Суббота, Октябрь 21, 2017

Погода в Абакане

Главная > Газета > Готовность к школе – с точки зрения науки

Готовность к школе – с точки зрения науки

Ученые Хакасского госуниверситета получили грантовую поддержку вуза на реализацию исследовательского проекта «Инновационное программное обеспечение для комплексной диагностики готовности детей к обучению в школе». Комплексная диагностика школьной зрелости дает возможность прогнозировать вероятные трудности и разрабатывать индивидуальные программы эффективного сопровождения детей при подготовке к школе, сохраняя при этом физическое и психическое здоровье ребенка. Решение этой проблемы позволит повысить качество обучения и создать фундамент для дальнейшего профессионального образования. Научные изыскания авторов рассчитаны на год. Одним из итогов работы станет разработка специализированной компьютерной программы и получение свидетельства о государственной регистрации.

«К каждому ребенку должен быть индивидуальный подход, его познавательные процессы (внимание, память, мышление, восприятие, речь и другие) определяются прежде всего его биологическим развитием (физическим и моторным развитием, биологическим возрастом, степенью зрелости коры головного мозга), – отметила руководитель проекта, кандидат биологических наук, заведующая кафедрой общепрофессиональных дисциплин медико-психолого-социального института ХГУ Ольга ЧУДИНОВА. – Системная, комплексная и целенаправленная работа с детьми дошкольного возраста, а также учениками начальных классов необходима для решения важной педагогической, психологической и социальной проблемы – обеспечения равных стартовых возможностей детей».

Согласно исследованиям Института возрастной физиологии Российской академии образования 80–90% детей от 6 до 7 лет имеют различные нарушения физического здоровья, 18–20% – пограничные отклонения психического здоровья, 60% – нарушения речевого развития, 35% – несформированность зрительно-пространственного восприятия, 30% – несформированность сложно координированных движений руки и графических навыков, а более 70% детей – несформированность интегративных функций (зрительно-моторных, слухо-моторных и сенсомоторных координаций), 13% – компенсаторную леворукость, сопряженную с нарушением речевого развития, и 25% – замедленный темп деятельности.

– Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием сегодня особенно актуальна, – поясняет автор. – В последние годы на фоне интенсивного обучения, внедрения новых усложненных программ и технологий, создания инновационных учреждений значительно увеличилось количество детей, неспособных справиться с учебной нагрузкой и успешно адаптироваться к школьной жизни. С началом школьного обучения резко возрастает нагрузка на организм ребенка. Систематическая учебная деятельность, большой объем новой информации, изменение привычного распорядка дня, пребывание в большом школьном коллективе требует значительного напряжения умственных и физических сил. Не всегда организм оказывается готов к такой нагрузке.

Успешное решение задач развития личности и сохранения здоровья ребенка, повышение эффективности обучения во многом определяется тем, насколько учитывается уровень его подготовки к школе. Причем во всех исследованиях (физиологических, психологических, педагогических) выявлен тот факт, что более продуктивными они будут только в том случае, если первоклассник обладает необходимыми и достаточными для начального этапа обучения качествами, которые затем в учебном процессе развиваются и совершенствуются.

– Ольга Владимировна, как возникла идея проведения подобного рода исследований?

– Интерес к данной проблеме возник еще при выполнении диссертационного исследования, посвященного изучению сенсорного обеспечения коммуникативного поведения в онтогенезе. Исследуя роль зрения, слуха, тактильной чувствительности в коммуникациях детей дошкольного возраста, необходимо было определить физическое, сенсорное, моторное развитие детей, а также биологический возраст и его соответствие календарному. Причем не только у обычных детей, но и с различными сенсорными нарушениями (зрения, слуха). Данные исследования показали, что биологический возраст детей, то есть возраст биологического развития, перед школой может отставать от календарного. И как показывала практика, такие ребята, а также дети, имеющие нарушения физического, моторного, сенсомоторного, психофизиологического развития, с началом школьного обучения испытывали множество трудностей.

– В чем заключается практическая значимость проекта?

– Комплексная (физиологическая, психофизиологическая) диагностика готовности ребенка к обучению в школе позволит предупредить физиологическую и психологическую дезадаптацию детей в связи с началом систематического школьного обучения, сохранив при этом их физическое и психическое здоровье. Следовательно, повысить качество обучения в общеобразовательной школе и создать условия для дальнейшего профессионального образования.

Таким образом, программное обеспечение для комплексной диагностики готовности детей к школе может использоваться в образовательных учреждениях разного уровня:

— в дошкольных образовательных учреждениях – педагогами, психологами, медицинскими работниками для оценки готовности выпускника ДОУ к дальнейшему обучению в школе;

— в общеобразовательных учреждениях – учителем, психологами, медицинскими работниками для профилактики школьных трудностей и контроля физического развития детей;

— в детских развивающих центрах для оценки школьной зрелости ребенка.

– Что такое школьная зрелость, или готовность ребенка к обучению в школе?

– Готовность к обучению в школе – это многофакторная характеристика развития ребенка, которая должна быть интегральной, то есть включать все стороны его развития − социальные, психологические и физиологические, в том числе как слабые, так и сильные.

Комплексная диагностика разрабатываемой нами компьютерной программы включает оценку физического развития, биологического возраста и соответствия его календарному возрасту, моторного, познавательного (внимания, памяти, зрительно-пространственного восприятия, мышления, речи, организации произвольной деятельности), социально-коммуникативного и эмоционального развития. Кроме того, такие аспекты, как оценка состояния здоровья, личностного и художественно-эстетического развития, планируется в перспективе также оценивать компьютеризированным способом.

Школьная зрелость – это тот уровень морфофизиологического и психофизиологического развития, при котором требования систематического обучения не являются чрезмерными и не приводят к нарушению здоровья, а также физиологической и психологической дезадаптации и снижению успешности обучения. Даже при наличии высокого уровня развития умственных способностей часто болеющие, физически ослабленные дети испытывают трудности в обучении. В возрасте 5–7 лет происходит существенная перестройка всех физиологических систем организма. К началу школьного обучения эта перестройка еще не окончена, и в школьные годы продолжается активное физиологическое и психофизиологическое развитие. Таким образом, физиологическая готовность в значительной степени обусловливает остальные аспекты школьной зрелости: специальную и психологическую готовность – развитие школьно-необходимых функций.

Специальная готовность включает умения и навыки, которые необходимы для освоения чтения, письма и счета. Формирование навыков чтения и письма в старшем дошкольном возрасте при правильно организованном обучении на базе игровой деятельности вполне возможно у многих детей, но не у всех. Критическим для интенсификации обучения письменной речи является созревание коры больших полушарий. Если у дошкольника к моменту начала освоения этих навыков кортикальные области не достигли необходимой зрелости, то обучение будет неэффективным и может отвратить ребенка от учения вообще. В связи с этим чрезвычайно важна диагностика степени развития моторных, сенсорных и сенсомоторных функций у части детей, относящихся к ретардантам, то есть развивающихся замедленно по сравнению с остальными детьми.

Психологическая готовность включает интеллектуальную, личностную и эмоционально-волевую сферы. Под интеллектуальной готовностью обычно понимают необходимый уровень развития основных психических процессов (достаточную точность и тонкость восприятия сенсорной информации; хорошую сенсомоторную координацию и двигательную ловкость; способность устанавливать связи между основными признаками и явлениями внешних событий, что является основой аналитического мышления; хорошо развитую произвольную память с ослаблением роли ее механической формы; достаточное развитие мелкой моторики руки; овладение на слух разговорной речью на основе достаточно развитого фонематического слуха; начальное овладение символическими операциями; зрелость мотивационной системы ребенка, обеспечивающей его способность тратить усилия для получения новых знаний). Личностная готовность предполагает определенный уровень развития мотивационной сферы в виде системы мотивов поведения, а также способность произвольного управления своим поведением.

– Планируете ли вы в перспективе еще подобные интересные исследовательские проекты или же продолжите работу в этом направлении?

– Представляет интерес исследование региональных этнических, возрастных, половых особенностей готовности детей к школьному обучению. В дальнейшем планируется создание Центра по предшкольной подготовке детей на базе ХГУ им. Н.Ф. Катанова с целью комплексной диагностики готовности детей к обучению в школе, разработки и осуществления индивидуальных программ по предшкольной подготовке, физиолого-психологического сопровождения предшкольной подготовки, профилактики и коррекции школьных трудностей с участием физиолога, психолога, педагога дошкольного образования, педиатра и детского невролога.

– Как, по вашему мнению, лучше всего можно подготовить ребенка к школе?

– Варианты подготовки детей к школе могут быть разнообразными – в дошкольных образовательных учреждениях, в детских центрах, в виде индивидуальных занятий, что зависит от социально-экономических условий, возможностей родителей получить квалифицированную консультативную помощь, квалификации специалистов, ведущих подготовку детей в учреждениях образования. Главное − индивидуальная подготовка к школе должна быть направлена на комплексное развитие ребенка и формирование школьно-значимых функций.

– Ваши напутствия детям и родителям нашего города…

– Занятия с ребенком – это не обучение его письму, чтению, математике, а комплексная система индивидуального развития. Для разработки такой системы необходимо знать уровень психофизиологического развития ребенка. Важно помнить слова Л.С. Выготского: «Только то обучение в детском возрасте хорошо, которое забегает вперед развития и ведет развитие за собой. Но обучать ребенка возможно только тому, чему он уже способен обучаться».

Инга ТАЛАХАДЗЕ


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Защита от спама *