Среда, Сентябрь 19, 2018

  /  Погода в Абакане

Главная > Газета > Улуг Хуртуях тас: история каменной старухи

Улуг Хуртуях тас: история каменной старухи

Улуг Хуртуях тас — одно из самых древних и загадочных изваяний Хакасии. Сокровище общемирового значения и, одновременно, предмет поклонения на протяжении многих веков и тысячелетий. Некоторое время это изваяние украшало собой территорию столицы Хакасии, чтобы затем оказаться рядом с местом своего «рождения».

Культ матери и плодородия является самым распространенным на земном шаре. В той или иной форме религиозные верования, которые почитают рождение, семью и материнство, существовали с самого зарождения человечества, и, по сути, представляют собой родственников homo sapiens как биологического вида. Кстати, по мнению некоторых ученых, это не совсем метафора — вполне вероятно, что первые религиозные представления появились одновременно с возникновением разума и способности к абстрактному мышлению, что и выделяет человека среди прочей фауны. Итак, архетип Богини-Матери уже очень стар. Археологи находят многочисленные изваяния, которые обобщенно называются «палеолитическими Венерами», от Пиренеев до озера Байкал — самая ранняя из этих фигурок датируется 35-м тысячелетием до нашей эры. Эти женщины, с гипертрофированными чертами, служили объектом культа и принесения даров, которые должны были помочь не только рождению детей, но и воспроизводству природных богатств, от которых люди зависели на заре своего существования.

В древних культурах богиня-мать также широко почиталась — ей приносили жертвы египтяне, шумеры, вавилоняне, ассирийцы, эллины, римляне, финикийцы, персы и множество других народов. Она была известна как Кибела, Алат, Исида, Амма, Юнона, Намму, Умай. Каждая цивилизация искала ее защиты, покровительства и прославляла ее имя, воздвигая изваяния, высекая барельефы, создавая гигантские храмы в ее честь. Конечно, также поступали и древние народы, населявшие территорию современной Хакасии. По всей степи и горам разбросаны сотни менгиров, нарисованы тысячи петроглифов, а под курганами спят сотни тысяч предметов, прославляющих Великую Мать. Одним из таких артефактов является Улуг Хуртуях тас, самый известный памятник окуневской культуры конца III–начала II тысячелетия до н. э. Ее размеры впечатляют: высота составляет 3,02 метра, а вес – 2,6 тонны. Тяжело представить, что такой камень был найден в степи, отесан подручными средствами и поставлен вертикально. Для изготовления подобного изваяния потребовался поистине колоссальный труд, тем более что в третьем тысячелетии до нашей эры не было сколько-нибудь удобных инструментов, которые бы позволяли легко и просто провести такие масштабные работы.

Впервые это изваяние было описано Даниэлем Готлибом Мессершмидтом в 1722 году: «…была высечена из серого песчаника и вкопана в землю наклонно. Сзади можно было видеть подвешенные толстые, сплетенные из волос косы. Татары-язычники оказывали ей большой почет, трижды объезжали вокруг нее, после каковой церемонии делали ей подношение в виде еды. От предков им доводилось слышать о том, что это Куртуякское изваяние было когда то знаменитой матроной и сам всемогущий бог превратил ее в камень…» Также ее упоминает Н.Ф. Катанов в своих записках о путешествиях по Хакасии: «…из села Аскиз в село Усть-Есь я с женою… отправился 9 июля 1899 года… с правой стороны дороги… между улусами Апаковым и Караблековым стоит лицом на северо-восток высокая каменная старуха, называемая у туземцев „Хуртуях тас“ и виденная П.С. Палласом еще 5 сентября 1772 года…»

Эти свидетельства не только документируют факт существования артефакта, но и позволяют достаточно точно локализовать изначальное местонахождение изваяния, а также демонстрируют большое уважение, которое выказывали ей хакасы. То, что Улуг Хуртуях тас не тронул никто из всех народов, населявших наши земли, является почти чудом. Логика тут абсолютно простая — стройматериалов всегда не хватает, да и шутки вроде тех, которые побуждают оставлять на скамейках свои вырезанные инициалы, свойственны всем народам, — к примеру, часть важных событий мировой истории ученые установили по граффити, оставленным викингами на стенах собора Святой Софии в Константинополе, которые, надо сказать, по большей части были весьма скабрезными.

На самом деле легенд, рассказывающих об Улуг Хуртуях тас (в переводе с хакасского «Большая каменная старуха»), великое множество, но большинство из нас не дошли, поскольку исчезли те народы, которые их сотворили. Впрочем, кое-что осталось — на данный момент зафиксировано более двадцати сказаний, описывающих историю этого артефакта. Наиболее распространенная версия связывает Хуртуях и ее мужа, Сартаклая, известного героя эпоса народов Саяно-Алтая. Сартаклай построил мост через Енисей, но коварные враги использовали его для вторжения в Хакасию. Понимая, что спастись сам он уже не сможет, герой усадил свою жену и сыновей на коня и повелел скакать прочь. Более того, под страхом страшной смерти он запретил им оборачиваться. Сам же Сартаклай встал на пути врагов и погиб в неравной битве. Хуртуях быстро скакала и добралась до реки Абакан, которую она перепрыгнула на коне, но потеряла сыновей — они упали в воду и утонули. Тогда она обернулась и, увидев смерть всех своих близких, воззвала к богам о справедливости. Боги же обратили ее в камень, наделив силой исцелять женщин от бесплодия. По другой версии, Хуртуях была женой кыргызского кагана, который отчаянно сражался с врагами своего царства, но потерпел неудачу. В момент, когда, казалось бы, всякая надежда исчерпана, Хуртуях взмолилась богине Ымай о сохранении своего народа. Та же обратила женщину в камень, сделав хранительницей жизненной силы хакасского народа.

В этих легендах есть общие мотивы — Улуг Хуртуях тас представляет собой хранительницу очага, источник защиты и помощи в продолжении рода, который должен быть продолжен для сохранения народа. Неудивительно, что это изваяние с давних пор и по сей день используется для ритуалов, связанных с семьей, деторождением и браком. Изначально оно располагалось недалеко от аала Анхаков, но в 1954 году было перевезено в фонд Хакасского краеведческого музея археологом Альбертом Николаевичем Липским, который таким образом хотел спасти древний артефакт от вандализма. Что интересно — даже во время господства научного атеизма в Советском Союзе верующие приходили в музей помолиться и попросить помощи у Большой каменной старухи.

«…Во дворе Абаканского музея, в собрании древних изваяний, стоит скульптура Хуртуях тас — каменной старухи, вывезенная мною в 1954 году от улуса Анхакова на Среднем Абакане. Это песчаниковый обелиск, тщательно обработанный, содержащий изваяние лица головы, не выделенной из камня, и хорошо оформленный живот беременной женщины, с вырезанной на нем личиной… так вот, перед этим изваянием стояла молодая хакаска, держа мисочку с аракой — молочной водкой – у рта каменной старухи. Рот изваяния обильно смазан сметаной. На земле стояли берестяные туески с пищей, с аракой и абыртхы — хлебным напитком… Молодая женщина, подставив чашку с водкой ко рту изваяния, что-то шептала, кланяясь Хуртуях тас… Когда молодая женщина кончила молиться, я попросил ее и ее спутников зайти в музей. Здесь после упорных моих расспросов, старая женщина сказала, что молодая, ее невестка, десятый год замужем, но у нее нет детей, а мы слышали, что Хуртуях тас увезли в Абакан, и мы приехали сюда, чтобы просить ее дать нашей невестке детей…» – описывает археолог свои наблюдения. По всей видимости, народная вера была настолько сильна, что даже общее неприязненное отношение советской власти к религии не смогло отвратить верующих от своей любимой покровительницы.

Сейчас, впрочем, Улуг Хуртуях тас получила свой собственный дом. По настоянию общественности 17 июля 2003 года был организован музей под открытым небом «Хуртуях тас», который находится вблизи места, где она была расположена до переезда в Абакан. В экспозиции кроме самого изваяния находится старинная хакасская юрта и аутентичные предметы быта. Также на территории музея расположены курганы тагарской культуры, которые наглядно иллюстрируют всю непростую историю нашей земли. В современности никто не мешает отправлять религиозные обряды почитателям Улуг Хуртуях тас, более того, в музее работает шаман, который может провести все надлежащие ритуалы. Множество людей приезжают ежегодно в это место в надежде, что их просьбы и молитвы будут услышаны и станут реальностью. Часть из них — хакасы, но есть и представители других этносов, в том числе и зарубежные гости.

Илья ЕЛИСЕЕВ


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Защита от спама *