Пятница, Сентябрь 22, 2017

Погода в Абакане

Главная > Газета > В заповеднике «Хакасский» прошла презентация «живых уроков»

В заповеднике «Хакасский» прошла презентация «живых уроков»

18 мая корреспондент «Абакана» стал участником первого «живого урока» в Хакасии, презентация которого прошла в Абазе на базе визит-центра заповедника «Хакасский». Особенность таких занятий — их проведение вне школьных стен (на территории заповедников, в музеях, на предприятиях, на улицах городов и т. д.). Посмотреть, как это нововведение работает на практике, из Абакана выехала большая делегация на микроавтобусе, в том числе представители системы образования, Государственного комитета по туризму РХ, Туристского информационного центра и туроператоров.
Причем здесь туризм? Какие преимущества «живого» урока перед обычным? И какое развитие всероссийского проекта «Живые уроки» предполагается дальше в Хакасии и Абакане? Это (и не только) выяснял наш корреспондент.

Особенности

На хорошо оснащенной территории визит-центра заповедника «Хакасский» нас ждали абазинские школьники – ученики 9-х и 10-х классов, для которых был организован «живой урок» биологии. Принять в нем участие было предложено и желающим взрослым из числа абаканских гостей. Согласилось большинство (в том числе, в роли ученицы выступил и корреспондент «Абакана»). Почему проведение уроков вне класса возможно и для школьников, и для взрослых? И почему «живыми уроками» одинаково интересуются представители сфер образования и туризма?
Оказывается, живые уроки могут быть не только частью образовательного процесса школьников. Да, с их помощью, на практике, в интересных местах знания усваиваются легче, чем в «четырех стенах».
Но кроме этого, «живые уроки» могут быть и туристическим продуктом – проводиться для взрослых и детей из туристических групп. С их помощью туристы узнают и запоминают гораздо больше, чем во время обычных экскурсий. Ведь с ними работает педагог. В этом случае живые уроки — часть познавательного туризма, и туроператоры могут предлагать своим клиентам путешествия с их включением в программы поездок. Кстати, образовательные туры во всем мире используются давно и широко: многие люди любят не просто посещать новые места, но и получать о них новые знания в увлекательной форме.
Вкратце о впечатлениях

Казалось бы: ну как увлекательно можно раскрыть сложную тему урока, на который мы попали? А именно: «Сохранение биоразнообразия видов как основа устойчивого развития биосферы на примере деятельности заповедника «Хакасский»». Во время него девяти- и десятиклассники должны были повторить, например, что такое биосфера, экосистема, биологический прогресс и регресс, и их причины.
Однако, учителю биологии школы № 50 г. Абаза Ольге Степановне КИРИЛЮК удалось почти невозможное: увлечь и подростков, и взрослых этой непростой темой. Сначала она разбила учеников на 4 группы: ботаников, зоологов, экологов и художников. Большинство заданий для них были разными. Участники урока на основе полученной базовой информации сами «добывали» нужные для выполнения заданий знания и затем озвучивали результаты своих размышлений остальным участникам урока. Можно было и обсудить выводы других команд, и добавить свои мнения.
Уже через пять минут участники команд (в том числе взрослые) сами не заметили, как включились в работу. Увлеченно бегали по территории визит-центра в поисках информации для выполнения заданий: искали спрятанные конверты и открытки с нужными сведениями; вспоминали на наглядно оформленной «Тревожной тропе» визит-центра редкие и исчезающие виды животных; искали растения, характерные для горно-таежной местности (например, бадан и кедр) и представителей животного мира (к примеру, удалось увидеть воочию муравьев и других насекомых, а также некоторых птиц)… Еще запомнилось, как команды рассказывали друг другу о ближайших заповедниках и национальных парках и их особенностях, опираясь не только на выданную учителем базовую информацию, но и на свой опыт посещения особо охраняемых природных территорий. После красочных рассказов у всех команд сложилось представление о растительном и животном мире не только Хакасии, но и соседних регионов, а также об их охране. Важной частью урока стали «мозговые штурмы» на основе «добытых» знаний. Например, мы в своей команде экологов бурно обсуждали угрозы видовому разнообразию. И рассуждали: что может сделать каждый, чтобы противостоять уничтожению природы?
Вопросы заданий заставляли размышлять на неоднозначные и сложные даже для взрослых темы, но выводы, к которым пришел сам, а не взял их в учебнике, забыть невозможно. Могу сказать о себе, что я не только незаметно и в увлекательной форме освежила школьные знания, но и приобрела новые. Особенно краеведческие. Например, про местные растения и животных и проблемы в их охране нам на уроках не рассказывали, и в школьных учебниках этого не было. Так что для меня лично опыт «живого урока» оказался полезным. Остальные участники (и юные, и взрослые) тоже высоко оценили «живой урок».

«Успешные наработки у абаканских учителей есть…»

Открытое занятие в заповеднике «Хакасский» оказалось удачным опытом: это отметили и юные, и взрослые ученики. В планах — развивать и внедрять «живые уроки» по всей республике (в том числе в Абакане).
Подробнее о перспективах этого нашему корреспонденту рассказала присутствующая на уроке методист кафедры среднего и основного общего образования Хакасского института развития образования и повышения квалификации («ХакИРОиПК») Людмила Николаевна МАНЬКОВСКАЯ.
– Людмила Николаевна, поделитесь: как вы оцениваете первый «живой урок» в Хакасии?
– Начну с того, что наша Хакасия в числе 16-ти регионов страны вошла во всероссийский проект «Живые уроки» (подробнее о нем можно узнать на портале: http://www.zhivye-uroki.ru). Они направлены на то, чтобы изучать природу, родной край за пределами школьных кабинетов, с использованием, например, ресурсов охраняемых территорий, музеев нашей республики. Эталона и правил для разработки таких уроков не существует. Это — творчество учителя. Это – любовь учителя к родному краю. У нас было подготовлено четыре «живых урока», но вы увидели только один.
Мое мнение: первый опыт получился удачным. Этому уроку предшествовала большая подготовительная работа, но только во время работы с детьми можно оценить ее результаты, увидеть преимущества и слабые места.
– Повлияло ли на успешное проведение урока место, где он проводился: хорошо оснащенная территория визит-центра заповедника «Хакасский»?
– Инфраструктура в заповеднике, интерактивные приспособления, наглядное и красочное представление информации о природе и ее охране в визит-центрах заповедника «Хакасский» на очень высоком уровне. Использование этих ресурсов, безусловно, помогает учителю сделать урок интереснее и насыщеннее.
– Какие перспективы внедрения опыта «живых уроков» вы видите на примере Абакана?
– В Абакане можно проводить самые разные «живые уроки»: например, по окружающему миру, краеведению, истории, биологии, географии и другим предметам. Они будут интересны и полезны как для школьников, так и для туристов, желающих узнать город с разных сторон. Например, во время таких занятий можно совершить прогулку по городу, рассказывая об истории появления названий городских улиц и о людях, в честь которых они были названы. Различные педагогические приемы (например, выполнение заданий, подготовленных педагогами) позволят давать информацию в увлекательной форме, и она будет легко усваиваться.
Успешные наработки у абаканских учителей есть, и обычно мы можем их увидеть на научно-пракических конференциях, конкурсах. Также во время олимпиады по экологии дети с учителями представляют свои экологические проекты. Например, богатый опыт для «живых уроков» наработан в школе № 1 Абакана: там учителем Т.А. Герасимчук разработан экологический проект, подразумевающий проведение по городу экологических экскурсий. Учитель школы № 25 И.М. Михайлова собрала прекрасный краеведческий материал по изучению истории улиц (и не только) г. Абакана и постоянно использует его в работе со своими учениками. И подобных примеров можно привести много. В Абакане наработок накопилось достаточно для того, чтобы ученики самых разных классов при изучении самых разных предметов смогли выходить за пределы классов на «живые уроки».
– Что делается для того, чтобы все больше педагогов Хакасии разрабатывали и проводили «живые уроки»?
– Помимо разъяснительной работы, в этом году мы решили провести республиканский конкурс по разработке «живых уроков», посвященный Году экологии в России. Среди его организаторов – «ХакИРОиПК» (там же будут приниматься конкурсные работы) и заповедник «Хакасский». Принять участие в этом творческом состязании могут все желающие учителя, чьи работы будут соответствовать конкурсному положению. В ближайшее время оно будет размещено на сайте «ХакИРОиПК» (http://ipk19.ru). Конкурс продлится до 10 сентября. Участвуйте и проводите «живые уроки»!

Татьяна ЗЫКОВА
Фото автора
Абакан–Абаза–Абакан


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Защита от спама *