Суббота, Июль 22, 2017

Погода в Абакане

Главная > Газета > Валентина Феоктистова: «Главная задача всех моих уроков – воспитать в детях добро»

Валентина Феоктистова: «Главная задача всех моих уроков – воспитать в детях добро»

Педагог абаканской школы № 11 Валентина ФЕОКТИСТОВА признана победителем XIX Всероссийского конкурса методических разработок «Сто друзей». Сценарий урока Валентины Васильевны по рассказу Валентины Осеевой «Бабка» был признан лучшим членами жюри из числа экспертов «Учительской газеты» и опубликован в данном авторитетном издании – чтобы коллеги со всей нашей большой страны могли взять для своих уроков что-то из наработок абаканского педагога.

– Конкурс методических разработок «Сто друзей» проводится уже на протяжении многих лет. Мы, педагоги, присылаем экспертам свои наработки, свои учительские находки – то, чем бы нам хотелось поделиться с коллегами и, наверное, получить своего рода оценку своей работы. Ведь в Хакасии мы, учителя, практически все хорошо знаем друг друга, и личные отношения, симпатии не всегда позволяют нам строго оценить наработки коллег. Выйдя на уровень федерального конкурса, проводимого «Учительской газетой», сам начинаешь несколько иначе оценивать свою работу. В конкурсе «Сто друзей» я принимала участие не в первый раз, в 2013 году мой урок окружающего мира также признавался лучшим и публиковался в «Учительской газете». Вообще идея всех моих уроков, их главная задача – воспитать в детях добро. За время моей работы в школе менялись подходы к урочной деятельности, само построение уроков, но цели и задачи моих уроков остаются прежними – научить доброте. Доброта – это то, чего так всем нам не хватает в современном мире, – отвечая на мой вопрос о конкурсной работе, Валентина Феоктистова сразу же переходит к рассказу о главном в своей работе.

Открывает для абаканских детей новый мир знаний и учит их доброте Валентина Васильевна уже 36 лет. Однако до сих пор, по ее признанию, она продолжает учиться – у коллег, у самих детей.

– Несмотря на мой большой опыт, звания и квалификации, никогда я не смогу сказать, что знаю все о том, как работать с детьми. Я учусь на протяжении всей своей профессиональной деятельности, в том числе у учеников своих я тоже учусь: дети так любят размышлять, философствовать. Новые ФГОСы этого и требуют – чтобы ребенок учился самостоятельно добывать информацию и умел отстоять свою точку зрения. Раньше в школе как было: учитель сказал, и его слово – это закон, а сегодня мы учим детей, наоборот, спорить и аргументировать свою точку зрения, – продолжает педагог.

С распространенным сегодня представлением о том, что раньше дети были другие, более добрыми, моя собеседница не согласна:

– Просто раньше доброты было больше в самом обществе, а дети были более открытые, возможно, просто потому, что у них не было современных технологий, компьютерных игр, сотовых телефонов. Дети больше читали, больше общались, учились вести диалог, слушать и слышать собеседника. Я пытаюсь менять детей, учить их быть добрыми по отношению друг к другу. Вообще педагогом стать я решила еще когда училась в 8-м классе – уже тогда я стала понимать, что не все дети умеют видеть красоту мира, не все дети могут быть такими добрыми, как хотелось бы. И вот с тех пор я старюсь научить детишек быть открытыми миру, быть добрыми по отношению к другим людям, – отмечает педагог.

Интересуюсь у собеседницы, а как же они такие открытые и добрые, будут жить в современном жестком, а иногда и вовсе жестоком мире?

– Да, мир сегодня стал более жестоким, но дети должны учиться милосердию, душевному пониманию близкого. Ведь как поется в доброй детской песенке: поделись улыбкою своей, и она еще не раз к тебе вернется. Меня радует, что в моих детках сохраняется эта душевная доброта и забота о других. В своей работе я всегда стараюсь воспитывать незаметно, ненавязчиво. Используемая мною технология личностно ориентированного урока предполагает незаметное воспитание, не нравоучением: сейчас ты будешь делать так, а потом вот так. Если мы будем воспитывать наших деток так, чтобы сказанное затронуло их души, чтобы они посмотрели и взяли себе на вооружение определенное поведение, видение, отношение и т. д., – ответила на мой вопрос Валентина Васильевна.

Вообще, по мнению моей собеседницы, педагогом нужно родиться, научиться всем тонкостям работы с детскими душами просто невозможно.

– С опытом это не приходит. Да, можно научиться давать знания, формировать умения и навыки, можно научиться объяснять сложные вещи простым языком. А вот душевному пониманию ученика, любви к нему научиться невозможно – это должно быть в человеке от рождения. Очень бы хотелось, чтобы на пути как можно большего числа детей встречались именно такие понимающие и любящие педагоги. В нашей школе № 11 таких учителей много, – улыбаясь добавляет Валентина Феоктистова.

За все 36 лет в школе Валентина Васильевна не может вспомнить ничего, что не устраивало бы ее в работе.

– Возможно, мне просто повезло и у меня так складывалась жизнь, но ничего плохого я вспомнить не могу. Да, бывают моменты, когда я дома от сильных переживаний могу и всплакнуть оттого, что не могу достучаться до какого-то ребенка, – но это тоже часть моей любимой работы. Зато какое счастье, когда к тебе прибегает такой «дядечка» — старшеклассник или вовсе выпускник – и благодарит за то, что в свое время я не оттолкнула этого непослушного ребенка, помогла ему найти то, что ему интересно и важно. Ведь мы, взрослые, педагоги иногда просто не понимаем детей. Мне в этом плане очень помогло то, что мои дочери в свое время также учились в нашей школе, сейчас здесь учится мой внук. Я всегда на месте любого ребенка представляю свою дочь или внука и думаю, а каково бы ему или ей было на месте этого конкретного моего ученика? – продолжает свой рассказ о любимой работе абаканский педагог.

В слову, дочери Валентины Васильевны не пошли по профессиональному пути мамы. Обе закончили обучение в школе медалистками, старшая стала экономистом, младшая – юристом.

– Мои дети выросли прекрасными людьми, мне не стыдно за их поступки, и я довольна тем, как воспитала своих детей, – с гордостью отмечает моя собеседница.

Тут же прошу Валентину Феоктистову, как опытного учителя начальных классов, дать совет всем тем родителям, чьим деткам не посчастливилось попасть под ее классное руководство, – что и как нужно делать, чтобы твой ребенок вырос счастливым и успешным человеком, на что следует обращать внимание прежде всего?

– В первую очередь необходимо верить в своего ребенка и принимать его таким, какой он есть, помогать ему идти по жизни, возможно и взяв его за руку. В плане успеваемости необходимо сделать так, чтобы ребенок не замечал, что вы контролируете выполнение домашних заданий – он должен понимать, что он все делает самостоятельно, а не по принуждению или под жестким контролем. Ребенок должен чувствовать, что ему доверяют, нужно чаще хвалить своего ребенка, говорить ему, что вы верите в то, что он может сделать это важное задание хорошо самостоятельно. А потом просто попросите его рассказать, как он так здорово все сделал! У меня один из учеников недавно рассказывал, как он маме объяснял решение задачи, которую мама сам не знала, как решить. Такие моменты дают свои плоды, ребенку создают ситуацию успеха. Также очень важно родителям следить за своими словами и поступками, ведь дети как губка впитывают все из поведения своих родителей, – советует победитель всероссийского педагогического конкурса.

Ольга КАРАЧАКОВА


Один комментарий для “Валентина Феоктистова: «Главная задача всех моих уроков – воспитать в детях добро»

  1. Умничка наша,Валентина Васильевна!!! От всей души поздравляем и гордимся своим первым учителем! Сколько бы не прошло лет,всегда помним и любим её,нашу замечательную вторую мамочку! Мы Благодарны ей за все,чему научила нас! Как жаль,что нельзя повернуть время вспять и опять пойти в первый класс…к ней…к самому лучшему учителю!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Защита от спама *