни еврейской общины Абакана — в беседе с ее руководителем Григорием ПЕХОТНИКОМ.

– Рош-Ашана – не просто начало, Рош-Ашана первый день месяца осенних праздников Тишрей, не только день, которым начинается новый год, это именно глава года. Подобно тому, как в голове находится мозг, управляющий всем телом, так и этот день задает направление и формирует поведение еврея в течение всего года. Рош-Ашана является символом сотворения Всевышним нашего мира, а, точнее, шестого дня, того самого дня, когда наш Бог создал первого человека и нарек его Адамом. С давних времен считалось, что именно в Рош-Ашана Господь Бог записывает центральные события, которые должны произойти с людьми в будущем году, в Книгу Жизни. Иными словами, именно в канун еврейского Нового года предопределяется судьба человечества на весь год вперед. Богослужения в Рош-Ашана призваны направить мысли каждого человека на самоанализ и искреннюю исповедь перед Богом и самим собой, — рассказывает руководитель Местной религиозной организации ортодоксального иудаизма «Еврейская Община г. Абакана» Григорий ПЕХОТНИК.

Вот уже второй год еврейская община Абакана имеет возможность отмечать этот важный праздник в новом культурном центре – здесь в одном здании находятся синагога, залы для проведения праздничных мероприятий, библиотека, аудитории для курсов иврита и изучения еврейской традиции. До этого на протяжении многих лет члены еврейской общины собирались в небольшой съемной комнатке. Интересуюсь у Григория Давидовича, стало ли в связи с открытием нового большого культурного центра, в котором есть и синагога, больше членов общины?

– В новый культурный центр приходят те же люди, кто приходил на наши встречи, праздники раньше, в строе здание. Но это личное дело каждого – если у него есть внутренняя потребность прийти в синагогу, он придет, если нет — никто его не заставит. Еврейской общине Абакана скоро будет 18 лет, можно сказать, что на протяжении этих 18 лет на наши встречи приходят одни и те же люди. К сожалению, пожилые люди уходят, а вот молодежи, хотелось бы, чтобы было больше среди членов нашей общины. Сегодня средний возраст прихожан нашей общины – лет 50-60, то есть, в основном, это пенсионеры. Еженедельно на Шаббат приходит человек 15-20, на праздники собирается около 70 человек, рассказывает Григорий Пехотник.

На торжественной церемонии открытия еврейского общинного центра в Абакане главный раввин России Берл Лазар отмечал, что появление синагоги особенно важно для городов с новыми общинами – тех, где евреи живут лишь в течение нескольких последних поколений, где нет многовековой традиции еврейской жизни. Сегодня в Абакане, по словам Григория Пехотника, еврейская община составляет около 120-130 человек. К сожалению, на своем языке говорят лишь единицы. Этот пробел и должен восполнить новый культурный центр, по планам здесь будут организованы языковые курсы, уже есть и преподаватель. Сам Григорий Давидович на идише говорит свободно – ведь вырос он и школу заканчивал в украинском городе Винница, где была традиция еврейской жизни.

– У нас в семье соблюдали все еврейские традиции, мама и бабушка были людьми религиозными, на идише говорили и дома, и на улице со сверстниками я также общался на идише. В 1945 году пошел в Виннице в еврейскую школу, через год она стала украинской, хотя все учителя остались прежними, еврейскими, — улыбаясь, рассказывает Григорий Давидович.

В Абакане житель Винницы Григорий Пехотник оказался уже в 1969 году, когда он, офицер советской армии, был направлен служить в Хакасию. С тех пор так и остался здесь жить.

– Еврейской общины в те годы здесь не было, на языке особо разговаривать было не с кем, так с супругой перекинемся парой фраз, да больше сам с собой разговаривал, — вспоминает сегодня руководитель общины.

Община появилась лишь в 2000-ом году, руководитель еврейской общины Красноярска предложил создать такую и в Абакане.

– Я в то время работал в методкабинете Управления образования администрации города, помню, пришли ко мне три еврея и предложили создать общину. Я тогда отказывался, так как считал, что евреев в Абакане мало и создавать общественную организацию не имеет никакого смысла. Но мы провели Пейсах, праздник еврейской Пасхи – люди собрались, решили создавать организацию и меня избрали председателем. Позже мы оформили все необходимые документы, так и организовалась еврейская община города Абакана, — рассказывает Григорий Давидович.

Как особо отмечает мой собеседник, община создавалась, прежде всего, в религиозных целях: чтобы евреи из числа жителей Абакана соблюдали все религиозные традиции своего народа, знали культуру, язык, историю еврейского народа, выполняли все заповеди. И вот на протяжении почти 18 лет всем эти и занимается община: вместе отмечают все религиозные праздники, изучают историю еврейского народа, собираются на Шаббат. Как мы уже отмечали, уже два года в Абакане есть синагога, а вот раввина в нашем городе нет.

– Я и руководитель организации, и за раввина в общине. Раввина и его семью должна содержать община. У нас в Абакане община малочисленна, да и нет у нас таких богатых евреев, чтобы содержать раввина. Да даже синагоги у нас могло не появиться в городе, это просто так благоприятно для нас сложились обстоятельства, получился подарок для нас от Федерации еврейских общин России. Посмотрите, есть города с гораздо большим населением, чем Абакан, где и еврейская община многочисленнее. Так что нам повезло, что у нас появилась синагога, — отмечает Григорий Пехотник.

Нет у нас в городе и многого из необходимой для еврейской общины инфраструктуры – в частности, кошерных магазинов. Хотя, как отмечает мой собеседник, в Абакане кошерные магазины и не нужны:

– Это дорогое удовольствие, а члены нашей общины – в основном, пенсионеры, так что кошерный магазин в Абакане не будет работать. Да, при необходимости кошерную пищу мы сами можем приготовить, считает Григорий Пехотник.

Большинство из нас, современных жителей Хакасии, о еврейской культуре знает лишь немного, да и то по сложившимся в художественной литературе, фильмах стереотипах. Вот и прошу своего собеседника прокомментировать некоторые из распространенных стереотипов.

– Григорий Давидович, в литературе часто евреев изображают как умных, хитрых людей. Откуда такое и так ли это в действительности?

– Еврейские дети рождаются точно такими же, как все. Но вот в три года ребенок уже должен уметь читать, в пять лет – он должен читать Тору, а в 13 лет читает Тору как взрослый. Тора – это инструкция жизни, там прописаны ответы на все жизненные вопросы.

– Часто в анекдотах, фильмах говорится об «идиш-маме» — мама действительно и в современном мире оказывает большое влияние на выбор второй половинки своих детей?

– Мама в еврейских семьях обладает и сегодня большим влиянием. Папа – главный в семье, но мама – хранительница очага, поэтому она заботится о том, чтобы и в семьях ее детей соблюдались еврейские традиции. Но сегодня уже не во всех семьях придерживаются правила заключать браки только среди еврейского населения.

Как отмечает Григорий Пехотник, стереотипы и сегодня распространены. У части людей до сих пор о евреях такое представление, что они «правят миром», «все везде захватили».

– А спроси у конкретного человека, что плохого тебе сделали евреи, он не найдет что сказать. Вот чтобы бороться с такими стереотипами, и нужны национальные общественные организации – мы знакомим представителей других народов с нашей культурой, традицией. Ведь в многообразии народов, сохранении их национальных культур залог мира в нашей большой стране России.

Ольга КАРАЧАКОВА,

Фото — из архива Еврейской общины Абакана


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Защита от спама *