Среда, Декабрь 12, 2018

  /  Погода в Абакане

Главная > Журнал > Отмотаем время назад: задушевный разговор с Белой Волчицей

Отмотаем время назад: задушевный разговор с Белой Волчицей

В этом году Международный эколого-этнический фестиваль кукол «Чир-Чайаан» прошел без заслуженной артистки РСФСР, народной артистки Хакасии Алисы КЫЗЛАСОВОЙ. Она была его узнаваемым символом (да что там: одним из символов республики) в образе праматери тюркского народа – Белой Волчицы (Ах Пюр Иней), в котором встречала гостей региона. Но, кроме этой знаковой роли, она сыграла десятки других женщин. Счастливых и не очень, простодушных и коварных, богатых и бедных… Пропустила через себя множество чужих жизней, характеров, мыслей, не только как актриса, но и как драматург. А еще она была добрым, мудрым человеком и обаятельной женщиной.

Год назад ее не стало. В это до сих пор не верится.

Мне повезло беседовать с Алисой Алексеевной не раз. С ней можно было говорить часами: обо всем на свете. Предлагаю интервью с ней, собранное из фрагментов наших бесед. В нем она предстает в трех ипостасях: актрисы, драматурга и женщины. Разумеется, все, что вы прочтете ниже, было при жизни одобрено ею для публикации.

ДРАМАТУРГ: писать начала… от боли

Алиса Алексеевна, жители республики знают вас в первую очередь как актрису, а не как драматурга. Когда и почему вы начали писать пьесы?

– Писать я начала… от боли. Первая пьеса, «Священное место», родилась в семидесятых годах после смерти моей бабушки Тапай. Я так по ней тосковала! Написала про нее и про ее родную деревню Халарлар невдалеке от села Кызлас Аскизского района. Мои детские впечатления, рассказы сельских стариков очень сильно повлияли на мою взрослую жизнь. На то, о чем я пишу и как вижу мир.

Поделитесь самыми яркими воспоминаниями вашего детства.

– Я росла с бабушкой. Она была необыкновенным человеком, обладала шаманским даром. Сельский совет не разрешал ей шаманить, но она все равно помогала людям.

Обычно посетители приходили рано утром или поздно вечером. В это время я была на печке, где обычно спала, и потихоньку из-за занавески за ними наблюдала. Для меня театр начинался именно там. Люди приходили с различными характерами, судьбами, просьбами. Одним нужно было исцеление, другим деньги, третьим дети, четвертым власть, пятым любовь… Они так по-разному просили помочь! На всю жизнь запомнила просительницу, на чем свет стоит ругавшую зятя-тракториста. Что мало зарабатывает, что не пара ее образованной дочери-учительнице. Она костерила его так, что на пол вылетела вставная челюсть. Я видела такое впервые и решила, что женщина потеряла свои настоящие зубы. Но она подняла их с пола, вставила и вновь, брызжа слюной, продолжила оскорблять неугодного родственника. Просила бабушку сделать, чтобы он ушел из семьи. Но та отказалась, сказав, что рождена для хороших дел. И заметила: «Человек не виноват, что получает гроши за тяжелый труд. Виновата власть». Она не раз про советский строй так отзывалась. Однажды кто-то сообщил «куда надо», и ее увезли в Минусинск на расследование. Но сельчане, для которых она была авторитетом, вызволили ее из беды.

Люди, жизнь которых после лечения у моей бабушки налаживалась, привозили ей деньги и подарки. Но денег она не брала категорически («А то сила пропадет»). Подарки тоже обычно раздаривала сельчанам, хотя в доме была бедность. Она говорила, что мы живем хорошо. Ее мудрые житейские решения, ее взгляд на происходящее перешли в пьесу.

Для того чтобы заявить о себе как драматург, одного желания недостаточно. Нужен литературный дар. Вы почувствовали его в себе в детстве или в зрелом возрасте?

– В школе я любила не только играть на сцене и петь песни, но и сочинять стихи на хакасском языке. Первое стихотворение про солнце появилось в семь лет. Я тогда думала, что вечером солнышко прячется внутрь горы, а утром из нее выходит. Это и описала. А однажды поехала к тетушке в гости, в Таштып, и с удивлением увидела, что солнце там встает из-за тайги. Я решила, что солнце не одно. Наше, деревенское, живет в горе возле нашего дома, а таштыпское в тайге. Тетя на это рассмеялась и объяснила, что светило единственное.

Писала я и в прозе. Мои школьные сочинения на свободную тему были в числе лучших, их читали классу вслух, и даже отправляли в районную газету. Когда я была выпускницей, мои учителя спорили, куда я поступлю: в литературный или в театральный институт? Моя любимая учительница литературы Матрена Ивановна Табостаева не сомневалась, что я стану писательницей. А классный руководитель Прасковья Терентьевна Боргоякова настаивала, что я прирожденная артистка. Так сложилось, что в жизни мне удалось реализовать оба дара.

Как окружающие восприняли вашу первую пьесу?

– Реакция была бурной. На обсуждении местные деятели культуры разделились на два лагеря: ругающих («Нельзя писать о том, что плохо живем!») и защищающих («Актуальное произведение»). Три года я не могла добиться, чтобы пьесу поставили, но потом это удалось.

Оказалось, что правда в нашем мире не всем нужна. А я всего лишь описала то, что я видела, что мне близко. Показала, как судьба моей бабушки переплетается с судьбами ее деревушки и страны. Во время укрупнения сел жителей Халарлара переселили в другие места, и только три старушки отказались от переезда. Остались там, где родились. Одна из них моя бабушка Тапай.

Пьеса «Земля отцов» посвящена 300-летию вхождения Хакасии в состав России. Об этой дате сказали свое слово историки, политики, журналисты… Что своего, нового, вы хотите донести до людей?

– Я выступаю против войн. Пишу не про то, кто с кем воевал и как. А про то, как пережить войну и достойно из этого выйти. Главный герой пьесы хан Бахчый. Враги нападают со всех сторон, отбирают земли, угоняют людей. Беки требуют войны, чтобы вернуть свои земли. А хан молчит и терпит, чтобы сохранить свой народ.

Разные войны идут до сих пор, и до сих пор они бессмысленны. Когда люди дорастут до того, что можно все вопросы решать без крови? Что человек и так мало живет? Ему бы успеть вырастить достойных детей, преобразить мир вокруг, а он попусту тратит время. Столько еще несделанного на этой земле!

За то, что родилась эта пьеса, я благодарна своим дедам, которые помнили народные сказания. Я счастливый человек, что росла среди них. Мой дедушка брал меня с собой в тайгу за кедровыми шишками, а вечером старики собирались возле костра и вспоминали, как жили предки. Я лежала, слушала их рассказы и напитывалась ими. Теперь пришло время вспомнить и передать дальше то, что я слышала.

Ваше мнение о судьбе хакасской драматургии: есть ли у нее будущее? Дефицит пьес на хакасском языке по-прежнему ощущается?

– Их по-прежнему не так много, но выбор уже больше. Конкурс им. Топанова привлек новых молодых авторов, что очень радует. Это Сергей Карачаков, Любовь Чугунекова, Илья Топоев… Я думаю, что со временем будут новые драматурги и новые пьесы на нашем местном материале.

Настроены ли вы писать дальше?

– Творческие задумки у меня есть. С одной стороны, драматургия это часть меня, как и актерская работа. Это душевная потребность и удовольствие от любимого дела. С другой пока пишешь, а потом еще и играешь (в «Земле отцов» у меня роль одного из эпических духов), пьесу как бы проживаешь в реальности. Это очень тяжело. Но для меня это больше, чем хобби. Это жизнь.

АКТРИСА: о таких разных ролях

Какие из сыгранных вами ролей вам по душе? И почему именно они?

– Мне нравится играть роли, которые людей радуют. Я же больше комедийная актриса. Среди любимых образов – бабка Хорды из «Одураченного Хорхло». На этом спектакле стоял смех и не смолкали аплодисменты. А мы, артисты, чувствуя такую отдачу, заряжались энергией зрителей и работали себе в радость.

Еще одна любимая роль гармонистка Васена из спектакля «Выходили бабки замуж». Героиня старая дева. Она всю жизнь проиграла на гармошке, провеселила народ на свадьбах, а сама без семьи осталась. Под старость оказалась в доме престарелых с такими же одиночками. И вдруг там появился видный дед. Все бабки тут же начинают за него бороться и отбивать друг у друга.

Как же зритель любил этот спектакль! Как хохотал! Как нас принимал! Однажды мы гастролировали с ним по Киргизии. А там цветов много. Я танцую на сцене, на гармошке играю, частушки пою. И тут довольные зрители начали буквально осыпать меня сиренью. Ветки с цветами из зала летят и летят… И вот уже на сцене ее столько, что не осталось места, куда ступить. Приостановилась я и думаю: плясать дальше или нет? Мне казалось кощунством топтать цветы. И вдруг из зала начали кричать: «Пляши! Топчи!» И я продолжила играть.

А отрицательных героинь играть приходилось? Или вы отказывались от таких ролей?

– Мир же не состоит только из хороших людей. Негодяи дают нам уроки. Отрицательные роли тоже кому-то нужно играть. Поэтому я никогда не привередничала: что давали – то и играла. Но всегда с опаской перевоплощалась в отрицательных героинь. Роли же через себя пропускаешь, вживаешься. Много примеров, когда герой болеет и с артистом приключается то же самое. Или когда на сцене актер играет мерзавца, а в реальной жизни к нему начинают притягиваться неудачи. Меня это обошло. Но, помню, особенно боялась играть роль властной женщины, отдающей своих детей замуж не за любимых, а за выгодных людей. Это – большой грех. С древности подмечено: если человек предпочел чувствам материальную выгоду, то жизни ему не будет. Он сам на себя навлекает проклятие…

Надо сказать, что отрицательные героини у меня тоже получались реалистичными. Зритель ненавидел меня после таких ролей. Однажды играла юную особу, забеременевшую от парня и заставляющую его на себе жениться. Распространенная житейская ситуация. Ходила “беременная” по сцене и его упрашивала умоляла на колени падала. После спектакля вышла с партнерами по спектаклю на поклон. Зрители ко всем подходили, дарили цветы, а меня обходили стороной. Сначала так обидно стало. Подумала, что плохо сыграла. А потом зрительница, проносящая мимо меня букет другой актрисе, бросила фразу: «А тебе, бесстыжая, цветов не дам! Совсем гордости нет – так унижаться перед мужиком!» И тут я обрадовалась. Оказывается, люди поверили! Значит, хорошо сыграла.

Доводилось ли вам играть героинь с характером, похожим на ваш?

– Пожалуй, это гармонистка Васена. Я тоже по жизни человек веселый, неунывающий и хохмачка.

ЖЕНЩИНА: о любви, судьбе и женском счастье

В чем для вас женское счастье?

– Женское счастье на любви держится. Она есть!

Мое счастье – это любимый муж, дети, внуки… Семья для меня – самое главное. Она у нас получилась интернациональная.

Верите ли вы в то, что «вторая половина» – это не только выбор самого человека, но и судьба? Как получилось в вашей жизни?

– Да, я верю, что самые большие вехи в жизни человека предначертаны. «Вторые половины» – в том числе. Моя бабушка Тапай, которая была шаманкой, предсказала мне еще в юности, что у меня будет два мужа. Но я не хотела ее слушать. Тогда я встречалась с юношей из другой деревни, мы очень друг друга любили. Все знали, что мы жених и невеста. Бабушка предупреждала, что мой жених будет моим мужем, но… не сейчас, а через много лет. А сначала – другой человек. Тогда я не понимала, что это значит и как такое вообще может случиться?

Но вскоре мы с женихом расстались из-за трагедии в его семье. Его отец, кроме совхозного табуна, держал личный. Надо было кормить большую семью. Но кто-то из односельчан на него донес. И к нему приехали конфисковывать коней, чтобы сдать их на мясокомбинат. А по хакасским обычаям нельзя убивать весь табун сразу. Хозяин лошадей уговаривал учетчика забирать животных понемногу. Не получилось. Вспылил. Схватил ружье и ранил. После чего его надолго посадили в тюрьму. И мой любимый Карп, как старший сын, остался кормильцем семьи.

И вот приезжаю я на каникулы (уже училась в театральном училище), а любимый ко мне все не едет. И тут мне рассказали, что он женился на другой. Это было ударом после таких чувств и ухаживаний… Сначала не поверила. Но, оказалось, правда. Позже узнала, что Карпа после ареста отца на семейном совете решили отправить в тайгу – заниматься лошадями и держать большое хозяйство, чтобы поднимать свою семью и помогать родственникам. Работы там было много. Тут же встал вопрос о хозяйке. Решили срочно его женить. Мою кандидатуру родственники отвергли: «Какой от артистки в тайге прок?» Нашли ему невесту на свое усмотрение. Карп сопротивлялся. Но однажды приехал с пастбища к себе домой, а там идет свадебный обряд. Его свадьба в разгаре. Родственники привезли сосватанную девушку и уже заплели ей две косы. По хакасскому обычаю это значит: она ему – жена и отказаться от нее – значит опозорить свой и ее род. Смирился. Приезжал ко мне объясниться лично. Но я по молодости не смогла понять: «Это девушек у нас крадут. Тебя, мужчину, насильно женить не могли!» Была уверена, что никогда его не прощу и не увижу. Закрыла первую любовь в душе и стала жить дальше.

Встретила хорошего человека, вышла замуж, мы счастливо жили и вырастили двух дочерей. Но муж рано умер. Я сильно переживала. Овдовев, шесть лет жила одна. Ко мне сватались, но я всем отказывала. Душа ни к кому не лежала. А потом Карпу сказали, что я осталась одна, он сразу раздобыл адрес и приехал. Я узнала его по глазам. Больше тридцати лет прошло, как расстались. Но чувства никуда не делись. С тех пор мы снова вместе. Поженились, не раздумывая. Он мне сказал: «Наконец-то я сам женился!»

Все сложилось как и предсказывала бабушка. Я иногда с ужасом думаю: «А что было бы, если бы не дождалась Карпа?» Как хорошо, что я прислушивалась к себе и все поклонники получили отказ!

Что помогало вам пережить сложные моменты в жизни?

– Любовь к жизни и умение радоваться всему: небу, солнцу… Столько поводов для радости вокруг. Раньше я и по улице постоянно ходила с улыбкой. А теперь стараюсь себя контролировать. После того, как один писатель остановил меня в центре Абакана и сказал: «Алиса, я все время за тобой наблюдаю. Почему ты всегда улыбаешься? Иногда думаю: все ли с тобой в порядке?» Наверное, люди у нас просто не привыкли к публичному проявлению радости и хорошего настроения.

Какие советы вы можете дать женщинам в отношениях с мужчинами, исходя из своего понимания и опыта своих героинь?

– В отношениях работает мудрость, проверенная веками. Ни в коем случае нельзя удерживать мужчину рядом с собой насильно! Собрался уходить? Откройте ему дверь – пусть уходит. Это – к лучшему. Он освобождает место в вашей жизни для нужного человека. Значит, тот скоро появится. А пока займитесь своими делами.

Если вы с человеком смотрите в разные стороны, то переделывать, перевоспитывать и «подгонять под себя» его бесполезно. Это – не ваша половина. Не надо мучить себя и его. Просто отпустите чужого человека.

Женщины, уважайте себя! Если человек, который рядом, позволяет себе насмешки и оскорбления в ваш адрес, не говоря уже о побоях, изменах и других ужасах, – то это однозначно не тот мужчина и не настоящие отношения. С выбором мужчины нельзя спешить и хвататься хоть за какой-то вариант. Тем более, создавать семью без чувств и уважения друг к другу. Тут я согласна с истиной, изреченной О. Хайямом: «Ты лучше голодай, чем что попало есть, и лучше будь один, чем вместе с кем попало».

Татьяна ЗЫКОВА


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Защита от спама *