Понедельник, Декабрь 10, 2018

  /  Погода в Абакане

Главная > Газета > Татьяна Боржемская: не бывает плохих детей

Татьяна Боржемская: не бывает плохих детей

 

Несовершеннолетний осужденный, преступник — при этих словах воображение рисует образ этакого малолетнего вора, с горящим взглядом из-под низко опущенных бровей. Иной мужчина посторонился бы при встрече на темной улице… На деле же чаще всего среди осужденных встречаются рано повзрослевшие, но все же — дети, для которых с приговором суда не заканчивается жизнь. Главное — вовремя помочь им, научить видеть всю полноту жизни, общаться с окружающими и находить радость в мире.

Неполная семья — беда общества

В 2017 году психологическая служба УФСИН России по Республике Хакасия отмечает юбилей — 25 лет своего существования. Сложно с точностью сказать, сколько осужденных за это время получило столь необходимую поддержку, а главное, скольким помогли увидеть выход из порочного круга преступной жизни. Возможно, счет идет на сотни или тысячи. При этом большее внимание уделяется несовершеннолетним осужденным — со времен Макаренко у подростков больше шансов начать жизнь заново. И результаты работы с ними становятся очевидны буквально в течение нескольких месяцев. Так, с начала 2017 года на учете уголовно-исполнительной инспекции в Хакасии состояло 54 несовершеннолетних осужденных. При этом ни один из подопечных не совершил повторного преступления.

– В особом внимании и контроле нуждаются несовершеннолетние условно осужденные. Вообще, подростковый возраст — время, когда формируются моральные основы, социальные установки, ведется поиск пределов допустимого поведения. В то же время существует дисгармония социально-нравственного и физического созревания, повышенная возбудимость, неуравновешенность. У молодежи отсутствует в достаточной мере жизненный опыт, она способна на непоследовательные поступки, порой не умеет направлять свою энергию на общественно полезную деятельность, – рассказывает старший психолог ФКУ УИИ УФСИН России по РХ, майор внутренней службы Татьяна БОРЖЕМСКАЯ.

Иными словами, подросток порой — это взрослый с разумом ребенка. И проявляет чисто детские реакции на окружающий мир. Ребенок, если расстроен или разозлен, может кинуть игрушки или сразу броситься в драку. Так же легко может вспыхнуть подросток, только, в отличие от малыша, он в состоянии нанести серьезный урон окружающим. Незначительная, с точки зрения взрослого, размолвка для подростка может означать конец привычной жизни. А раз так — он легче переступает барьеры дозволенного, считая, что терять ему уже нечего. И, к сожалению, из-за психологических особенностей возраста именно молодые люди чаще прочих совершают кражи, грабежи. Велико число и молодых людей, осужденных за незаконное хранение и сбыт наркотиков.

– Подростковый период — сложное время в жизни любого человека. И, естественно, именно тогда дети чаще всего идут на правонарушения. Если говорить о наших подопечных, то в основном это юноши в возрасте 16–17 лет. При этом примерно 90% из них воспитываются в неполных семьях. Или таких, где отсутствует авторитет отца. Не исключен и наследственный фактор: к сожалению, выходцы из семей, где хотя бы один из родителей был осужден, чаще своих сверстников совершают правонарушения. Некоторое время назад мне довелось столкнуться с типичным примером: мужчина уже в третий раз идет под суд за неуплату алиментов. Он накопил около полутора миллионов долга, однако заявляет: «Сажайте меня, но эта женщина ни копейки не получит». А у женщины — двое детей, и сын уже делает первые шаги по опасной тропинке правонарушений, – отмечает моя собеседница.

Жизненные повороты

Впрочем, бывают, на первый взгляд, исключения из общих правил. У Максима С., несмотря на юный возраст, имеется солидный список правонарушений. В итоге же он оказался осужден за разбой. Вопреки стереотипу, воспитывался он в полной семье. Но проблема в том, что отношения с родителями были далеко не радужными. Именно родители старались изолировать его от семьи, в результате чего подросток оказывался то в реабилитационном центре, то в центре временного содержания. Итог таких «усилий» — отрыв подростка от общества, неспособность к нормальному общению, болезненное состояние, требующее приема антидепрессантов. Причем пропасть между ним и окружающими выросла до такой степени, что юноша был не способен посещать уроки — слишком много было проблем с одноклассниками и учителями. Не стремился он и демонстрировать свое раскаяние перед судом, регулярно нарушая обязанности, возложенные судом. Психологам потребовалось провести пять семейных консультаций, приглашая на них всех близких Максима, включая его младшего брата. Постепенно юноше стало легче общаться с другими людьми. Максим вернулся в семью, стал посещать школу, закончил обучение, нашел профессию по душе и перестал нуждаться в лекарствах.

– Существует простое правило: если у ребенка есть какие-либо психологические проблемы, в том числе и такие, которые приводят его на преступный путь, то корни их следует искать в семье. Плохих детей не бывает, таковыми их делает окружение, и в первую очередь — родители, – поясняет Татьяна Боржемская.

Бывает, что в обеспеченной, но проблемной семье ребенок возведен на пьедестал. Он — главный, его желания стоят во главе угла. Такое отношение проявляется и в общении с чужими людьми, и в отношении к чужой собственности. Задача психолога в этом случае заключается в том, чтобы помочь скорректировать систему распределения ролей в семье, вернуть утерянный родительский авторитет. Очень важно, что благодаря работе с детьми повышается самооценка, они начинают понимать, чего хотят и как этого добиваться. Учатся планировать свое будущее, что для них является большим шагом вперед, ведь именно стремление жить одним днем вкупе с увлечением материальной стороной жизни порой толкает людей на преступление.

– Мы проводим изучение личности подростка, составляем психологические характеристики. Эта информация очень помогает найти индивидуальный подход к несовершеннолетним. А значит, помочь им проанализировать прошлый опыт, те ошибки, которые привели к совершению преступления. Мы можем помочь выбрать иную модель поведения, избежать увлечения алкоголем или наркотиками. Конечно, работы с подростками недостаточно: на первом месте у нас всегда семейное консультирование, – рассказывает старший психолог.

Еще один подопечный моей собеседницы, Геннадий Д., был осужден за сбыт наркотических средств. Полгода посещал психолога, и в итоге вернулся к полноценной жизни. Благодаря комплексной работе наладились отношения с родителями, и сейчас он успешно учится в профессиональном училище.

Новый проект для подростков

В 2015 году ФКУ УИИ приняло участие в двух проектах – «Здоров по собственному желанию» и «Старт к успеху», – в качестве соисполнителей. По итогам завершения конкурсного отбора грант был представлен педагогическому коллективу общеобразовательного учреждения № 5, ФКУ УИИ за участие в проекте «Старт к успеху». С апреля 2016 года началась реализация основных мероприятий проекта. Программа проекта «Старт к успеху» представлена в виде комплекса мероприятий, он призван помочь социальной реабилитации детей, находящихся в конфликте с законом. В ход идут групповые занятия, на которых дети учатся общаться с окружающими и разрешать конфликтные ситуации. Еженедельно подростки участвуют в занятиях под общим названием «Город мастеров», где постигают основы видеомонтажа, фото- и видеосъемки, пишут сценарии, выступают в роли актеров и режиссеров и так далее. Эти занятия помогают подросткам понять, насколько интересной может быть жизнь, а главное — они учатся взаимодействовать с окружающими, договариваться и мирно разрешать конфликтные ситуации. Дополнительно для несовершеннолетних правонарушителей действует киноклуб, где дети могут не только посмотреть фильмы, но и принять участие в их обсуждении. Воспитанники участвуют в пейнтбольных баталиях, занятиях в спортивных секциях, что помогает сбросить излишек агрессии, ездят в летний лагерь, – поясняет Татьяна Боржемская.

Результаты проекта уже налицо: никто из его участников не совершил повторного преступления. Никто не нарушает обязанностей, возложенных судом. Все стали активнее интересоваться учебой и массовыми мероприятиями. При этом их родители, как родные, так и приемные, тоже делают шаги навстречу. Ведь исправление — общая работа, и усилий одного подростка тут недостаточно.

– Очень важно, чтобы в семье, где воспитывается ребенок, были душевное тепло, любовь и доверие. Именно они отличают благополучную семью от неблагополучной. Формально оба родителя могут наличествовать, однако отношения между ними бывают далеко не безоблачные. И ребенок в любом возрасте болезненно воспринимает семейные проблемы. Ведь для него семья — весь мир, – считает Татьяна Боржемская.

Андрей КЕДРИН


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Защита от спама *