Пятница, Июль 20, 2018

  /  Погода в Абакане

Главная > Газета > По Абакану прокатились «Большие гастроли»

По Абакану прокатились «Большие гастроли»

В Абакане завершилось самое яркое событие этого лета – IX Международный эколого-этнический фестиваль театров кукол «Чир-Чайаан». Российские театральные коллективы и гости из пяти стран – от Америки до Японии – дарили свое творчество жителям столицы Хакасии. Одним из главных событий фестиваля стали «Большие гастроли» – это федеральная программа, благодаря которой столичные театры могут гастролировать по самым дальним уголкам России с полноценной сценографией, бутафорией и полным актерским составом. Вот и Абакан встретил их – Российский академический Молодежный театр и Большой театр кукол из Санкт-Петербурга. Что же подарили нам эти коллективы?

РАМТ. Спектакли и первые гастроли

Сегодня в репертуаре молодежного московского театра около 50 постановок. Для фестиваля проводился тщательный отбор. Как сказала на пресс-конференции, посвященной проведению в Хакасии «Больший гастролей», директор театра Софья Апфельбаум, «мы выбрали три наиболее яркие, которые могут с разных сторон показать наше творчество». И действительно – разноплановости не было предела: три абсолютно непохожие, интересные постановки для детей и взрослых, которые не просто заключали в себе эстетическое наслаждение (ведь сценография РАМТа просто волшебная), но и огромное количество философских мыслей, понятных любому возрасту.

Первым спектаклем театра, который увидел абаканский зритель, стали «Сказки на всякий случай» – это двухактная постановка, которая состоит из философских этюдов или зарисовок (тут как кому понятнее). Ты можешь быть скрипучей дверью, кастрюлей, облаком или даже мечтой, но у тебя обязательно будет цель, к которой ты будешь стремиться, несмотря ни на что. Например, сбыться или просто любить.

Это спектакль, где воображение работает по максимуму, ведь для образа из каждого этюда – кактус, ваза, рыбка или кузнечик – актеры практически не переодевались, а лишь дополняли свой первоначальный костюм небольшим реквизитом. И тут все становилось понятно. Если ты большая эмалированная кастрюля – то тебе достаточно просто взять в руки обруч и сказать об этом, а воображение все дорисует за тебя. И если взрослому это удавалось без труда, то безграничная фантазия ребенка не нуждалась ни в каких словесных уточнениях. Ах, как бы хотелось увидеть эту постановку в возрасте шести лет!

Забавно, что даже на официальном сайте Молодежного театра жанр спектакля указан как «игры детских человеков или взрослых детей для детей и взрослых». Даже благодаря этой формулировке стоило сходить на эту постановку. И если увидеть «Сказки на всякий случай» на театральных подмостках Абакана не удалось, то можно познакомиться с оригинальным произведением Евгения Клюева. Здесь эмоции тоже гарантированы!

Для детей постарше РАМТ приготовил настоящий подарок – волшебную историю фарфорового кролика Эдварда. Это сказка очень глубокая и взрослая. Несмотря на то, что в афише спектакля указана возрастная категория 6+, сам режиссер постановки, Рузанна Мовсесян, советует приводить на нее детей постарше – от 8 или 10 лет. Но, оглядывая зал драматического театра, было видно, что и для шестилеток была понятна эта история.

– «Кролик Эдвард» – это путешествие под названием жизнь. И если у тебя в этом путешествии нет намерений любить и быть любимым, то в нем нет никакого смысла, – сказал на той же пресс-конференции Виктор Панченко, который исполняет роль Эдварда.

Главная мысль спектакля понятна всем, кто способен думать и сопереживать. Он абсолютно неслезовыжимательный, он заставляет остановиться и задуматься. Ведь как часто в жизни мы встречаем надменных людей, которые смотрят на всех свысока и наслаждаются своей идеальностью! Таким был и наш кролик. Но пройдя тяжелый и многолетний путь, не единожды поменяв хозяина, он научился сопереживать, дорожить, а главное – любить.

Эта постановка – красивая история для детей и поучительная сказка для взрослых, которым она, конечно же, нужнее. Дети еще умеют любить искренне и ни за что, а взрослые, зачастую ожесточенные неудачным жизненным опытом, в какой-то момент начинают бояться открыть сердце… И становятся такими, каким был кролик Эдвард до того, как началось его удивительное путешествие.

Самой взрослой постановкой фестиваля «Чир-Чайаан», привезенной в Хакасию Российским академическим Молодежным театром, стали «Цветы для Элджернона», она имеет ограничение 18+. Это спектакль по одноименному произведению американского писателя Дэниела Киза, которое еще 40 лет назад считалось фантастикой, а сегодня этот роман – одно из самых человечных произведений нашего времени.

«Цветы для Элджернона» – это не история о взлете и падении одного человека, это история об эволюции и деградации всего общества. Переложить дневниковое повествование в драматическое произведение – дорого стоит. И это у Юрия Грымова, режиссера спектакля, получилось. В постановке ощущения выходят на первый план. Нет, не ощущения главных героев, а восприятие спектакля зрителем. Иногда в голове проходили ассоциации, что ты сидишь в кинотеатре – так быстро менялась картинка на сцене, режиссер словно при нас монтировал свою будущую картину. Сценография такая, что создавалось впечатление, будто ты перелистываешь фотографии на экране своего телефона, – все так мобильно, быстро, профессионально и, как бы банально это не звучало, красиво. Какой ценой и какими силами был достигнут этот художественный прием, знает, наверное, только Юрий Грымов.

Кстати, Абакану есть чем гордиться – гастроли «Цветов для Элджернона» в рамках фестиваля «Чир Чайаан» стали первым выездом постановки за пределы родной московской сцены. У организаторов было много сомнений – получится ли воссоздать всю ту сценографию, что так удачно работает дома?

– То, что мы представили спектакль «Цветы для Элджернона» на вашей сцене, – для нас настоящее событие, он еще ни разу не покидал пределы столицы. Это своеобразный хит, в Москве на него не попасть, – говорит Софья Апфельбаум.

И это событие состоялось. При заполненном зале драматического театра публика стоя дарила овации звездной постановке театра. Не потому, что это столичные гости. Не потому, что «Цветы» – одно из лучших произведений второй половины XX века. А потому, что эмоции, неподдельные и чистые, захватили каждого, кто смог окунуться в мир главного героя.

БТК. Экологичнее некуда

Вышеперечисленные спектакли почти никак не вписывались в рамки нашего фестиваля: не на экологическую тему, не кукольные. А вот Большой театр кукол из Санкт-Петербурга привез то, что надо, – постановку, которую театр называет путешествием из детства, «Сто сорок ударов в минуту».

Сердце новорожденного бьется с частотой 140 ударов в минуту. В мире природы также многие явления происходят достаточно быстро. Так, например, стрекочет кузнечик, бегают муравьи, летают бабочки и стрекозы, трепещут листья на ветру и бьются друг о друга стебли тростника. В постановке с помощью языка кукольного, визуального и пластического театра актеры рассказывают детям, что мир природы чудесным образом созвучен ритму их маленьких сердец.

Это спектакль о том, как рождается ребенок, как он познает окружающий мир. Взаимодействие маленького человека с природой – удивительно. Он еще не знает слов «можно» и «нельзя», он действует как ему хочется, осязая все вокруг…

Спектакль адресован людям с трех лет до бесконечности, потому что он о постижении таинства нашего мира, а оно на то и таинство, что до конца никогда не постижимо.

Кира ПОЛТАВСКАЯ


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Защита от спама *