Среда, Декабрь 12, 2018

  /  Погода в Абакане

Главная > Журнал > Я – Учитель

Я – Учитель

«Проспект полон: в такую погоду послеобеденный личный час мы обычно тратим на дополнительную прогулку. Как всегда, Музыкальный Завод всеми своими трубами пел Марш Единого Государства. Мерными шагами, по четыре, восторженно отбивая такт, шли нумера – сотни, тысячи нумеров, в голубоватых юнифах…» Таким увидел мир далекого будущего великий русский писатель Е.И. Замятин в своем романе-предупреждении «Мы». Граждане Единого Государства были убеждены, что несвобода и абсолютная одинаковость – путь к «математически точному» счастью. Главный герой восторгается древнейшим памятником литературы – «Расписанием железных дорог»!!! А с каким восхищением он пишет: «И сливаясь в единое, миллионорукое тело, в одну и ту же… секунду мы подносим ложки ко рту и в одну и ту же секунду выходим на прогулку… отходим ко сну…» Там нет «я» — только «мы».

А что мы хотим увидеть через несколько поколений? Таких же одинаковых «болванчиков», которыми легко управлять и которые не развиваются сами и не развивают мир? Чем будут восхищаться наши далекие потомки? Расписанием железных дорог? Или произведениями искусства, которые заставляют чувствовать, думать, спорить?

Все в наших руках. В том числе, не в последнюю очередь, в руках нас, учителей. Безусловно, в воспитании ребенка ведущую роль играет семья. Именно родители своим примером прививают детям те качества, которыми обладают сами и какие они хотели бы видеть в своем ребенке. Но велика и роль учителя. К нам приходит не просто ребенок, которого нужно научить читать и писать, дать основы знаний. Но, как писал Е. Евтушенко:

Людей неинтересных в мире нет.

Их судьбы как истории планет.

У каждой все особое, свое,

и нет планет, похожих на нее.

У каждого свой тайный личный мир.

Так и школьник – это целый мир, уникальный, ни на кого не похожий. Он стоит в самом начале, его жизненный путь еще не определился. А как научить всех и в то же время сохранить и развить эту уникальность каждого? Такая непростая задача стоит перед учителем, и каждый решает ее по-своему. Есть общие базовые ценности, которые должны стать «своими» убеждениями для ребенка, дополнить их уникальный мир.

Я учу детей русскому языку и литературе. Мне кажется, что это главные предметы в школе, и не потому, что русский язык – государственный. Просто именно эти предметы заботятся, в первую очередь, о душе. Их важность отмечена и на уровне Правительства Российской Федерации. «Русский язык… является стрежнем, вокруг которого формируется российская идентичность, гражданское, культурное, образовательное пространство», – так написано в «Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации». Там озвучены те проблемы, с которыми учитель сталкивается каждый день.

Русский язык как учебный предмет, считается у школьников одним из самых сложных, а для кого-то это еще и скучный и непонятный предмет. А скучное полюбить нельзя, в этом я абсолютно убеждена. Нельзя научить любить то, что не понимаешь, что вызывает скуку, поэтому я стараюсь заинтересовать учеников. Пусть не все они будут отличниками по моему предмету, но будут любить русский язык, осознавать его уникальность, богатство, возможности. Это поможет ребенку понять и свою уникальность и неповторимость, сохранить самобытность.

Можно бесконечно долго говорить о том, что, пока жив русский язык, жива и Россия как самостоятельное государство. Но дети пропустят это мимо ушей, в лучшем случае просто механически запомнят. А если они сами найдут, как история живет в языке? Если поделятся этим не только с одноклассниками и друзьями, но и удивят языковыми фактами взрослых? Например, как удивлялись пятиклашки, когда нашли информацию о древнем боге границ Чуре, сразу же слово «чересчур» стало понятным, ошибок уже не допускали. Как только они увидят, что язык хранит то, что, казалось бы, давно забыто, уникальность русского языка, его важность для каждого станет очевидна. Ключ к успеху – в понимании. А в этом и может помочь учитель: не дать знания, а помочь понять, найти недостающие знания, сделать их своими.

Детям должно быть интересно на уроке, а для этого им нужно понимать, зачем им то, что они изучают. Не секрет, что сегодня у нас появилась еще одна форма существования языка, наверное, ее можно назвать «устная письменная». СМС-ки, комментарии, посты – все это реалии жизни современного подростка. С разных сторон мы слышим слова о том, что молодежь убивает русский язык. Я не вполне с этим согласна, скорее, придерживаюсь мнения М.А. Кронгауза, который считает, что язык будет жить, пока жив хоть один носитель этого языка. Но то, что происходит сегодня с русским языком, не может не волновать. Так как же сделать так, чтобы школьники относились к языку бережно? Это подростки, и навязывать им свое мнение – бесполезно. Их стремление к свободе и независимости, в том числе и в отношении к языку и собственной речи, бесконечно. И это прекрасно, но нужно научить их критически смотреть не только на чужое мнение, но и анализировать свое. А если они вместе с учителем посмотрят, что происходит с языком в Интернете, что и почему они меняют? Знания, добытые самостоятельно, покажут, что и они творцы русского языка. И вот мы уже союзники в сохранении родного языка. Сохранить то, чего не знаешь – нельзя. И ребенок по-другому начинает относиться к языку, мотивы его изучения меняются. Теперь уже чувство патриотизма станет составляющей личности подростка. Учитель не навязывает свое мнение, не пытается сделать всех одинаковыми, он помогает осознанию. Осознание важности языка – главное условия его успешного изучения.

Задания должны быть близки детям, реалиям их жизни. Например, тема «Сложноподчиненное предложение» сложна для девятиклассников, она «чужая», но вот они сделали для СПП страничку в соцсетях, разместили там всю известную о нем информацию, структурировали ее. И вот СПП уже не абстрактное понятие. Знание стало «своим». Такая форма работы не только помогает каждому выразить свое видение понятия, но и предложить свой способ решения поставленной задачи. Если раньше мы все учили одинаковые правила и одинаково их рассказывали, то теперь нужно научить применять полученные знания, нестандартно мыслить, уметь проявить себя. Это и нужно развивать в каждом ребенке. Создавать на уроке возможности для проявления способностей каждого.

«Литература – это культурный символ России, высшая форма существования российской духовности и языка. Литература… воспитывает в человеке патриотизм, чувства исторической памяти, принадлежности к культуре, народу, всему человечеству», – это слова все из той же «Концепции преподавания русского языка и литературы». Значимость этого предмета трудно переоценить. Если физические упражнения формируют тело, то литература – душу. И это не просто высокие слова. Я убеждена – так оно и есть.

Все, наверное, видели в Интернете ролик о школьнике, который рыдает, ругает учительницу и поэта, но не может выучить стихотворение А.С. Пушкина. На вопрос о том, умеет ли он читать? Думаю, большинство ответит – да, умеет. Но так ли это? Да, он умеет складывать буквы в слова, но понимает ли он, что написано? Нет. Свою задачу я вижу в том, чтобы научить детей ЧИТАТЬ. Понимать, о чем и для чего пишет автор то или иное произведение.

Ученые говорят сегодня о клиповом мышлении у современных детей, они быстро схватывают информацию, но проблема с глубиной понимания, анализом полученных знаний. Они пытаются из текста вычленить только действия, например, даже от учеников 10 класса, когда мы изучали «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского, я слышала, что автор зря так много написал, можно же сократить «лишнее»: Раскольников убил старуху-процентщицу, признался, его осудили, отправили на каторгу, он понял, что был не прав. Вот так.

Недостаточная сформированность понятийного мышления не позволяет увидеть всю глубину, осознать идеи. Учителя – люди, обладающие как раз понятийным мышлением, нам необходимо быть переводчиками с языка книг на язык цифры, только так огромный пласт культуры можно сохранить. Только так можно помочь современным детям ощутить полноту жизни, ничего не упуская, не становясь бездумными винтиками машины потребления, как в романе Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту».

На уроках я всегда говорю детям о том, что литература – уникальный предмет. Здесь нельзя сказать неправильно, если вы прочитали текст, можете свое мнение подтвердить им – вы правы. Если вы, определив позицию автора, не согласны с ней, то обоснуйте, найдите доказательства своего мнения в произведении. Конечно, без использования стратегий смыслового чтения им это сделать очень сложно, поэтому так важно, чтобы дети не просто складывали буквы в слова, а понимали, что они прочитали.

Ребенку нужно понять литературного героя, а авторы зачастую писали не для подростков, а для взрослых людей. Как же сделать урок интересным? Как сделать, чтобы дети читали? У каждого учителя есть свои находки.

Дети изменились, и традиционные приемы уже не всегда работают, учителя понимают, что нужно искать что-то новое. Без компьютера и Интернета большинство детей не мыслит своей жизни, значит, нужно включить их в процесс обучения. Современные дети привыкли не к линейному тексту, им тяжело читать сплошной текст. В Интернете они видят текст нелинейный, с обилием гиперссылок. Поэтому на уроках нужно показывать им текст и в электронном виде, чтобы они выделяли непонятные слова, искали их значение, оформляли в виде гиперссылок. Это помогает закрепить очень нужный навык поиска и обработки информации. В современном мире – мире информации, без этого просто не выжить.

Профессия учителя очень интересная и ответственная: мы работаем с детьми, с формирующимися личностями. Нужно осознавать, что в наших руках будущее страны и мира. Чтобы будущее не стало «временем нумеров», чтобы наши потомки восхищались не «Расписанием железных дорог», чтобы мир развивался, уже сегодня нужно ценить уникальность каждого ребенка, который приходит в наш класс, помогать каждому из них осознать наши базовые ценности как свои, необходимые для жизни. Привить жажду знаний, помочь осознать, что процесс познания бесконечен. Убеждена, что так и только так должен работать учитель.

С древнейших времен врачи дают «клятву Гиппократа», принят кодекс чести психолога. Хотелось бы предложить свой вариант «клятвы УЧИТЕЛЯ».

Я, Игнатенко Инна Сергеевна, добровольно и осознанно выбрав профессию УЧИТЕЛЯ, сознавая свою ответственность перед будущим, клянусь исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению следующую клятву:

  • с любовью и уважением относиться к каждому ребенку, учитывать и ценить его уникальность;
  • в какой бы класс я ни вошла, я войду туда для пользы учеников, будучи далека от несправедливости и предвзятого отношения;
  • направлю процесс обучения и воспитания на пользу детей;
  • не дам никому готового знания, но покажу пути для его приобретения;
  • обучая других, постоянно буду учиться сама и воспитывать в своих учениках стремление получать новые знания на протяжении всей жизни;
  • воспитаю своих учеников достойными людьми и достойными гражданами и патриотами России.

Клянусь:

НЕ НАВРЕДИТЬ ДЕТЯМ.

Игнатенко Инна Сергеевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ №1»


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Защита от спама *