Воскресенье, Январь 21, 2018

  /  Погода в Абакане

Главная > Газета > «Учитель года – 2017» в Абакане Инна Игнатенко: «С детьми нужно разговаривать на их языке»

«Учитель года – 2017» в Абакане Инна Игнатенко: «С детьми нужно разговаривать на их языке»

Учитель русского языка и литературы абаканской школы № 1 Инна ИГНАТЕНКО стала абсолютным победителем муниципального конкурса профессионального мастерства «Учитель года – 2017». Об участии в конкурсе, а также о том, каким должен быть современный педагог, что нужно делать, чтобы дети полюбили читать и успешно освоили школьную программу по русскому языку и литературе, – в нашей беседе с победительницей.

– На конкурс «Учитель года» не идет педагог, который не готов к такому испытанию. Все участники готовятся, и, безусловно, всем нам помогали коллективы наших школ, потому что без поддержки коллег победить просто невозможно. И да, я хотела победить, а не просто поучаствовать, рассказывает Инна Игнатенко.

За звание «Учитель года – 2017» в Абакане боролись 12 педагогов из 11 образовательных учреждений города – ранее все они были признаны лучшими по результатам школьных отборочных туров. Главным конкурсным испытанием стало проведение открытого урока по своему предмету. Причем урок проводился не в стенах родной школы, а в другом образовательном учреждении и с незнакомыми учениками.

– Профессиональный конкурс это безумно интересно, но в то же время это и некая стрессовая ситуация. И требуется довольно много времени для подготовки к такому испытанию. К тому же из-за карантинных мероприятий по гриппу нам пришлось сначала готовиться к уроку по программе одного педагога (из школы № 10), а потом перестраиваться на программу и учеников из школы № 11. Но мы справились. В своей работе я придерживаюсь следующего правила: чтобы детям было интересно на уроках, учитель должен разговаривать с ними на понятном им языке, оперировать их понятиями. Исходя из этого же правила, я построила и конкурсный урок с незнакомыми мне школьниками. Урок был посвящен сложноподчиненному предложению – мы рассматривали тему, создавая страничку сложноподчиненного предложения в социальной сети. Ведь странички в социальных сетях сегодня есть практически у каждого школьника. При подготовке к уроку мне очень помог учитель информатики нашей школы Евгений Олегович Альбрант. В целом мне самой очень понравился проведенный урок: дети были активны – было видно, что им интересно и что теперь сложноподчиненное предложение для них это не просто параграф в школьном учебнике, а то, что им действительно важно и нужно знать, делится впечатлениями о конкурсе победительница.

«Урок должен быть интересным и для учеников, и для самого учителя» данному профессиональному правилу Инна Сергеевна придерживается всегда. По словам моей собеседницы, если учителю не будет интересно то, что он рассказывает, как же он сможет увлечь своим предметом детей? Интересуюсь у педагога, может ли ему быть искренне интересно рассказывать одно и то же правило русского языка или снова и снова разбирать давно знакомое литературное произведение на протяжении многих лет?

– Даже рассказывая один и тот же материал, невозможно провести двух одинаковых уроков: дети разные, вопросы у них возникают также самые разные. Кроме того, я всегда об этом говорю детям, литература – это единственный в школе предмет, на котором нельзя ответить неправильно. Если ученик прочитал текст, он сможет высказывать свое мнение – и оно в любом случае будет правильным, даже если я с ним не согласна – это его интерпретация. В текущем году я преподаю литературу в трех классах параллели, и ни разу у меня не было одинаковых уроков. Да и с каждым годом мои уроки меняются, я стараюсь добавить что-то актуальное, интересное именно для этого учебного года. К примеру, урок 2016-2017-го учебного года будет очень сильно отличаться от урока, проведенного в прошлом учебном году. Прошлый год был Годом кино, мне было очень интересно подготовить для детей подборку из отрывков фильмов, снятых по произведениям школьной программы. Мы вместе разбирали трактовки автора произведения, создателя фильма и трактовку их, школьников. Ребятам такие уроки были интересны, – отвечает на мой вопрос педагог.

Сегодня учителя активно практикуют бинарные уроки. Приветствует такие уроки и Инна Игнатенко.

– Совместно с моей коллегой Ириной Анатольевной Голубь для 5 – 9-х классов мы проводим уроки литературы и музыки. Детям очень нравятся уроки, где мы рассматриваем литературные и музыкальные образы одних и тех же героев. В 8-м классе мы с ребятами изучаем новеллу Проспера Мериме «Кармен». на объединенном уроке мы прослушали отрывки из одноименной оперы Жоржа Бизе. Также с трагедией Шекспира «Ромео и Джульетта»: изучили литературное произведение, сходили в кинокафе на просмотр фильма и на совместном уроке прослушали отрывки из одноименной оперы. И таких бинарных уроков у нас много, отмечает преподаватель литературы Инна Игнатенко.

– Современный образовательный стандарт предполагает большую долю самостоятельности учеников, изменилась роль учителя: он теперь не транслятор знаний, а в определенной степени модератор: педагог направляет, корректирует учеников. Я училась еще в советской школе, и мне было достаточно сложно перестроиться на такую форму работы. Но я, повторюсь, всегда понимала, что с детьми нужно разговаривать на их языке, оперировать их понятиями, и старалась придерживаться этого на практике, добавляет педагог.

Связать свою профессиональную судьбу со школой, как оказалось, победитель муниципального конкурса «Учитель года – 2017» изначально не планировала, о профессии педагога не мечтала.

– Можно даже сказать, что я в какой-то мере случайно стала учителем. К моменту окончания школы я еще не имела четкого представления, чем бы хотела заниматься в жизни. В школе мне очень нравились литература и русский язык, поэтому я поступила на филологический факультет ХГУ им. Н.Ф. Катанова. Тем более что сдавать мне пришлось всего один экзамен – диктант, так как во время учебы в школе я занималась у преподавателя филфака Виктора Алексеевича Федченко, и всем нам, успешно написавшим у него исследовательский проект, остальные два экзамена засчитались автоматом. По окончании филфака я не планировала работать в школе, однако мне позвонили из моей родной школы № 10 и попросили временно взять небольшую нагрузку. Как известно, нет ничего более постоянного, чем что-то временное. Так я втянулась в работу и осталась в школе, о чем не жалею, считаю, что сегодня я – на своем месте, занимаюсь своим любимым делом. Через четырнадцать лет работы я перешла в школу № 1 – здесь у нас просто потрясающий коллектив, литераторов – девять человек, включая директора школы Людмилу Борисовну Огурцову. В первое время после перехода в новый коллектив я смотрела на своих коллег-литераторов как на небожителей, думала, когда же я достигну такого уровня, ничего, со временем освоилась. Сегодня я являюсь руководителем школьного методического объединения учителей русского языка и литературы, — рассказывает о своем профессиональном пути абаканский Учитель года-2017.

Требует ли современный учитель литературы от своих учеников прочтения всех произведений школьной программы, интересен ли сегодняшним школьникам Толстой и Достоевский, тем более что краткое содержание всех изучаемых произведений можно прочитать в Интернете?

– Я стараюсь донести до своих учеников мысль, что те, кто читает книги, всегда будут управлять теми, кто смотрит телевизор. Нельзя читать сокращение в сокращении. Однако в последнее время меняются подходы в преподавании литературы. В новой Концепции школьного филологического образования отмечается необходимость внесения изменений в содержание школьной программы по литературе, что многие произведения, которые мы сегодня изучаем, были написаны не для детей. Сегодня редко какой ребенок осилит все четыре тома «Войны и мира» Толстого или романы Достоевского. У нас, учителей, по данному поводу двоякое мнение: с одной стороны, мы должны быть гибкими, учитывать веяния времени, с другой стороны, школьные учителя – довольно консервативны по своей сути, нам кажется, что школа – это такой островок стабильности и нужно сохранить в программе все произведения. На каком еще примере, как не на Родионе Раскольникове, можно донести до подростков, к чему может привести одержимость какой-либо идеей? – рассуждает педагог.

Уже на следующей неделе Инну Сергеевну ждут новые конкурсные испытания в селе Шира (так как именно в этом населенном пункте проживает победитель прошлого года) состоится региональный этап конкурса профессионального мастерства «Учитель года – 2017». Желаем абаканскому педагогу успеха, чтобы следующий конкурс обязательно состоялся в одной из школ республиканской столицы.

Ольга КАРАЧАКОВА


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Защита от спама *