Понедельник, Октябрь 23, 2017

Погода в Абакане

Главная > Газета > Эти загадочные отпрыски

Эти загадочные отпрыски

Мы продолжаем публиковать ответы на вопросы абаканских родителей. На этот раз постараемся понять, чем мы можем помочь детям, поведение которых внушает тревогу взрослым. Разберемся, плох ли детский страх, чем чревато бесстрашие и вступим в неравную борьбу с вредной привычкой.

Стеснительный или боязливый?

Сыну скоро исполнится три года, и мы планируем, что с этого возраста он будет посещать детский сад. Но внушает опасение поведение ребенка: дело в том, что он явно неуверенно чувствует себя в детском коллективе. То есть сторонится тех, кто шумит, бегает – вместо того, чтобы присоединиться к ним, может замереть и стоять так, пока дети не отбегут. Но и в других случаях сам общается неохотно. Может быть, он боится других детей? Как помочь сыну, и стоит ли отдавать его в садик?

Мария Л.

Вопрос непростой и родительские сомнения вполне обоснованы: наверняка период привыкания к новому детскому коллективу пройдет очень тяжело. Причем не только для ребенка, но и для его родителей. Причин же, по которым ребенок демонстрирует подобное поведение, может быть несколько. Например, элементарное отсутствие опыта общения с другими детьми. То есть, ребенок попросту не знает, чего ожидать от вопящего и размахивающего руками сверстника. Поэтому он инстинктивно выбирает ту программу защиты, которая заложена в каждом из нас: замереть, чтобы не провоцировать агрессию. Именно так принято действовать в животном мире, и мы знаем это на подсознательном уровне. Отсутствие опыта общения может мешать и в случае контакта со «спокойными» детьми: ребенок, который привык играть в одиночестве, попросту не понимает, зачем ему нужны напарники.

Не будем забывать и о том, что робость и стеснение при встрече с незнакомыми людьми в той или иной степени свойственна и взрослым людям. Дети, как правило, более открыты для новых впечатлений, но некоторые из них демонстрируют несвойственное возрасту стеснение. Причиной подобной реакции может стать страх оценки окружающими. Он нередко пестуется взрослыми, хотя последние и не отдают в этом отчета. Страх и стыд – неплохие инструменты для манипуляции другими людьми, и поэтому к ним периодически прибегают воспитатели, чтобы скорректировать нежелательное поведение ребенка. А подпитывают страх оценки фразы наподобие «Вот сейчас тетя посмотрит на тебя и скажет «Какой непослушный мальчик!». Ребенку свойственно воспринимать сказанное буквально, и особо впечатлительные детки действительно могут счесть, что окружающие только и заняты тем, что дают оценку их поведению. При свойственном любому ребенке эгоцентризме подобная реакция вполне ожидаема. И естественно, что в таком случае чадо побоится сделать лишний шаг – чтобы не стать предметом порицания.

Могут быть и другие причины поведения ребенка. В любом случае вывод будет один: стоит повременить с регулярными посещениями детского сада. По крайней мере, до тех пор, пока реакция на других детей не станет мягче. Помочь могут занятия в группах временного пребывания, развивающих кружках и так далее. То есть, те места, где ребенок не просто постоянно занят чем-либо, но и находится не полный день. Тогда у него будет возможность постепенно войти в «детсадовский» режим. А значит, изменения произойдут с меньшим ущербом.

Бесстрашен или задумчив

Сыну недавно исполнилось пять лет. Ребенок развивается гармонично во всем, кроме одного момента: такое ощущение, что он полностью лишен чувства страха. Например, может выскочить на дорогу, невзирая на автомобили. Можно ли как-то повлиять на него?

Ирина М.

Вообще, для ребенка нормально не всегда давать себе отчет о возможных последствиях и отвлекаться от происходящего. Оба этих явления со стороны могут выглядеть именно как бесстрашие. Например, все мы не раз наблюдали, как дети, играя, бегут через дорогу, не озаботившись привычным аглоритмом «посмотри налево-направо». Просто в этот момент для них главное – не то, что происходит на дороге: об опасностях они на время попросту забыли, потому что стараются обогнать сверстника. Также, задумавшись о чем-то своем, ребенок может побежать через дорогу даже когда вот-вот загорится запрещающий сигнал. Понятно, что подобное поведение также требует корректировки, однако о бесстрашии речи не идет. Так что для начала стоит присмотреться к ребенку: может, все дело как раз в рассеянном внимании? Эта особенность обязательно проявляется не только на улице, но и во время развивающих занятий: ребенку сложно сосредоточиться, он постоянно на что-нибудь отвлекается и не может завершить начатое. В таком случае, возможно, понадобится помощь специалистов, поскольку в дальнейшем такое поведение приведет к проблемам с успеваемостью в школе.

Не стоит забывать и о том, что ребенок не представляет себе, какую опасность представляет несущийся автомобиль. К пяти годам дети уже способны допустить возможность травмы или даже гибели, однако такая перспектива может восприниматься лишь как некое исправимое недоразумение. Способствуют такому отношению компьютерные игры с героями, обладающими несколькими жизнями и мультфильмы, где герои переносят любое физическое воздействие без вреда для здоровья. При этом ребенок может вполне четко осознавать опасность, которую несут бытовые предметы. Например, если он уже обжигался о плиту, вряд ли он столь же бесстрашно прикасается к конфорке, как выбегает на проезжую часть.

В этом случае перед взрослыми также стоит непростая задача: с одной стороны, нужно понятно и доходчиво дать ребенку понять реальные опасности окружающего мира, с другой – не запугать его. Подобные уроки не обязательно проводить регулярно и во время прогулки. Нет и единого образца, по которому стоит их проводить: родители лучше знают, как общаться с ребенком. Например, поскольку речь идет о мальчике, можно дать ему возможность посмотреть на автомобили после ДТП. Конечно, такое «знакомство» не должно изобиловать шокирующими подробностями. Достаточно пояснить, что произошло с автомобилем на дороге. Этого уже должно быть достаточно для того, чтобы появилось осознание опасности.

Независимо от того, решитесь вы на подобный эксперимент или нет, стоит разработать правила поведения для прогулок. Такие, которые были бы понятны малышу: на дорогу – не выбегать, далеко не отходить и так далее. Можно, даже нужно, пояснить, почему вы устанавливаете эти правила. Достаточно сказать, что вы беспокоитесь о самом ребенке. Но незыблемость озвученных принципов должна быть железобетонной: если уж запретили ребенку – сами не перебегайте дорогу ни в коем случае. А за нарушением правил ребенком обязательно следуют санкции. Например, прогулка прекращается, семья возвращается домой.

Вредные привычки

Дочка шести лет с некоторых пор начала грызть ногти. Мы пробовали ее отучать разными способами, включая «бабушкины» методы, но ничего не получается. Что можно сделать?

Надежда К.

«Бабушкины методы» это, очевидно, попытка шлепнуть по руке, увидев нежелательное поведение? Не поможет, как и любые другие способы «борьбы» (а иные родители придумывают поистине варварские). Все дело в том, что привычка грызть ногти, дергать волосы (наматывать кудри на палец), кусать губы и тому подобное – не причина, а следствие. Таким образом человек пытается снизить накопившееся напряжение. Чаще всего возникают привычки после каких-либо сильных переживаний, когда мозг просто не в состоянии «переработать» свалившиеся впечатления или эмоции. В этой ситуации мы походим на кипящую кастрюлю с плотно закрытой крышкой: нужен выход для пара, иначе произойдет взрыв. Повторяющиеся, привычные действия как раз и выступают в роли «предохранительного клапана».

Поэтому справиться с привычкой можно, хотя это довольно длительный процесс. Постарайтесь понять, в какой момент у дочери появляется желание грызть ногти. Может быть, она сталкивается с какой-то задачей или волнуется? Возможно, в эти минуты ребенку как раз не хватает вашей поддержки. Например, выражения уверенности в том, что она все делает правильно. Или просто вашей любви и внимания. Дарите их почаще, и привычка начнет пропадать.

Андрей КЕДРИН


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Защита от спама *