Суббота, Сентябрь 23, 2017

Погода в Абакане

Главная > Газета > Детские игры как начало перемен в мире

Детские игры как начало перемен в мире

Детям свойственно мечтать. В том числе и глобально – о том, как они смогут изменить мир. А кое-кто из юных абаканцев уже делает первые шаги к тому, чтобы сделать жизнь на планете чуточку лучше. Для этого требуется не так много: иным из детей достаточно поверить в свои способности и не бояться творческих поисков.

Успех юного абаканца

В последние дни прошлого, 2016 года в Москве состоялась церемония награждения финалистов VII Всероссийского конкурса социальной рекламы «Новый взгляд». Этот проект можно назвать одним из самых серьезных площадок для творческого состязания: поддержку «Новому взгляду» оказывают депутаты Госдумы РФ, Общественной палаты, Министерство образования и науки и ряд других ведомств. Под стать уровню проведения и число участников и строгий подход к отбору. В этом году из более чем четырех тысяч работ было выбрано 62. И одним из финалистов стал 10-летний житель Абакана Глеб Вронский. Представитель столицы Хакасии также удостоен специального приза от Российского военно-исторического общества и специальным презентом от Дианы Гурцкой – председателя Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по поддержке семьи, детей и материнства. О том, как проходил конкурс, а также о принципах воспитания юных талантов нам рассказала мама финалиста, дизайнер Татьяна ВРОНСКАЯ, которая успешно обучает юных жителей нашего города тонкостям своей профессии.

– Конкурсы любого уровня полезны тем, что помогают детям на практике применить полученные ими знания. А еще условия конкурса – это всегда очередная задача, которую можно решить вместе с детьми на занятии. Мы постоянно практикуем «мозговой штурм», где каждый вправе высказывать свои творческие идеи, разрабатывать собственную концепцию. Каждый может отстаивать свою идею, и бывает так, что принимается первый же вариант или мы долго блуждаем в творческих поисках, – так описывает свою работу с детьми Татьяна Вронская.

Примечательно, что моя собеседница – противник состязаний, которые предлагают выплату вступительного взноса в обмен на обязательный сертификат участника. Действительно, какой смысл бороться за то, что и так достанется? Кстати, подопечные Татьяны уже втянулись в ритм состязаний. Еще недавно для них важнее было свидетельство победы. Теперь они еще и научились находить радость в достижении своих целей, в творческом поиске и вдохновении. Что, как и следовало ожидать, все чаще приводит их к успеху.

Как становятся дизайнерами?

Развитие творческого мышления у детей – вопрос, вокруг которого не смолкают споры в среде маститых педагогов. Ведь здесь требуется, с одной стороны, дать детям максимальную свободу действий – чтобы подопечные могли экспериментировать, ошибаться и добиваться успеха самостоятельно. А с другой стороны, очень важно соблюдать жесткие рамки учебной программы, даже если речь идет об учреждении дополнительного образования. А еще условные границы стоят в сознании самих детей. Это страх сделать что-то неправильно, стать предметом насмешек или осуждения… Как же поступить преподавателю? У каждого практика будет свой рецепт. По словам моей собеседницы, для начала юных дизайнеров стоит учить самостоятельности в решениях. Детям на своем опыте удается усвоить то, что одну творческую задачу можно решить несколькими способами и при этом все они могут быть правильными.

Недавняя победа, точнее, путь к ней – хорошая иллюстрация такого педагогического подхода. Всероссийский конкурс социальной рекламы «Новый взгляд» изначально рассчитан на детей и молодежь, то есть здесь предоставляется максимум возможностей для экспериментов. Он включал в себя две основные номинации: плакат и видеоролик. При этом главной темой конкурса стала связь поколений и забота о пожилых родственниках. Однако участникам была предоставлена возможность творческого маневра: на конкурс принимались работы, связанные с вопросами защиты окружающей среды, а также защитой мира на планете. Именно в этом направлении и работал юный представитель Хакасии. Надо сказать, выбор Глеба был неслучайным.

– Во время своих занятий с детьми я давно установила только одно ограничение: никаких электронных гаджетов. Ребенок может воспользоваться телефоном, чтобы позвонить родителям, – на этом все. Никаких игр на планшете во время перерыва… но зато можно творить все что угодно на занятии. Кому удобнее рисовать сидя на полу – пожалуйста! Хочешь усесться на стол, потому что так лучше думается, – садись! И в семье у нас действуют подобные принципы. Глеб не играет в компьютерные игры. Но зато у него есть возможность рисовать. И он рисует, в том числе и батальные сцены. Так же как многие мальчишки в прежние времена, заполняет листы бумаги танками, самолетами, управляя битвой нарисованных персонажей.

Так что для будущего финалиста и его наставницы-мамы было очевидно: стоит применить имеющиеся навыки, чтобы попытать силы в конкурсе плакатов.

– Дизайнер – это в первую очередь человек, который создает привычный для нас окружающий мир. Любой элемент в нем, от стула до автомобиля, создан с участием дизайнера. И человек этой профессии должен быть готов к тому, чтобы помочь миру стать лучше, –- считает моя собеседница.

В совместном творчестве родился слоган для плаката «Пусть война останется в рисунках мальчишек». А обрамлением для него стали те самые, созданные детской рукой рисунки боевой техники – схематичные, даже наивные, но сильные в своем воздействии на зрителя. И члены жюри оценили столь необычный подход.

Творчество на занятиях и дома

«Немного теории и много практики» – таков, по словам Татьяны, ключевой принцип в подготовке юных дизайнеров. Судите сами, возможно ли «на пальцах» объяснить детям принципы трехмерного моделирования, построения перспективы или внутренней отделки помещений? Рассказать, конечно, нетрудно, но много ли запомнят слушатели… а вот когда на столе появляется конструктор, который можно собирать под комментарии преподавателя, – другое дело. Или, например, можно создать кукольную квартиру из бумаги. И обставить ее, следуя принципам дизайна – подобрав обои, напольные покрытия, мебель и прочее, конечно же тоже бумажное. Такой предмет дети схватывают на лету, да и впитывают информацию в таком объеме, что еще и родителей умудряются поучить уму-разуму. Общение же в семье вообще можно назвать средством как закрепления знаний, так и развития новых навыков.

Зима не балует жителей Абакана снегом, но, несмотря на это, немало жителей нашего города провели выходные на открытом воздухе. Развлечения здесь понятны и привычны: коньки, санки-ледянки, лыжи для тех, кто отправился за город. А как быть, если вдруг семейство вынуждено провести выходной дома? Здесь у многих из нас начинаются сложности: компьютерные игры, конечно, решают вопрос досуга, но не способствуют укреплению семьи. Телевизор тоже так себе вариант. И если взрослые не озаботились приобретением настольных игр, развлечь с пользой себя и детей, кажется, нечем… А если подойти к вопросу творчески? Моя собеседница предложила несколько вариантов «зимних» развлечений дома, которые пойдут на пользу как взрослым, так и детям, — как раз в качестве «тренажера» для ряда навыков.

Игра в снежки: лучше, если в ней примет участие вся семья. Вам потребуется рулон туалетной бумаги и немного времени на то, чтобы обсудить правила игры. А дальше все как в «снежном» варианте: берем побольше материала и лепим «снаряд», который надо запустить в противника. Игра простая, но полезная для маленьких детей. Потому что способствует развитию ловкости, координации движений, меткости. А кроме того, позволяет проявить смекалку в изготовлении собственных снарядов: нужно ведь еще сообразить, как скатать «снежок» так, чтобы он дальше полетел и попал именно туда, куда целился метатель.

Игра в машинки – привлекательна для детей любого возраста, да и взрослые к ней готовы присоединиться. Вам потребуются игрушечные автомобили, которых немало в закромах у любого мальчишки, фломастеры, старые обои, картон и фантазия. Для начала берем обои или любые другие бумажные листы и рисуем на них городские дороги, с перекрестками, тротуарами и всем прочим. Затем строим здания из картона или деталей конструктора. Площадка готова, можно играть во что угодно, от моделирования ситуаций из жизни автовледельцев, изучать правила дорожного движения, придумывать задания для детей вроде поиска кратчайшего пути от одного дома до другого. Польза очевидна: ребенок будет лучше понимать принципы движения на дороге, сможет развить пространственное мышление и получит навык решения простых логистических задач.

Андрей КЕДРИН


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Защита от спама *