Вторник, Октябрь 16, 2018

  /  Погода в Абакане

Главная > Журнал > Федор Ефимович Пронских. Жизнь в мире картин

Федор Ефимович Пронских. Жизнь в мире картин

В 2017 году исполняется 90 лет со дня рождения выдающегося человека, художника, члена Союза художников России, основателя и первого директора Детской художественной школы им. Д.И. Каратанова, страстного собирателя произведений изобразительного искусства, подвижника, основателя Абаканской картинной галереи, почетного гражданина города Абакана Федора Ефимовича Пронских.

Федор Ефимович Пронских – художник-живописец, родился 18 марта 1927 года в селе Михайловка Алтайского края, член Союза художников России с 1990 года, заслуженный работник культуры Республики Хакасия. Родившись в крестьянской семье, он вкусил горечь репрессий, военное лихолетье, ранний призыв в армию, совмещение учебы в Витебском художественно-графическом педагогическом училище и работу оформителем на заводе по ночам. Учиться после войны было трудно, но Федор Ефимович был счастлив тому, что имел возможность получать образование. После окончания училища в 1960 году он возвращается в город Прокопьевск, где активно включается в художественную жизнь Кузбасса. В 1962 году переезжает в город Абакан, где его трудовая деятельность была продолжена в школе № 1 учителем рисования и черчения, позже участвует в организации первой детской художественной школы, которая в первые годы существования базировалась в школе № 20 города Абакана. С момента организации первой художественной школы в городе Абакане в 1965 году Федор Ефимович проработал ее директором 22 года. Дети, которые прошли школу Федора Ефимовича, а их более шестидесяти, стали художниками, архитекторами, модельерами, преподавателями художественных институтов.

Начиная с 1976 года Федор Ефимович собирает коллекцию произведений изобразительного искусства. В то время Федор Ефимович написал письмо члену-корреспонденту Академии художеств СССР народному художнику РСФСР Борису Яковлевичу Ряузову с просьбой дать совет, как лучше организовать это новое дело. Художники Красноярья Борис Ряузов, Тойво Ряннель, Владимир Мешков первыми откликнулись на просьбу Федора Ефимовича и прислали свои работы, которые положили начало фондам будущей галереи. К созданию галереи причастны и художники Хакасии. В ее фондах появились работы художников Владимира Ананьина, Аграфены Асочаковой, Валентины Вальковой, Георгия Никоненко, Василия Новоселова, Григория Серебрякова и многих других. В начале 1980-х годов Федор Ефимович написал письмо в дирекцию Художественного фонда РСФСР, и в 1983 году фонд галереи пополнился работами живописцев, графиков и скульпторов из разных уголков страны – это 66 живописных и 50 графических работ, 27 произведений скульптуры. Федор Ефимович ведет активную переписку с Союзами художников республик СССР, а также совершает поездки с целью знакомства с художниками и пополнения коллекции. Особенно плодотворными были его поездки в Белоруссию и на Украину. В Суриковские дни красноярскими художниками была поддержана идея создания художественного музея в Абакане, в культурной жизни Абакана с 1987 года дважды проводились выставки из собрания будущего музея. Собранную коллекцию произведений изобразительного искусства, насчитывающую порядка 1600 произведений, Федор Ефимович безвозмездно передал в дар городу Абакану, и именно на базе собранной коллекции в 1998 году была создана Абаканская картинная галерея, где до 2005 года трудился Федор Ефимович в должности главного хранителя фондов.

С приездом в Хакасию, новую для художника природную среду, он упорно и настойчиво ездит летом и осенью, весной и зимой на этюды. Его тема определилась сама собой: хакасский пейзаж. Художник Федор Пронских принадлежал к тому типу людей, которые, раз избрав любимое занятие и любимую тему, остаются верными им десятилетиями.

Первой пейзажной картиной в Хакасии стала его композиция «Вечер в детстве», написанная в 1963 году, где на фоне хакасских гор и перелесков играют вечерние лучи солнца. Композиция проста и безыскусна.

Названия работ пейзажного цикла определяют творческий метод художника. В его основе – живое, непосредственное общение с натурой. Он пишет картины раннего утра, дыхания осени и весны, последнего снега, зимнего вечера, серого дня. Ему особенно были близки пейзажные сюжеты Таштыпа, Саян, сумерки в горах, старые деревья. Сложная гамма холодных цветов часто создает образ природы, взволнованный и драматичный. Серия пейзажей «Теплый август», «Осенний день», «И вновь весна», «Прекрасная пора», «Очей очарованье», «Таштып», «Ранняя весна», «Пейзаж с юртой» выполнена в лирическом ключе. Они красивы и тонки по цвету, образны по содержанию. Каждая работа художника – познание природы и жизни людей Хакасии. Его картины «Сено убрано», «Дорога в Курлугаш», «Пейзаж со стогами», «Озимые», «Подножье гор», «Мостик через речку», «Пейзаж с юртой», «Курганы в горах» несут качественно новые черты, появившиеся в творчестве Федора Пронских в 1990-е годы, именно в это время художник складывается как мастер. Художник показывает пейзажи Хакасии в многообразии их форм и состояний. Его стремление постичь красоту родной земли – умение находить в ней состояния, близкие переживаниям и раздумьям человека. Казалось бы, перед нами пейзажи, но в том, как показан тот или иной сюжет, всегда есть человеческое настроение. Свои картины художник компонует, уделяя основное внимание пространственному решению. Колористическое решение, детали композиции, ритм, умение сохранить предметную материальность форм – все подчинено передаче сложной внутренней жизни. Многие работы художника этого времени непосредственны в передаче ощущений, созерцательны. Композиционные и колористические поиски автора, характер распределения цветовых пятен свидетельствуют о целенаправленном стремлении показать не природу саму по себе, а присутствие человека и его усилий среди нее, жизнь и преобразующую деятельность человека. Степь, перелески, подножья гор являются активным фоном для рассказа художника о Хакасии. Передавая свое любовное отношение к изображаемому, художник лепит цветом мельчайшие детали. В целом пейзажи решены в сдержанном колорите, построенном на сочетании близких цветов, он пишет небольшими пастозными мазками. В начале 2000-х годов в работах художника появляется сосредоточенное размышление о жизни, о простых человеческих ценностях. Происходит изменение и в живописной манере художника. Характерна картина «Осень в предгорьях Саян», прекрасна пластика гор, чистота синевы неба, вечное бытие, но есть и скрытая драматичность в этом безмятежном пейзаже. Личное настроение художника в пейзажах – результат его раздумий о том, как неизбежна смена поколений, как иссякает жизнь. При этом его пейзажи с величественным и печальным небом полны и суровой красоты, и смутной тревоги.

Серия пейзажей «Буря», «Последние лучи», «Деревья умирают стоя», «Старая береза» полна задумчивой созерцательности, раздумий, трепетности, живого чувства.

В свои летние выезды на пленэр он посещает свои любимые места – Таштып, Саяны, которые, вероятно, очень напоминали природу его родного Алтая и ставшего близким Кузбасса.

В целом, в творчестве Федора Пронских можно отметить сильные стороны его искусства – непосредственность восприятия конкретного материала и богатство ассоциативного мышления. И хотя больших полотен с картинной композицией у Федора Ефимовича нет, в творчестве художника преобладают работы этюдного характера, тем не менее, они написаны с натуры. Это заметки художника о том или ином состоянии природы, времени года, уголке местности. Картины написаны с натуры, но это не копирование природы, а умение отобрать наиболее характерные черты и создать ее некий обобщенный образ. Есть в его работах своеобразная символика цвета – средство выражения его мыслей, настроения, мироощущения. Этюдность работ Федора Пронских определена его педагогической деятельностью с выездом с детьми на пленэр. Для художника-педагога работа с детьми всегда школа. Верность природе, определенная как кредо творчества Федора Пронских – итог его живописных поисков.

В фондах Абаканской картинной галереи хранится художественное наследие художника Федора Пронских. Живопись Федора Ефимовича выявляет гуманный смысл извечных отношений человека и природы. Интерпретация видимого мира проста и естественна. Деревенская околица, натюрморт с туесом, с рыбой, курганы Хакасии, стожки в разное время суток.

Художник материальную природу живописи подчиняет ее законам цветотонального и пространственного единства. Федор Ефимович разрабатывает богатый спектр в пределах одного цвета. Цветовая структура полотен художника излучает особое, глубокое свечение, именно поэтому даже самый простой видовой мотив выглядит поэтически одухотворенным. Пейзажную живопись Федора Ефимовича Пронских отличает пластическая цельность образов художника, где с особенной страстью выявлены человеческие первоосновы бытия. В этом проявляется духовная связь художника с родной природой, культурой, историей.

Организация и создание школы с ее замечательными успехами на всесоюзных и международных выставках, огромный труд по созданию картинной галереи, коллекционирование работ художников – настоящий подвиг Федора Пронских, лучшая идея, которой он посвятил всю свою жизнь.

В марте нынешнего года в стенах Абаканской картинной галереи с большим успехом прошла персональная выставка работ художника из собрания галереи. На выставке были представлены работы, характеризующие все творческие периоды жизни художника. Именно в год 90-летия Федора Ефимовича Пронских по инициативе вдовы художника Евдокии Андреевны Бурнаковой, Абаканской картинной галерее присвоено его имя. Дело, начатое Федором Ефимовичем, живет и процветает, благодаря крепкому фундаменту, заложенному им.

Ирина КИДИЕКОВА, искусствовед, кандидат исторических наук

Пронских Федор Ефимович


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Защита от спама *