Воскресенье, Сентябрь 23, 2018

  /  Погода в Абакане

Главная > Газета > «Папа, я попал в ДТП!», или возвращение телефонных мошенников

«Папа, я попал в ДТП!», или возвращение телефонных мошенников

Мошенничество – одно из самых распространенных преступлений XXI века. Современные технологии позволяют злоумышленникам действовать на расстоянии, а наглость вкупе со способностью к убеждению – опустошать банковские счета своих жертв. Текущая осень в Абакане стала особо «урожайной»: обманутые граждане обращаются за помощью в полицию практически ежедневно. Как же действуют мошенники и можно ли им противостоять?
Простая история
Поздний вечер уже готов был смениться ночью, когда у пожилого абаканца зазвонил телефон. «Папа, я только что сбил девушку! Тут рядом полицейский, ему нужно с тобой поговорить», – донесся до него срывающийся от волнения голос собеседника. Человека, разменявшего уже девятый десяток лет, эти слова словно унесли из реальности. Все остальное происходило словно во сне. А трубку уже взял мужчина с хорошо поставленным голосом, четко и ясно обрисовавший ситуацию: «Да, безусловно, водитель, то есть ваш сын, виновен. Пострадавшая в тяжелом состоянии уже отправлена в больницу. Но в любом случае виновнику грозит десять лет тюремного заключения. Помочь? Конечно, можете. Сколько вы готовы отдать за свободу своего сына?»
Сбережений у пожилого человека оказалось немного, но грозного собеседника сумма устроила. Только с условием, что переведена она будет срочно, в течение нескольких минут. Робкие возражения: мол, ночь на дворе, да и с переводом денег через банкомат в силу возраста справиться сложно жестко пресекались. Пришлось собираться и идти в центр города, не прерывая разговора. Пенсионера «вели» до самого банкомата, ежеминутно спрашивая о том, где он находится и что делает. Не оставили и когда дело дошло до перевода средств. Как только сумма была отправлена на нужный номер телефона, «полицейский» попрощался и пообещал связаться с пенсионером…
– Описанная ситуация довольно типична для «телефонного мошенничества», правда с некоторым дополнением, – поясняет старший следователь УМВД России по Абакану Русалина КОКОВА. – Вообще схема «попал в ДТП, сейчас полицейский все объяснит» уже стала классической. Ею регулярно пользуются злоумышленники, обманывая в числе прочих и жителей Абакана. Но обратите внимание на то, что в этой ситуации у пострадавшего нет времени на раздумья, а кроме того, собеседник не дает ему возможности проверить информацию. Именно поэтому от мужчины требовалось постоянно говорить с «полицейским» – в такой ситуации затруднительно предпринимать какие-либо действия. В итоге же наш пенсионер пришел в себя только через несколько минут, когда уже вышел из отделения банка. Только тогда он решил позвонить сыну, чтобы узнать, как у него дела. Когда же услышал, что с его близким человеком все в порядке, решил обратиться за помощью в правоохранительные органы.
Очевидно, мошенники решили подстраховаться случай, если их жертва догадается связаться с родственниками. Ведь проверочный звонок сыну — традиционный и наиболее часто рекомендуемый способ проверки информации подобного рода. Кроме того, судя по реакции пострадавшего, который безропотно исполнял указания мошенника, последний владел основами «программирования». Ничего сверхъестественного в этом нет, суть сводится к тому, чтобы для начала вызвать максимально сильные эмоции у жертвы, а затем поддерживать ее состояния, забрасывая инструкциями, — чтобы не вернулась способность мыслить критически. Примерно так же действовали в прежние времена «гадалки» на рынках, пугавшие доверчивых прохожих вестью о скорой смерти жертвы или ее близких. И точно так же потерпевшие лишь спустя несколько минут понимали, что их попросту провели.
– Мошенники, как правило, звонят своим жертвам рано утром или поздно вечером, то есть в то время, когда люди либо спят, либо готовятся ко сну. И чаще всего в таком состоянии люди даже не в состоянии распознать, звонит ли им близкий или чужой человек, — все уверяют, что голос был точно как у их сына, – отмечают сотрудники отдела уголовного розыска УМВД России по Абакану.
Мифы и реальность
Телефонное мошенничество с момента его появления уже успело обрасти легендами. В этом есть вина самих пострадавших: людям обычно неловко признавать, что их очень легко обмануть. Вот и стараются они, порой неосознанно, придумать оправдание для себя: ведь не постыдно проиграть всемогущему противнику, который умело подделывает голоса, способен мановением руки вскрывать личную переписку и одной фразой брать контроль над сознанием. На деле же пострадавшие попросту не готовы к подобной наглости, а потому даже те, кто в принципе знаком с подобной угрозой, могут поддаться на уговоры злоумышленников. Хотя и развитие технологий не стоит на месте, так что появляются все новые способы отъема денег у населения.
В последние годы в полицию регулярно поступают заявления от пострадавших от мошенников разного рода. Наряду с «телефонными» удерживают первенство «интернетные». Последние чаще всего создают магазины-однодневки с привлекательными ценниками и редкими товарами. При этом работать с клиентурой предпочитают исключительно по предоплате. В итоге же покупатель, перечисливший деньги, не получает товар. А через некоторое время и «магазин» прекращает свою деятельность. Есть и более изощренные способы.
– Мне пришло СМС-сообщение «Посмотри наши фотки», к которому была прикреплена ссылка на интернет-сайт. Номер был незнаком, но ведь люди довольно часто меняют операторов, подыскивая выгодный тариф или лучшее качество обслуживания. Бывает, что заводят второй номер и забывают сказать своим знакомым… Так что я ничего не заподозрил. Зато вскоре после того, как перешел по ссылке, исчезли деньги с банковского счета, – примерно так звучат истории, рассказанные жертвами мошенников, специализирующихся на взломе «мобильного банка». Переходя по указанной ссылке, жертва скачивает вредоносную программу и тем самым открывает доступ к своему счету. А дальше уже сами злоумышленники решают, кому и в каком количестве переслать свалившееся на них богатство.
Иногда злоумышленники представляются сотрудниками банков, рассылая сообщения о блокировке карты. Тому, кто попался на эту уловку, предлагают пройти к банкомату и провести ряд манипуляций якобы для того, чтобы исправить ситуацию. В итоге же пострадавший переводит свои деньги на счет злоумышленника.
Что делать
Исправить последствия свой доверчивости очень сложно: поиск злоумышленников — дело долгое, да и не факт, что в итоге деньги будут возвращены хозяину. Так что гражданам стоит помнить: только их бдительность может быть серьезным оружием против таких злоумышленников. Ведь чем чаще попытки обмана будут заканчиваться провалом, тем меньше будет желающих заняться столь невыгодным «промыслом».
Не стоит и надеяться на собственную сообразительность: как показывает практика, на крючок мошенников попадают люди любого возраста, достатка и образования. Скорее наоборот, если вы в принципе допустите возможность того, что вас могут обмануть, это позволит сохранить бдительность и способность здраво рассуждать.
А отпугнуть телефонного мошенника просто: для этого достаточно лишь продемонстрировать ему, что вы не просто не поддались его воздействию, но стараетесь взять ситуацию под контроль. Помогут в этом случае уточняющие вопросы. Например, можно потребовать от «полицейского» назвать госномер автомобиля, на котором ездит ваш сын, его цвет, марку. Нелишним будет и вопрос о месте происшествия. Среди мошенников не редкость — люди из других регионов, не знакомые с нашим городом, а следовательно, к подобным вопросам они просто не готовы.
Что касается интернет-мошенников разного толка, то здесь защититься проще. Частные продавцы, которые намерены честно работать, дорожат своей репутацией, так что наверняка имеется возможность посмотреть отзывы покупателей. Так, например, если вы приобретаете что-то у продавца, которого нашли через тематический форум, уточните, не внесено ли его имя в «черный список». Можно спросить совета и у других пользователей: если продавец замечен в ненадлежащем поведении, об этом вряд ли умолчат. Примерно такой же подход действует и в случае, когда речь идет об интернет-магазинах.
Финансовые организации также, по мере возможностей, стараются оградить своих клиентов от мошенников. Первое и главное правило, которого они придерживаются: вся информация в СМС-рассылках поступает только с одного, официального номера банков. А такие вопросы, как разблокировка карты по телефону, не решаются: для этого требуется личное присутствие клиента. Но о чем бы ни шла речь, выходом может быть звонок в службу поддержки банка, номер которой обычно выдается вместе с договором каждому клиенту.
Андрей КЕДРИН


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Защита от спама *