Среда, Август 23, 2017

Погода в Абакане

Главная > Без рубрики > Марина Штарк: «Главная задача учителя – окрылять ребенка»

Марина Штарк: «Главная задача учителя – окрылять ребенка»

Марину ШТАРК читателям «Абакана» представлять не нужно – ее имя уже на протяжении многих лет является символом хорового искусства Хакасии. Марина Геннадиевна – создатель и бессменный руководитель любимого абаканцами и известного по всей России коллектива «Каданс», педагог, открывший дорогу в «большую музыку» для многих своих воспитанников. Неудивительно, что именно такой учитель и возглавил созданную не так давно Детскую филармонию. Об истории создания и работе новой «Детской концертной студии» – в нашей беседе с Мариной Штарк.

– «Детская концертная студия – Детская филармония» официально создана в Хакасии с 1 февраля 2017 года, однако фактически наша история начинается с 2005 года. Все эти годы мы работали как детско-юношеское объединение при «взрослой» Хакасской республиканской филармонии. «Взрослая» филармония, как и большинство других творческих объединений, всегда набирала молодежь: новые силы дают возможность обогащать репертуар – ребята постоянно задействовались в разных постановках, да и мастерам сцены есть кому передать свои знания, опыт. Так как официально детской филармонии не существовало, то и работали педагоги на общественных началах, совмещая занятия с детьми с основной работой. Первоначально в нашем детско-юношеском объединении было два коллектива: мой хор «Каданс» и хореографический ансамбль «Талисман» Натальи Викторовны Апуневич. Наши воспитанники одновременно и пели, и танцевали. В 2005 году мы уже рискнули поставить силами наших воспитанников оперу Генри Перселла «Дидона и Эней». Это была очень серьезная работа, эта постановка, можно сказать, изменила, расширила наше сознание – оказывается, мы можем и такое! В 2007 году вместе с солистами «взрослой» филармонии мы поставили мюзикл «Под первой звездой». За десять лет существования этого проекта сменилось уже четыре поколения ребят – наших воспитанников. Позже к нашим двум коллективам добавился и ансамбль хакасского танца «Кун Сузы» – этих ребят также набирала Наталья Апуневич. Помню, среди первого набора «Кун Сузы» профессионально занимавшихся до этого хореографией ребят было человека два, а сегодня это имиджевый танцевальный коллектив Хакасии. В 2007 году мы впервые провели в Хакасии международный конкурс молодых вокалистов «Молодые голоса», председателем жюри выступил известный вокальный педагог Рубен Павлович Лисициан. В 2007 же году мы были удостоены чести стать филиалом Оперного театра детей имени Галины Вишневской. Так мы и жили: придумывали и реализовывали разные интересные проекты, а педагоги продолжали работать на общественных началах. И в 2017 году министр культуры Республики Хакасия Светлана Окольникова предложила нам официально открыть в Хакасии Детскую филармонию, – вкратце рассказывает историю своего родного «детища» Марина Геннадиевна.
Интересуюсь у своей собеседницы: сложно ли было решиться возглавить вновь создаваемое учреждение, ведь до этого уже многие годы Марина Штарк являлась художественным руководителем «взрослой» филармонии, работала с уже состоявшимися звездами, реализовывала интересные масштабные проекты – а здесь все снова?
– Выбора никакого передо мной и не стояло – речь ведь шла о мечте всей моей жизни, о создании Детской филармонии. На прежнем месте работы я сделала многое, все, что могла. И в то же время весь мой предыдущий опыт, контакты с интересными творческими людьми помогут мне на новой работе в качестве руководителя Детской филармонии. Как я могла отказаться от работы с детьми – я с ними работаю уже 33 года, – ответила на мой вопрос педагог.
На сегодняшний день в Детской филармонии занимается порядка 150 человек, в возрасте от 3-4 до 30 лет – концертная студия ведь детско-юношеская. В настоящее время воспитанники детской филармонии имеют возможность заниматься в вокальной и хореографической студиях.
– В 20-х числах мая мы будем проводить набор в хор мальчиков – приходите, приводите своих деток-внуков, мы будем очень рады новым знакомствам. Давно замечено, что мальчишек и девчонок трудно объединить в один хоровой коллектив, у них разная психология, разный подход к делу – это потом уже, взрослые, они хорошо поют вместе. Хор девочек у нас в филармонии уже есть, теперь набираем мальчиков, – дополняет Марина Штарк.
С осени, с началом нового учебного года, начнутся занятия в театральной студии под руководством режиссера-постановщика филармонии Юлии Белогуровой. Никакого отбора ребят для занятий в студиях детской филармонии, по словам моей собеседницы, не проводилось – принимали всех желающих. И как полагает руководитель детской концертной студии, такое положение сохранится и в будущем.
– Заниматься мы принимаем всех желающих, однако для выступлений, для выхода на концертные площадки определенный профессиональный отсев неизбежен – сцена обязывает к абсолютному, стопроцентному качеству. Помогать творчески развиваться мы будем всем ребятам, но и будем смотреть на усердие ребенка, его дисциплинированность. Многие из наших воспитанников параллельно занимаются и в музыкальной школе – там они получают образование, а мы в филармонии даем навыки творческой профессии, – отмечает педагог.
И многие ребята после школы Марины Штарк решают связать свою профессиональную судьбу с музыкой. Марина Геннадиевна гордится успехами и достижениями своих воспитанников – во время рассказа о них лицо учителя буквально светится любовью и радостью. Многие из воспитанников Марины Штарк уже давно взрослые люди, сами известные музыканты и педагоги, но для моей собеседницы они остаются теми же любимыми девочками из ее хора «Каданс».
– Одна из моих первых учениц сегодня живет и работает в Санкт-Петербурге, позже многие девочки продолжали обучение в этом городе – культурной столице нашей страны. Но когда в Санкт-Петербург поступила моя первая ученица – это было такое счастье! Ведь до этого я считала, что наше место – здесь, в небольшом городе, максимум, о чем мы можем мечтать, – это Новосибирск. А тут оказалось, что границ не существует! Для человека, который мечтает и дерзновенно идет к своей Мечте, нет ничего недоступного! – воодушевленно рассказывает педагог.
Именно учитель, как считает Марина Штарк, должен дать ребенку крылья, чтобы ребенок смог реализовать свою мечту.
– Как дальше сложится профессиональная жизнь моих учеников, это распорядится судьба, мое дело – окрылять ребенка. Очень важно, чтобы ребенок попал в руки такого педагога, который бы поверил в него и сумел внушить своему воспитаннику, что он способен на все, что он сможет сделать все, о чем мечтает. Как я понимаю, учитель – это человек, который посредством своего предмета должен научить ребенка жить. Я могу учить детей с помощью музыки. Решит ли мой ученик связать свою судьбу с музыкой в будущем – это он сам решит, но для гармоничного развития личности музыка необходима. Вы знаете, что музыка развивает оба полушария нашего головного мозга? То есть, она помогает нам развиваться и творчески, и мыслить рационально, логически. Кстати, в Японии уроки музыки у детей в рамках школьной программы предусмотрены ежедневно. И посмотрите, какими техническими достижениями может гордиться эта нация. Также большое внимание музыкальному образованию детей уделяется и в Германии – у нас в этой стране живут родственники. Так вот ученики общеобразовательных школ в обязательном порядке занимаются в каком-либо творческом коллективе (это может быть хор, оркестр), все ученики умеют играть на каком-либо музыкальном инструменте. Да, пусть они не все играют блестяще, но, оканчивая общеобразовательную школу, все дети знают ноты, могут петь и играть на музыкальном инструменте, а потом многие из них продолжают участвовать в каких-либо самодеятельных коллективах. Я недавно прочитала интересную теорию: человек при рождении наделен максимумом талантов, способностей – он может развиваться в любом направлении. Но постепенно, взрослея, мы растрачиваем свои нереализованные таланты, если не занимаемся их развитием. Наверное, я соглашусь с этой версией нашей жизни. Потому очень важно развивать ребенка музыкально, причем начинать это следует как можно раньше. А какую он уж выберет в будущем профессию, он решит сам, – рассказывает руководитель Детской филармонии.
Сама же Марина Геннадиевна, по ее признанию, поет всю жизнь – сколько себя помнит. Всегда будущий профессиональный музыкант испытывала внутреннюю потребность создать коллектив и петь – будь это сначала подружки-одноклассницы в начальной школе Тайшета или хоры в будущем.
– В музыкальной школе я училась, как все нормальные, среднестатистические дети, из-под палки. В каждом ребенке сидит здоровая лень, так что он всегда будет стараться улизнуть от занятий – я была точно таким же учеником. Это должен быть какой-то особенный талант, любовь к музыке, чтобы ребенок сам, без контроля взрослых, занимался часами. Таким талантливым ребенком был известный пианист, наш земляк Осип Никифоров – бывает, придешь в гости к этой семье, а маленький Осип слушает музыку и одновременно следит по нотам. После окончания школы я поступила в Абаканское музыкальное училище к замечательному педагогу Галине Николаевне Рудаковой. Сегодня практически все педагоги-хоровики нашего города и республики – это ее воспитанники. Затем была мощная профессиональная школа в Кемеровском институте культуры, и потом понеслась моя собственно педагогическая деятельность. Однако, постепенно, занимаясь с учениками, я вдруг осознала, что для меня интересы ребенка не менее важны, чем интересы хора, и решать педагогические задачи для меня так же важно, как и профессиональные. Главным для меня стало чтобы ребенок был счастлив рядом со мной, на моих занятиях. Я до сих пор дружу со всеми своими ученицами, мы продолжаем общаться, хотя музыкой многие из них давно уже не занимаются. У нас сложилась такая добрая традиция – августовские посиделки, каждое лето мы собираемся со всеми моими ученицами (что касается тех, кто проживает в других городах, приходят те, кто из них в этот год окажется в Абакане в отпуске или на каникулах) в нашем с Андреем Георгиевичем (Андрей Штарк – руководитель муниципального духового оркестра города Абакана. – Прим. ред.) доме. Андрей готовит плов, а мы с девчонками готовим концерт и потом все вместе поем, общаемся, делимся своими жизненными радостями, горестями, достижениями – в общем, со своими учениками мы стали одной большой семьей. Мои родные дети также связали свою профессиональную судьбу с музыкой: сын играет в духовом оркестре, дочь учится в Санкт-Петербурге в театральной академии по специальности «Актер театра мюзикла». У дочери много дерзновенных профессиональных планов, и мы как родители, как педагоги, старались и стараемся сегодня делать все, чтобы сохранить ее крылья, чтобы она смогла достичь больших высот. Думаю, об этом мечтают все родители на свете, – улыбаясь, завершает нашу беседу руководитель Детской филармонии Марина Штарк.
Ольга КАРАЧАКОВА


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Защита от спама *