Среда, Октябрь 18, 2017

Погода в Абакане

Главная > Газета > Проблемы и решения для абаканских потребителей

Проблемы и решения для абаканских потребителей

Сегодняшний выпуск страницы для потребителей, как и предыдущие, подготовлен на основе обращений жителей города в редакцию еженедельника «Абакан». На вопросы читателей «Абакана» отвечает начальник отдела по защите прав потребителей Управления Роспотребнадзора по РХ Вера УРМАЦКИХ.

Разные обращения, разные сроки ответов…

Не могу разобраться в деталях, на какие цели управляющая компания расходует деньги жильцов. На устные вопросы, заданные ее руководителю, получила туманные ответы, в отчетах коммунальщиков содержится не вся интересующая меня информация. Написала послание с просьбой предоставить нужные сведения, явно не секретные. Принимая его на рассмотрение, в управляющей компании заявили, что дадут ответ в месячный срок, в общем порядке, так как это… частное письмо.

Но я слышала, что информацию, положенную для раскрытия по закону, должны предоставлять в считанные дни. Срок ответа на претензии тоже вроде бы меньше месяца.

Объясните: в чем тут разница? Каковы на самом деле сроки ответа? И как правильно составить письмо, чтобы коммунальщики быстрее предоставили нужные сведения?

Галина Петровна В.

Не все представители коммунальных организаций видят разницу между обычным письмом, запросом и претензией. А некоторые просто лукавят, не хотят признавать, что полученное от жильцов послание – не что иное, как запрос о раскрытии информации или претензия, чтобы продлить себе срок для подготовки ответа до месяца. Какие сроки ответов предусмотрены? И что можно сделать, чтобы в управляющей компании не приняли ваши запросы/претензии за какие-нибудь частные послания?

Советую (для того чтобы сроки ответов не нарушались) подписать свое обращение. Для этого под данными, от кого оно и кому адресовано, сделайте заголовок: «Претензия» или «Запрос о раскрытии информации». Нелишне будет напомнить в конце обращения об установленных сроках для ответа на него.

Но сначала разберемся, чем одни типичные обращения к коммунальщикам отличаются от других. Претензия и запрос о раскрытии информации – вовсе не одно и то же. В ПРЕТЕНЗИИ вы сообщаете о нарушении ваших прав (например, плохо оказанной коммунальной услуге) и выставляете оказавшей ее организации свое требование по устранению проблемы. В ЗАПРОСЕ вы просите предоставить интересующую вас информацию, которую не нашли в открытом доступе (например, в отчете управляющей компании, размещенном в Интернете). Получив необходимые сведения и проанализировав их, вы поймете: удовлетворяет ли вас ситуация? Считаете ли вы, что она нарушает ваши права?

В зависимости от того, какое обращение вы направляете, для ответа на него предусмотрен свой срок. К примеру, для ответа на ПРЕТЕНЗИЮ отводится 10 дней с момента ее получения, и отсчет при отправлении этого документа заказным письмом с уведомлением о вручении начинается с даты его получения. При напоминании о сроке рассмотрений претензий можно сослаться на ст. 22 Закона РФ «О защите прав потребителей». Существуют еще и специальные сроки для рассмотрения претензий (например, по некоторым видам коммунальных проблем). Уточнить их можно в Постановлении Правительства РФ № 354 от 6.05.2011 года «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (с которым можно ознакомиться в библиотеках и в Интернете).

Сроки ответов на ЗАПРОСЫ О РАСКРЫТИИ ИНФОРМАЦИИ зависят от того, каким образом вы передаете их управляющим компаниям. В Постановлении Правительства РФ от 23.09.2010 № 731 «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами» находим: «…информация на основании запроса, поступившего в электронном виде, предоставляется на адрес электронной почты потребителя в течение 2 рабочих дней со дня поступления запроса управляющей организацией и в течение 5 рабочих дней – товариществом и кооперативом» (п. 18 в ред. от 06.02.2012 № 94). Предоставление информации по письменному запросу осуществляется управляющей организацией в 20-дневный срок со дня его поступления посредством направления (в письменной форме) в адрес потребителя почтового отправления либо выдачи запрашиваемой информации лично потребителю по месту нахождения управляющей организации (в ред. от 06.02.2012 № 94). Предоставление информации по письменному запросу осуществляется товариществом и кооперативом лично потребителю по адресу фактического местонахождения органов управления товарищества или кооператива в течение 20 дней со дня поступления письменного запроса (п. 21(1) введен Постановлением Правительства РФ от 06.02.2012 № 94).

Напоминая в запросе о сроках ответа, вы можете сослаться на упомянутое постановление. Изучить его можно также в библиотеках либо в Интернете.

Случайно испорченный покупателем товар: надо ли оплачивать?

В магазин товаров для дома ходила вместе с маленьким сыном (не с кем оставить дома). Ребенок случайно задел на полке стеклянную сахарницу. Она упала и разбилась.

Тут же подбежали продавцы и администратор: подняли шум, стыдили, что я плохо смотрю за ребенком, и давили, чтобы я «сейчас же» оплатила испорченный товар. Я так и сделала, чтобы не привлекать к происшествию внимание посетителей и не травмировать сына. Хотя потом родственники сказали мне, что в подобных случаях покупатель может и не платить. Это – его добрая воля.

Хочу разобраться: на чьей стороне закон в подобных случаях?

Екатерина Дмитриева

На самом деле закон не вменяет в обязанность покупателям оплачивать ненамеренно испорченный товар до его приобретения, то есть в торговых залах. Давить на покупателей, требуя это, недопустимо. Собственником товара до его покупки является не покупатель, а магазин. Описанный вами случай относится к случайному повреждению имущества.

Можно сослаться на статью 211 Гражданского кодекса РФ, в которой говорится, что порча принадлежащего магазину товара на его территории до момента оплаты является риском случайной гибели имущества или случайного его повреждения и, соответственно, ответственность данного риска несет его собственник (то есть магазин), если иное не предусмотрено законом или договором.

Положена ли подменная электроплитка на время ремонта?

Купила электроплитку для использования на даче. Она проработала недолго: гарантия еще не закончилась, а покупка уже вышла из строя. Отправила ее на гарантийный ремонт. А готовить не на чем: старая «дачная» плита давно сломалась, новую громоздкую из дома не повезешь. В общем, сплошные неудобства. Летом мы много времени проводим на участке и в дачном домике, и хотелось бы с комфортом там находиться.

Соседка сказала, что на время ремонта техники должна бесплатно предоставляться подменная. Правда ли это? Если да, то как нам получить электроплитку?

Семья Беловых

Подменную технику бесплатно выдают на время ремонта по требованию покупателя. Однако это распространяется не на всю технику. Увы, не получится получить электроплитку во временное пользование, и вам придется мириться с неудобствами во время ее ремонта.

На каком основании? В «Перечень товаров длительного пользования, на которые требование потребителя о предоставлении аналогичного товара на период ремонта НЕ распространяется» включены «эл. бытовые приборы, используемые для термической обработки продуктов и приготовления пищи». Кроме этого, в него входят автомобили, мотоциклы и другие виды мототехники, прицепы и номерные агрегаты к ним, кроме товаров, предназначенных для использования инвалидами, прогулочные суда и плавсредства; мебель; эл. бытовые приборы, используемые как предметы туалета и в медицинских целях; гражданское оружие, основные части гражданского и служебного огнестрельного оружия.

Вправе ли покупатель присутствовать на экспертизе?

Новые туфли оказались некачественными и начали расклеиваться через неделю после покупки (на них месячная гарантия). Руководство магазина отказывается принимать у меня товар и выполнять мои требования о возврате денег без результатов экспертизы в мою пользу. Оно настаивает на том, что я могла ходить в них по лужам в период дождей в Абакане, неправильно ухаживать за обувью и сама быть виноватой в ее порче.

Я сомневаюсь в том, что подобные экспертизы проводятся прозрачно и честно. Имею ли я право присутствовать при работе экспертов, чтобы лично видеть, как все проходит и как эксперты приходят к своим выводам?

Оксана Бондарева

Такое право у вас есть. Вы можете заявить о своем желании присутствовать на экспертизе и прийти на нее. Статья 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» (п. 5) дает потребителям право присутствовать при проведении экспертизы товара и в случае несогласия с ее результатами оспаривать заключение экспертов в судебном порядке.

Напомню, что если товар на гарантии, экспертизу оплачивает магазин (однако если ее результаты окажутся не в пользу покупателя, тот возвращает за нее деньги).

Удачи в отстаивании прав!

Подготовила Татьяна ЗЫКОВА


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Защита от спама *