Суббота, Июль 22, 2017

Погода в Абакане

Главная > Газета > Истории абаканских потребителей

Истории абаканских потребителей

Итоги года по обращениям потребителей в Управлении Роспотребнадзора по РХ еще подводят. Однако до того, как станут известны окончательные цифры, ясно: в первую пятерку проблем, беспокоящих абаканских потребителей, вошли некачественные покупки и услуги. В случае с последними возмущения часто связаны с затягиванием сроков выполнения заказов.

Случаи из редакционной почты – отражение общих тенденций. Истории читателей «Абакана» комментирует с точки зрения закона начальник отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по РХ Вера УРМАЦКИХ.

Неустойка за… недошитое вовремя платье

К новогоднему корпоративу я заранее заказала в ателье пошив вечернего платья. Мне обещали его сшить еще к 10 декабря, чтобы у меня было время подобрать к наряду подходящие украшения и туфли. Однако заказ не был готов ни к сроку, ни к дате корпоратива, и непонятно, получу ли я платье к Новому году. То есть мои праздничные планы (и настроение) подпорчены.

Объяснения сотрудниц ателье по поводу того, чем вызвана задержка, невнятные: «Работы перед праздниками много, а ваш мастер на больничном». И неизменное: «Приходите завтра». Спрашивается: зачем я тогда заранее делала заказ? Зачем за него брались, если не могут выполнить в срок? Уже была готова обратиться в другое ателье, но везде предпраздничные авралы и заказы, да и платье наполовину готово (сама видела).

Позволяет ли мне закон наказать рублем нерасторопное ателье за испорченное настроение? Например, могу ли я потребовать неустойку?

Екатерина Попова

– Да, можете. Правила бытового обслуживания населения в РФ дают вам такое право: «В случае нарушения установленных сроков оказания услуги (выполнения работы) или назначенных потребителем на основании настоящего пункта новых сроков исполнитель уплачивает потребителю за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки неустойку (пени) в размере трех процентов цены оказания услуги (выполнения работы), а если цена оказания услуги (выполнения работы) договором об оказании услуг (выполнении работ) не определена – общей цены заказа».

Но, подсчитывая размер неустойки (пеней), помните, что ее размер не может превышать цену отдельного вида услуги (работы) или общую цену заказа, если цена выполнения отдельного вида услуги (работы) не определена договором об оказании услуги (выполнении работы).

А начать отстаивание своих потребительских прав стоит с письменной претензии руководству ателье. Помимо описания произошедшего приложите к нему расчеты неустойки за не выполненный вовремя заказ. Один экземпляр остается в ателье, другой (с отметкой о приеме, датой и подписью принявшего) – у вас. Если ответа на ваше послание не последует или он вас не устроит, далее ваш путь лежит к специалисту по защите прав потребителей (в Управлении Роспотребнадзора по РХ или в городской администрации). А если и с его помощью не удастся разрешить проблему в досудебном порядке, идите в суд.

Золотые украшения вернуть не получится

Приобрел в подарок любимой женщине гарнитур украшений из золота. К сожалению, немного ошибся с размером, и выяснилось это только дома. Хотел обменять его, однако в ювелирном магазине принимать покупку категорически отказываются, хотя украшения не носили и все ярлычки на месте. Ссылаются на какой-то «невозвратный список». Он действительно существует и распространяется на новые украшения? Или подобные доводы лишь отговорки, чтобы покупатели не возвращали дорогие покупки? Как посоветуете поступить в моем случае?

Дмитрий С.

– Я бы посоветовала вам обратиться к ювелиру, чтобы с его помощью попробовать решить проблему с размером украшений, так как закон на стороне продавцов. Принимать обратно покупки из драгметаллов, если нет претензий к их качеству, они не имеют права на основании “Перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации” (далее – Перечень). Он был утвержден постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 года № 55. Продавцы и покупатели обычно называют его для краткости «невозвратным перечнем (списком)».

С этим документом (со всеми изменениями, которые в него вносились с момента утверждения) можно ознакомиться в правовых системах, в библиотеках, магазинах, у специалистов по защите прав потребителей.

Если кратко, то Перечень состоит из 14 пунктов. В список, например, включены товары для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях, лекарственные препараты; предметы личной гигиены; парфюмерно-косметические товары; текстильные товары; кабельная продукция (и другие товары, отпускаемые на метраж); швейные и трикотажные изделия; изделия и материалы, контактирующие с пищевыми продуктами (из полимерных материалов, в том числе для разового использования); товары бытовой химии, пестициды и агрохимикаты; бытовая мебель; изделия из драгоценных металлов, с драгоценными камнями, из драгоценных металлов со вставками из полудрагоценных и синтетических камней, ограненные драгоценные камни; технически сложные товары бытового назначения, на которые установлены гарантийные сроки; гражданское оружие, основные части гражданского и служебного огнестрельного оружия, патроны к нему; животные и растения; непериодические издания.

Если «гипоаллергенная» косметика вызвала аллергию

Почти на всей косметике производители указывают: «Гипоаллергенно». Лично мне кажется, что во многих случаях это делается для того, чтобы привлечь покупателей, а не отражает истину. Я — аллергик, и не раз сталкивалась с тем, что «гипоаллергенная» косметика вызывала аллергические реакции. Решила купить себе к новогодним праздникам дорогую «гипоаллергенную» тушь. В итоге после первого использования покупки получила отеки и высыпания на лице (аллергические реакции зафиксированы врачом, к которому я обратилась за помощью).

Но продавцы отказались принимать товар обратно, сославшись на надпись «гипоаллергенно» на его упаковке и сказав, что претензий к качеству на этом основании быть не может.

Что мне делать? Как вернуть вредоносную косметику и доказать, что написанное на упаковке не соответствует действительности?

Ирина Вакулина

– Если устное обращение не дало эффекта, вам остается подготовить письменную претензию руководству магазина (в двух экземплярах). Помимо описания ситуации, сошлитесь в ней на Закон РФ “О защите прав потребителей” (ст. 10), который обязывает изготовителя и продавца предоставлять покупателю полную и достоверную информацию о товаре. Также приложите к документу копии упаковки туши, на которой указано, что она не вызывает аллергических реакций, и медицинских документов, подтверждающих визит к врачу и возникновение аллергической реакции.

Далее вы должны выставить свое требование, например потребовать возврата уплаченных за товар денег. Помимо этого, вы имеете полное право потребовать возместить в добровольном порядке вред, нанесенный вашему здоровью: оплатить лекарства и лечение. Для подтверждения расходов необходимо приложить к претензии копии чеков, подтверждающих эти траты. Одна копия претензии остается у вас, а другую (с отметкой о приеме, датой и подписью принявшего) вы оставляете на рассмотрение в магазине. Не возбраняется отправить претензию и почтой – заказным письмом с уведомлением о вручении. На рассмотрение этого документа отводится 10 дней (с момента получения).

Если претензию проигнорируют или ответ вас не устроит — остается обратиться в суд за дальнейшим отстаиванием прав. С его помощью можно возместить и нанесенный аллергической реакцией на косметику моральный вред. Возможно, это помешало какой-то важной деловой встрече или был испорчен отпуск.

Требование паспортов «в залог» в пунктах проката незаконно

С наступлением зимы мы часто пользуемся пунктами проката при базах отдыха, проводя на выходных время за городом. Берем в аренду плюшки для катания с горок, а также коньки и лыжи.

Однако, нас настораживает, что во всех пунктах проката, куда мы обращались, для этого требуется оставлять паспорта «в залог». Их сотрудники объясняют этот тем, что снаряжение стоит дорого и без этого непонятно, как потом найти человека, если он его испортит или украдет.

С другой стороны, паспорт — это главный документ, удостоверяющий личность! А вдруг его потеряют? Или, как в громких случаях мошенничеств с паспортами в России, наберут на него кредиты за то время, пока я катаюсь с горки? А потом доказывай, что это не я…

Хочу узнать: законно ли брать паспорта в такой залог?

Мария Романова

– Требование паспортов «в залог» в процессе оказания каких-либо услуг — это незаконное требование. Вы имеете право жаловаться на это в полицию и прокуратуру.

Напомню, что изъятие у граждан паспортов разрешается в строго определенных случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (с выдачей акта об изъятии паспорта). Получение вещей напрокат к таким случаям не относится.

Возможно, вы не знали: незаконное изъятие паспортов карается административной ответственностью. Согласно статье 19.17. КоАП РФ, незаконное изъятие удостоверения личности гражданина (паспорта) влечет наложение административного штрафа в размере от ста до трехсот рублей, а незаконное принятие удостоверения личности гражданина (паспорта) в залог карается штрафом в 100 рублей.

Обращаю ваше внимание и на такой момент: с юридической точки зрения оставление паспортов в пунктах проката договором залога, как это иногда пытаются представить, не является. Предметом залога может быть только отчуждаемое имущество (вещи и имущественные права). Помните, что документ, удостоверяющий личность, предметом залога не может быть!

«Пожизненная гарантия»: возможно ли это?

К Новому году жена выписала себе в подарок через интернет-магазины много разных безделушек и вещей. Причем зачастую решающим аргументом в пользу выбора той или иной покупки была «пожизненная гарантия», которую обещал на нее производитель или продавец.

Мои старания убедить ее, что это — пустое обещание, оказались напрасными. Посудите сами: нигде не сказано, в течение чьей жизни действует гарантия — вещи или покупателя? И в том, и в другом случае получается нелепица. Если покупатель (не дай бог) умрет, то предъявлять претензии по гарантии будет некому. Если первой «скончается» вещь, то и гарантийные обязательства, действующие в течение ее «жизни», автоматически завершаются.

Меня интересует: может ли гарантия на покупки быть пожизненной? Как это? И как отстаивать права, если ломается вещь с такими гарантийными обязательствами?

Александр П.

– Понятия «пожизненная гарантия» в российском законодательстве нет вообще. Соответственно, в спорных случаях вещь с «пожизненной гарантией» с юридической точки зрения будет рассматриваться как вещь, гарантийный срок на которую не установлен.

Удачи!

Подготовила Карина АЛФЕЕВА


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Защита от спама *